Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности размещения и укладки груза на суднеСтр 1 из 10Следующая ⇒
Организация размещения и крепления груза на судне Общие требования к размещению груза по трюмам Наряду с нахождением общего количества груза, которое следует погрузить на судно, необходимо определить количество груза по отдельным трюмам. Груз размещается равномерно по трюмам для создания нормальной посадки судна, для исключения чрезмерных прогибов и перегибов корпуса судна, большого крена и предельного дифферента. При распределении груза по трюмам рекомендуется размещать его пропорционально вместимости грузовых трюмов. В реальных условиях при погрузке груза в речных портах, как правило, для судна смешанного плавания создается небольшой дифферент в корму судна с таким расчетом, чтобы с учетом расходования топлива и воды в течение рейса судно проходило участки с ограниченной глубиной на внутренних водных путях без дифферента или с минимальным дифферентом в корму. Запасы топлива и воды на судне смешанного плавания пополняются при выходе в море из устьевого порта. После прохождения лимитирующих участков пути величина дифферента может регулироваться перемещением судовых запасов (топлива или воды) между определенными цистернами или приемом некоторого количества балласта в соответствующие балластные танки. Для предварительной оценки размещения груза по отдельным грузовым трюмам судна предлагается использовать формулу:
где: Рi - масса груза в i –м трюме, тонн; Vi - объем i –го трюма, м3 (см. табл. 8 Прил. 1); Ртр- общая масса груза, погруженного во все трюма, т. (см. табл. 2.4.); W - грузовместимость судна, м3 (см. табл. 8 Прил. 1 или табл. 2.4.). Определив количество груза по отдельным грузовым трюмам судна, далее необходимо определить объем заполнения трюмов грузом, т.е. объем груза в отдельном трюме (с учетом пустот), используя следующую формулу: Viг = Рi • µ , м3 [ 2.33.] где: Viг- объем груза в i –м трюме (с учетом пустот), м3; Рi - масса груза в i –м трюме, тонн; µ - удельный погрузочный объем груза, м3/т.
Расчет весовых нагрузок планируемой загрузки судна Первоначально весовые нагрузки и координаты весовых нагрузок для выполнения рейса для конкретного судна выбираются по таблице 9 Приложения 1 методических указаний. В таблице для каждой статьи весовой нагрузки судна имеются исходные данные для самостоятельных расчетов: вес в тоннах, возвышение центра тяжести над основной линией - аппликата центра тяжести (zg) в метрах, отстояние центра тяжести от миделя судна - абсцисса центра тяжести (xg) в метрах. Следует обратить внимание, что в таблице 9 отсутствуют данные весовых нагрузок по грузу в трюмах и палубному грузу, а также аппликата центра тяжести палубного груза, которые необходимо рассчитать самостоятельно. Следует также иметь в виду, что координаты для грузовых трюмов xgи zg приведены для условий полного их заполнения заданным грузом, поэтому, если объем груза в трюме меньше, чем вместимость этого трюма (см. расчет по формуле 2.25), то возвышение центра тяжести этого груза над основной линией – аппликата центра тяжести (zg) определяется по таблице 23 Приложения 1. Аппликату центра тяжести палубного груза (zпгg ) необходимо рассчитать самостоятельно для тех грузов, для которых возникает необходимость размещения на люковых крышках:
где: zпгg - аппликата центра тяжести палубного груза, м; hдд – высота междудонного пространства (двойного дна), м - см. табл. 7 Прил. 1; hтр – высота грузового трюма, м (см. табл. 8 Прил. 1); hлк – высота люковой крышки, м (см. табл. 8 Прил. 1); hпг– высота палубного груза, м (расчет – см. ниже). Высота палубного груза: а) универсальные контейнеры: Высота палубного груза определяется перемножением высоты контейнера (находится из справочников по типу контейнера) на количество ярусов (см. ограничения по п. 2.4.2.3). б) пиломатериалы в пакетах: Если Р1лк >Р2лк, то максимальная высота палубного груза пиломатериалов является величиной hпг , определенной в п. 2.4.2.3.б). Но, если Р1лк<Р2лк, то высота палубного грузаhпг устанавливается по значению Рлк =Р1лк :
где составные части известны по формуле 2.16. Высоту палубного грузаhпг необходимо представить в виде целого числа с десятичной дробью до одного числа. Если эта величина не совпадает с числом, кратным произведению высоты пакета пиломатериалов на число ярусов, то это означает, что последний ярус палубного груза пиломатериалов загружен не на всю площадь люковых крышек и поэтому дифферент судна можно изменять простым перемещением контейнера на свободное место. в) круглый лес, перевозимый россыпью: Если Р1лк > Р2лк, то максимальная высота штабеля круглого леса ограничена величиной hдоп п(см. 2.4.2.3.). Но, если Р1лк<Р2лк, то высота палубного грузаhпг устанавливается по значениюРлк =Р1лк :
где составные части известны по формуле 2.19. г) трубы большого диаметра: Рлк ЕслиР1лк > Р2лк, то максимальная высота штабеля труб большого диаметра определяется по формуле: hпг = Øн [ 1 + 0,866 (Rтшт – 1) ], м [ 2.37.] где: hпг - фактическая высота штабеля палубного груза труб, м Øн - диаметр трубы, м Rтшт - количество ярусов труб в штабеле палубного груза, ед Но, если Р1лк<Р2лк,то масса палубного груза устанавливается по значениюРлк =Р1лк , определенному в п. 2.4.2.3 г). В этом пункте определены и другие характеристики штабеля груза, в т.ч.фактическое количество труб в отдельном штабеле Nfт и число труб в основании штабеля труб Nосн. Подставляя эти значения в формулу 2.23. и преобразуя ее, следует найти значение Rтшт - количество ярусов труб в штабеле палубного груза, выраженное целым числом с десятичной дробью с одним знаком после запятой. Для нахождения высоты палубного грузаhпг полученное значение Rтшт следует подставить в формулу 2.37. Значения весовых нагрузок судна, а также значения xg и zg, определенные выше следует внести в таблицу 2.5., в которой остаются незаполненными клетки для значений Мх и Мz. При отсутствии палубного груза строка «палубный груз» не заполняется. Следующим шагом является определение статических моментов нагрузок относительно миделя (Мх) и основной плоскостью (Мz) для каждого вида весовых нагрузок, для этого в таблице 2.5. каждую весовую нагрузку перемножают на значение абсциссы ц.т. (xg) и отдельно на значение аппликаты ц.т. (zg).Значения Мх и Мz суммируются. Значения xg и zg для всей системы судно-груз определяются расчетным путем, при этом сумма моментов Мх и Мz соответственно делится на значение суммы весовых нагрузок судна, представляющих собой весовое водоизмещение судна Δф. Таблица 2.5.
Расчет весовых нагрузок судна
2.5.3. Расчет дифферента и осадок судна 2.5.3.1. Расчет дифферента и осадок судна планируемой загрузки Полученный вариант предварительной загрузки необходимо проверить на дифферент и определить значение осадок судна в носовой и кормовой части. Дифферент определяется по формуле:
где: Δф– весовое водоизмещение судна насреднюю осадку судна, т ; xс – абсцисса центра величины судна, м (см. табл. 17 Прил. 1); xg – абсцисса центра тяжести судна (отстояние центра тяжести груза от миделя судна),м – определяется расчетным путем по табл. 2.5.; M1см -момент, дифферентующий судно на 1 сантиметр осадки, тм (см. табл. 19 Прил. 1). После определения дифферента необходимо определить осадку судна кормой (в кормовой оконечности судна) dк и осадку судна носом (в носовой оконечности судна) dн. Осадка судна кормой определяется по формуле:
Осадка судна носом определяется по формуле:
где: dпср - средняя осадка судна (осадка на миделе) в пресной воде, м. (см. п. 2.4.3 и расчет по формуле 2.30). ψ - дифферент судна, м (см. формулу 2.38.) Xf - абсцисса центра тяжести ватерлинии (см. табл. 18 Прил. 1) L - длина судна, м (см. табл. 7 Прил. 1) Необходимо проанализировать полученные величины ψ,dн иdки определить возможность прохода судна через участки с наименьшей проходной осадкой и другие лимитирующие участки речного пути, а также необходимость дифферентовки судна (изменения дифферента).
2.5.3.2. Расчет дифферента и осадок судна при фактической загрузке Оптимальным размещением груза по трюмам является наличие дифферента судна в корму (при разности между носовой и кормовой осадкой в интервале от 0 до - 40 см). При наличии дифферента в нос для получения требуемого дифферента рекомендуется переместить некоторое количество груза из одного трюма в другой трюм, в отдельном трюме, а на люковых крышках перераспределить палубный груз. Требуемый дифферент определяется также с учетом расхода судовых запасов. В течение рейса судна происходит уменьшение судовых запасов (топливо, вода). Поэтому в речных условиях плавания судно необходимо погрузить таким образом, чтобы при проходе мелководных или лимитирующих участков пути дифферент приближался к нулю или же максимальная осадка (осадка судна кормой/носом) при наличии дифферента не превышала проходную осадку на участках с ограниченными глубинами. Расчет изменения дифферента от расходования судовых запасов. Время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка речного пути (tог) находится по нормам следования судов смешанного река-море плавания по внутренним водным путям для соответствующего направления (см. табл. 28 Прил. 1): tог =tогх +tогст, сут. [ 2.41.] где: tог - время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка пути (участка с ограниченными глубинами), сут.; tогх – ходовое время от порта до лимитирующего участка пути, сут.; tогст – стояночное время в пути от порта погрузки до лимитирующего участка пути, сут. (время шлюзования, стоянки в каналах и т.п.). Количество топлива (рогт) и воды (рогв), израсходованное при следовании судна от порта погрузки до лимитирующего участка речного пути, равно: рогт = σтхtогх + σстх tогст , тонн [ 2.42.] рогв = σв tог, тонн [ 2.43.] где: рогт - количество (масса) топлива, израсходованного за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка, тонн; рогв - количество (масса) пресной воды, израсходованной за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка, тонн; σтх - суточный расход топлива на ходу, т/сут. (см. табл. 6 Прил. 1); σтст - суточный расход топлива на стоянке, т/сут. (см. табл. 6 Прил. 1); σв - суточный расход воды, т/сут. (см. табл. 6 Прил. 1). Общее количество судовых запасов, израсходованных за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка(рогз) равно: рогз= рогт +рогв, тонн [ 2.44.] Далее определяется весовое водоизмещение судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (лимитирующего участка), с учетом расходования судовых запасов: Δог = Δф - рогз, тонн [ 2.45.] Зная общее весовое водоизмещение судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (Δог) по таблице 15 Приложения 1 находим среднюю осадку судна при прохождении лимитирующего участка (dогср). Отсюда, определяем изменение средней осадки на момент подхода к участку пути с ограниченными глубинами (∂dср) : ∂dср = dогср - dср, м [ 2.46.] Изменение средней осадки на момент подхода к участку пути с ограниченными глубинами (∂dср) можно определить, воспользовавшись таблицей 20 Приложения 1. Зная общее весовое водоизмещение судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (Δог) из таблицы находим значение числа тонн, приходящихся на 1 см осадки судна (р1см ). При известном общем количестве судовых запасов, израсходованных за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка, тонн(рогз) применяем формулу:
По значению весового водоизмещения судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (Δог) по таблице 19 Приложения 1 находим момент, дифферентующий судно на 1 см осадки (Мог1см). Далее необходимо определить суммарный статический момент судна от количества израсходованного запаса топлива и воды. Мизх = рогт • xтg +рогв •xвg , тм [ 2.48.] где: Мизх – суммарный статический момент относительно миделя судна от количества израсходованного запаса топлива и воды, тм; xтg – абсцисса центра тяжести расходной цистерны топлива, м (см. табл. 6 Прил. 1); xвg – абсцисса центра тяжести расходной цистерны пресной воды (см. табл. 6 Прил. 1). Изменение дифферента судна при подходе к участку пути с ограниченными глубинами рассчитывается путем деления суммарного статического момента израсходованного судового запаса топлива и воды на момент, дифферентую-щий судно на 1 см осадки (Мог1см).
где: ∂ψ - изменение дифферента судна при подходе к участку пути с ограниченными глубинами, м; Мог1см - момент, дифферентующий судно на 1 см осадки (см. табл. 19 Прил. 1). Положительное значение суммарного статического момента от количества израсходованного топлива и воды и положительное значение изменения дифферента при подходе к участку пути с ограниченными глубинами может означать увеличение осадки судна кормой и уменьшение осадки судна носом, а отрицательные значения – соответственно уменьшение осадки судна кормой и увеличение осадки судна носом. Установление окончательного дифферента судна . Случай 1. Средняя осадка судна после погрузки судна (dпср) равна максимально допустимой осадке в условиях ограниченных глубин на речных участках пути(dогmax), т.е.dпср = dогmax. Дифферент, необходимый для нормальной посадки судна после погрузки и последующего прохождения участков речного пути с ограниченными глубинами(ψ1), может быть установлен следующим образом: ψ1 = ∂dср + ∂ψ , м [ 2.50.] Случай 2. Средняя осадка судна после погрузки судна (dпср) меньше максимально допустимой осадки в условиях ограниченных глубин на речных участках пути(dогmax), т.е.dпср < dогmax. Дифферент, необходимый для нормальной посадки судна после погрузки и последующего прохождения участков речного пути с ограниченными глубинами(ψ1), может быть установлен следующим образом: (- 0,4) < ψ1 ≥ (dпср- dогmax) + ∂dср +∂ψ, м [ 2.51.] Окончательный дифферент судна должен быть установлен в пределах от 0 до (- 0,4 м), т.е. судно грузится на ровный киль или с дифферентом в корму. Корректировка весовых нагрузок для создания необходимой посадки судна Установив необходимый дифферент, определяем новую абсциссу центра тяжести системы судно - груз (x1g) по формуле:
