Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуальная психология А. Адлера: от «комплекса неполноценности» к личному росту
Альфред Адлер (1870-1937) в своей концепции индивидуальной психологии во многом противостоял теории Фрейда. Адлер рассматривал человека как единое целостное, самосогласующееся существо, т. е. индивидуум представляет собой неделимое целое в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, между сознательным и бессознательным, имеет единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. Адлер дал название своей теории «индивидуальная психология», поскольку в латыни «индивидуум» означает «неделимый», т. е. означает «сущность, которую нельзя разделить». Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, от других людей, поэтому все поведение человека происходит в социальном контексте, социальные детерминанты определяют поведение и жизнь человека, в результате у людей формируется социальный интерес-стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с людьми. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни, Только в движении по направлению к личностно-значимым жизненным целям, в стремлении к совершенству индивидуум может выступать как единая и самосогласующаяся целостность, которая может распоряжаться своей жизнью, проявлять творческую силу и свободу выбора. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности. Адлер полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноценности», может затруднить позитивный -рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Адлер писал: «стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой». Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, — она развивается в конструктивном и здоровом направлении (принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни). Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Социальный интерес отражает степень заинтересованности человека во взаимодействии с людьми, в общественной солидарности. Для развития социального интереса необходима включенность в отношения с другими людьми. Особенно большое значение на развитие социального интереса оказывают члены семьи и прежде всего мать. Задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. Социальный интерес выступает основным критерием психического здоровья человека, Душевно здоровые люди стремятся не только к личному благополучию, но и к благополучию других людей. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер полагал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру». Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека». Жизненный, стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Порядок рождения детей в семье способен влиять на формирование стиля жизни. Например, первенец получает повышенную любовь и заботу родителей, но когда появляется второй ребенок, первенец чувствует себя в положении «монарха, лишенного трона», пытается вернуть свое верховенство в семье, но неминуемо терпит поражение, поэтому приучает себя к изоляции, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении, стремится к власти и лидерству, становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Положение единственного ребенка в семье обуславливает то, что он слишком много получает заботы от родителей, привыкает ожидать такой же заботы от других людей, и стиль его жизни характеризуется эгоцентризмом и зависимостью, наличием трудностей во взаимоотношениях со сверстниками. Положение второго (среднего) ребенка в семье обуславливает непроизвольное его соперничество со старшим братом или сестрой, поэтому часто его стилем жизни становится соперничество, честолюбие, стремление доказать свое превосходство, ориентация на достижения. Положение младшего (последнего) ребенка обуславливает то, что он, с одной стороны, часто становится «баловнем» семьи, окруженным заботой родителей и старших братьев, сестер, но, с другой стороны, у старших детей больше привилегий, чем у младшего, поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, которое может детерминировать либо стремление к борьбе, достижению превосходства («борящийся младший ребенок», возможный будущий революционер), либо нарастание комплекса неполноценности, склонность к депрессии, алкоголизму и т. п. Позиция ребенка в семье обуславливает возникновение определенных проблем, которые могут все-таки по-разному восприниматься ребенком, и поэтому описанная выше тенденция формирования жизненного стиля нежестко проявляется в каждом случае: дети, находящиеся в любой позиции, могут вырабатывать любые стили жизни в зависимости от субъективного восприятия и решения ими жизненных проблем. Адлер отмечает, что в случае недостаточно выраженного социального интереса, возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности). Управляющий тип — это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы, преступники и т. п.). Берущий тип — люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. Избегающий тип ~ у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач, и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят ото всего, что грозит трудностями или неудачей. Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем - работа, дружба, любовь — требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Адлер показал, что невроз развивается, как правило, у людей, которые сравнительно неактивны, эгоцентрически стремятся к превосходству, борются за свои эгоистические жизненные цели, имеют задержки в развитии социального интереса. А. Адлер полагал, что человек, живущий для других, счастливее индивидуалиста, стремящегося к собственному превосходству как личной власти. Индивидуалист с дополнительным «комплексом власти» становится асоциальным существом, провоцирующим локальные социальные катаклизмы. Отсюда возникает необходимость в социализации развивать общественное чувство, поскольку все значимые приобретения в человеческой жизни обусловлены этим (социальным) чувством. Более того, чувство собственной неполноценности у ребенка возникает и в результате переживания своей бесполезности для общества. Сильно выраженное чувство неполноценности, в свою очередь, мешает развитию социального чувства. А. Адлер писал: «У всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротических натур в детстве не было условий для развития присущего им социального чувства, и поэтому им также недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах, имеющих своим непосредственным источником это чувство». Социальное чувство, развитое до высшего уровня - чувства общественного долга, служит не только условием сохранения психического здоровья, но и является компенсатором крайних (приводящих также к снижению уровня психического здоровья) проявлений стремления к превосходству. Под воздействием чувства общественного долга стремление к совершенству, превосходству приобретает социально ценные формы как желание достичь наивысших результатов в чем-либо, что способствует общественному развитию. Совпадение социального интереса с индивидуальным стремлением к саморазвитию и совершенству характеризует оптимальный жизненный стиль личности как средство компенсации неполноценности. Стремление к абсолютному превосходству за пределами социального чувства (за счет унижения других и во вред другим людям) является особенностью психопатологического характера. Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породнить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность; частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Адлер отмечал: «Изучая биографии наиболее значительных врагов человечества, бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развилась жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми» . Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к поражению. Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс неполноценности» (замаскирован в стремлении к личному превосходству, власти), важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Психологический рост — это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоровой личности. Хотя Адлер отмечал, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы в первые пять лет, а затем человек продвигается в этом направлении всю жизнь, но все же каждый человек имеет возможность свободно создавать свой стиль жизни под влиянием своих творческих способностей, поэтому человек сам ответствен за то, кем он становится и как себя ведет. Творческое «Я», творческая сила делает каждого человека свободным, самоопределяющимся индивидуумом, т. к. творческие способности влияют на восприятие, память, мышление, фантазии и сны, выбор цели и методов достижения цели, обуславливают созидательные возможности человека, его воздействие на социальное окружение. Таким образом, Адлер подчеркивает, что социальные отношения являются центральными для формирования личности, а социальное чувство — изначальная точка отсчета для психического развития и жизни здоровой личности. В дальнейшем социальные отношения определяют конструктивный жизненный стиль — кооперацию и сотрудничество с другими людьми в работе, в дружбе, любви. Ослабление или отсутствие социального чувства — причина негативного развития личности, невротического стремления к власти, иных неврозов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |