Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальная психология А. Адлера: от «комплекса неполноценности» к личному росту




 

Альфред Адлер (1870-1937) в своей концепции инди­видуальной психологии во многом противостоял теории Фрейда. Адлер рассматривал человека как единое целост­ное, самосогласующееся существо, т. е. индивидуум пред­ставляет собой неделимое целое в отношении взаимосвя­зи между мозгом и телом, между сознательным и бессоз­нательным, имеет единство в мышлении, чувствах, дей­ствиях, в каждом проявлении личности. Адлер дал на­звание своей теории «индивидуальная психология», по­скольку в латыни «индивидуум» означает «неделимый», т. е. означает «сущность, которую нельзя разделить».

Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, от других людей, поэтому все поведение че­ловека происходит в социальном контексте, социальные детерминанты определяют поведение и жизнь человека, в результате у людей формируется социальный интерес-стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с людьми.

Структуру самосогласующейся и единой личности Ад­лер определял как стиль жизни, Только в движении по направлению к личностно-значимым жизненным целям, в стремлении к совершенству индивидуум может высту­пать как единая и самосогласующаяся целостность, ко­торая может распоряжаться своей жизнью, проявлять творческую силу и свободу выбора. Стиль жизни опреде­ляется стремлением личности преодолеть чувство непол­ноценности. Адлер полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным след­ствием их физических размеров и недостатка сил и воз­можностей. Сильное чувство неполноценности, или «ком­плекс неполноценности», может затруднить позитивный -рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноцен­ности побуждает ребенка расти, «стать таким же силь­ным или даже сильнее других», стремиться к совершен­ствованию, к превосходству, к развитию своих способно­стей. Адлер писал: «стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жиз­ни, стремление, без которого жизнь была бы немысли­мой». Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные ин­тересы и заинтересованность в благополучии других, — она развивается в конструктивном и здоровом направле­нии (принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенно­го способа жизни). Однако некоторые люди пытаются до­стичь превосходства посредством господства над други­ми, а не становясь более полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над други­ми (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Со­циальный интерес отражает степень заинтересованности человека во взаимодействии с людьми, в общественной солидарности. Для развития социального интереса необ­ходима включенность в отношения с другими людьми. Особенно большое значение на развитие социального ин­тереса оказывают члены семьи и прежде всего мать. Задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребен­ке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. Социальный интерес выступает основным критерием психического здо­ровья человека, Душевно здоровые люди стремятся не только к личному благополучию, но и к благополучию других людей.

Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, че­ловек может преодолеть чувство неполноценности. Он пи­сал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в разви­тие человечества, были всегда общественно ориентирова­ны. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людь­ми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Ад­лер полагал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — про­дукты неправильной подготовки в области общественно­го чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству оди­нокие существа, которые в большей или меньшей степе­ни движутся противоположно остальному миру».

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неувереннос­ти и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к пре­восходству личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первич­ными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный, стиль это уникальный способ, выбран­ный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жиз­ни и взаимодействия с жизнью вообще.

Порядок рождения детей в семье способен влиять на формирование стиля жизни. Например, первенец полу­чает повышенную любовь и заботу родителей, но когда появляется второй ребенок, первенец чувствует себя в положении «монарха, лишенного трона», пытается вер­нуть свое верховенство в семье, но неминуемо терпит по­ражение, поэтому приучает себя к изоляции, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении, стремится к власти и лидерству, становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Положение единственного ре­бенка в семье обуславливает то, что он слишком много получает заботы от родителей, привыкает ожидать такой же заботы от других людей, и стиль его жизни характе­ризуется эгоцентризмом и зависимостью, наличием труд­ностей во взаимоотношениях со сверстниками. Положе­ние второго (среднего) ребенка в семье обуславливает не­произвольное его соперничество со старшим братом или сестрой, поэтому часто его стилем жизни становится со­перничество, честолюбие, стремление доказать свое пре­восходство, ориентация на достижения. Положение млад­шего (последнего) ребенка обуславливает то, что он, с одной стороны, часто становится «баловнем» семьи, ок­руженным заботой родителей и старших братьев, сестер, но, с другой стороны, у старших детей больше привиле­гий, чем у младшего, поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, которое может детерминиро­вать либо стремление к борьбе, достижению превосход­ства («борящийся младший ребенок», возможный буду­щий революционер), либо нарастание комплекса непол­ноценности, склонность к депрессии, алкоголизму и т. п.

Позиция ребенка в семье обуславливает возникновение определенных проблем, которые могут все-таки по-раз­ному восприниматься ребенком, и поэтому описанная выше тенденция формирования жизненного стиля нежестко проявляется в каждом случае: дети, находящиеся в любой позиции, могут вырабатывать любые стили жизни в зависимости от субъективного восприятия и решения ими жизненных проблем.

Адлер отмечает, что в случае недостаточно выражен­ного социального интереса, возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности).

Управляющий тип — это люди самоуверенные и напо­ристые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социаль­ном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы, преступники и т. п.).

Берущий тип — люди относятся к внешнему миру па­разитически и удовлетворяют большую часть своих по­требностей за счет других. У них нет социального инте­реса, они стремятся получить от других как можно боль­ше.

Избегающий тип ~ у этих людей нет достаточного со­циального интереса, нет должной активности, необходи­мой для решения собственных проблем, они боятся не­удач, и бегут от решения жизненных проблем. Они ухо­дят ото всего, что грозит трудностями или неудачей.

Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осозна­ет, что решение основных жизненных проблем - работа, дружба, любовь — требует сотрудничества, личного му­жества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Адлер показал, что невроз развивается, как правило, у людей, которые сравнительно неактивны, эгоцентри­чески стремятся к превосходству, борются за свои эгоис­тические жизненные цели, имеют задержки в развитии социального интереса.

А. Адлер полагал, что человек, живущий для других, счастливее индивидуалиста, стремящегося к собствен­ному превосходству как личной власти. Индивидуалист с дополнительным «комплексом власти» становится асо­циальным существом, провоцирующим локальные соци­альные катаклизмы. Отсюда возникает необходимость в социализации развивать общественное чувство, посколь­ку все значимые приобретения в человеческой жизни обус­ловлены этим (социальным) чувством. Более того, чув­ство собственной неполноценности у ребенка возникает и в результате переживания своей бесполезности для обще­ства. Сильно выраженное чувство неполноценности, в свою очередь, мешает развитию социального чувства. А. Ад­лер писал: «У всех духовно несчастных, дурно воспитан­ных и невротических натур в детстве не было условий для развития присущего им социального чувства, и по­этому им также недостает мужества, оптимизма, уверен­ности в своих силах, имеющих своим непосредственным источником это чувство».

Социальное чувство, развитое до высшего уровня - чув­ства общественного долга, служит не только условием сохранения психического здоровья, но и является ком­пенсатором крайних (приводящих также к снижению уровня психического здоровья) проявлений стремления к превосходству. Под воздействием чувства общественно­го долга стремление к совершенству, превосходству при­обретает социально ценные формы как желание достичь наивысших результатов в чем-либо, что способствует общественному развитию. Совпадение социального интере­са с индивидуальным стремлением к саморазвитию и со­вершенству характеризует оптимальный жизненный стиль личности как средство компенсации неполноценности. Стремление к абсолютному превосходству за пределами социального чувства (за счет унижения других и во вред другим людям) является особенностью психопатологичес­кого характера.

Адлер описывает три ситуации детства, которые мо­гут породнить изоляцию, недостаток социального инте­реса и развитие некооперативного стиля жизни, основан­ного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполно­ценность; частые болезни и слабость ребенка могут при­вести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указы­вает, однако, что дети, которые преодолевают свои труд­ности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные сла­бости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в разви­тии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие все­гда делали все за них. Вместо того чтобы кооперировать­ся с другими, они начинают выдвигать односторонние тре­бования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Не­желанный или отвергнутый ребенок никогда не знал люб­ви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно труд­но развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Адлер отмечал: «Изучая биографии наибо­лее значительных врагов человечества, бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развилась жестокость, за­висть, враждебность; они не могут видеть других счаст­ливыми» . Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, посколь­ку ему не хватает уверенности в своей способности функ­ционировать, эффективно и конструктивно работать вме­сте со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа ста­новится более важным, чем конкретные достижения. Та­кие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к пора­жению. Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс неполноценности» (замас­кирован в стремлении к личному превосходству, власти), важно:

1) понять специфический стиль жизни человека;

2) помочь человеку понять себя;

3) усилить социальный интерес. Психологический рост — это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосход­ства к задачам конструктивного овладения средой и соци­ально полезного развития, сотрудничества с людьми. Кон­структивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоровой личности.

Хотя Адлер отмечал, что фундамент стиля жизни за­кладывается в детские годы в первые пять лет, а затем человек продвигается в этом направлении всю жизнь, но все же каждый человек имеет возможность свободно со­здавать свой стиль жизни под влиянием своих творче­ских способностей, поэтому человек сам ответствен за то, кем он становится и как себя ведет. Творческое «Я», твор­ческая сила делает каждого человека свободным, самооп­ределяющимся индивидуумом, т. к. творческие способ­ности влияют на восприятие, память, мышление, фанта­зии и сны, выбор цели и методов достижения цели, обус­лавливают созидательные возможности человека, его воз­действие на социальное окружение.

Таким образом, Адлер подчеркивает, что социальные отношения являются центральными для формирования личности, а социальное чувство — изначальная точка от­счета для психического развития и жизни здоровой лич­ности. В дальнейшем социальные отношения определяют конструктивный жизненный стиль — кооперацию и со­трудничество с другими людьми в работе, в дружбе, люб­ви. Ослабление или отсутствие социального чувства — причина негативного развития личности, невротического стремления к власти, иных неврозов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...