Отсюда определяем статический момент нагрузок относительно миделя судна (М1х) , необходимый для нормальной посадки судна: М1х = Δф • x1g, тм [ 2.53.] Находим разность между статическим моментом нагрузок относительно миделя по предварительной загрузке судна (М0х) и статическим моментом нагрузок относительно миделя (М1х), необходимым для нормальной посадки судна ∂М1х: ∂М1х = М0х - М1х , тм [ 2.54.] На последнем этапе расчета следует обратиться к таблице весовых нагрузок, подсчитанной для предварительной загрузки судна. Если ∂М1х ≠ 0, то требуется корректировка таблицы весовых нагрузок по трюмам или палубному грузу. Это достигается следующим образом. Случай 1. Грузовместимость трюмов используется не полностью и груз размещается только в грузовых трюмах. Следует переместить такое количество груза из одних трюмов в другие, чтобы сумма статических моментов перемещенных нагрузок равнялась ∂М1х. При этом статические моменты учитываются как по трюмам, из которых убирается груз, так и статические моменты по трюмам, в которые груз перемещается. Если величина ∂М1х незначительна или судно имеет только один трюм, допускается перемещение груза в отдельном трюме, путем изменения xg по этому трюму, на величину не более 1/2 длины трюма. Случай 2. Грузовместимость трюмов используется полностью и груз размещается только в грузовых трюмах (груз с высоким УПО). Учитывая, что переместить груз из одних трюмов в другие нет возможности, необходимо недогрузить некоторое количество груза в одном или нескольких трюмах, чтобы сумма статических моментов этих грузов равнялась ∂М1х. Следует отметить, что в этом случае изменится начальное водоизмещение. Случай 3. Грузовместимость трюмов используется полностью, но груз размещается не только в грузовых трюмах, но и на палубе. Этот случай аналогичен предыдущему, но действия по перемещению груза или уменьшению его количества по сравнению с предварительным размещением касаются только палубы/люковых крышек. После корректировки в курсовом проекте необходимо: 1. Представить таблицу уточненных весовых нагрузок судна, с определением новых Рi, xg, zg,Мx, Мz, Δ1ф (если необходимо). 2. По уточненному размещению груза в трюмах и на люковых крышках рассчитать новый дифферент, уточнить среднюю осадку и осадки носом и кормой после окончания погрузки судна, используя вышеприведенные формулы и методику расчетов. (Расчеты, связанные с прохождением участка с ограниченной глубиной и расходом судовых запасов на данном этапе производить не требуется). Если таблица весовых нагрузок судна не требует корректировки, то, за основу следует принять предварительное размещение груза, указав об этом в тексте курсового проекта.
2.5.4. Расчет показателей, характеризующих использование грузоподъемности и грузовместимости судна Требуется определить коэффициент использования вместимости грузовых трюмов, определяемый как отношение объема груза (с учетом пустот), погруженного в трюм (Viг) к объему соответствующего грузового трюма:
где: kiвм- коэффициент использования вместимости i-го грузового трюма, ед.; Viтр - объем i –го грузового трюма, м3. Необходимо определить коэффициент трюмной укладки груза, который находится как отношение грузовместимости грузового трюма к суммарному объему грузовых мест, уложенных в этом трюме.
где: kiвм- коэффициент трюмной укладки в i-м грузовом трюме, ед Viгм - суммарный объем грузовых мест, уложенных в i-м трюме, м3. Следует учитывать, что суммарный объем грузовых мест Viгм не учитывает пустоты, образующиеся в трюме между отдельными местами, между местами и конструкциями грузового помещения, пустотами внутри прокладочного или крепежного материала и пр.
где: Рi тр – масса груза в отдельном трюме, тонн Р1м – масса одного грузового места (пакета, рулона, связки и т.д), тонн; V1м – объем одного грузового места (пакета, рулона, связки и т.д.), м3. Исходные данные по массе и объему одного грузового места содержатся в таблице 4 Приложения 1. Коэффициент использования грузоподъемности судна следует определить из выражения:
2.5.4. Показатели, связанные с определением весовых нагрузок, осадок и дифферента Результаты всех расчетов по определению осадок судна, дифферента и весовых нагрузок для двух вариантов транспортно-технологической схемы перевозки заданного груза на заданном направлении необходимо свести в таблицу 2.6 и проанализировать. Таблица 2.6. Показатели, связанные с определением весовых нагрузок, осадок и дифферента
Продолжение табл. 2.6.
Продолжение табл. 2.6.
Продолжение табл. 2.6.
Особенности размещения и укладки груза на судне |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 409. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |