Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭГО-псмхология, психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона




 

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из прак­тики психоанализа, он трактует структуру личности так же как и 3. Фрейд, как состоящую из «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». Стадии развития личности, открытые Фрей­дом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Но Эриксон считал, что не столько бессозна­тельное «ОНО», сколько именно сознание - ЭГО состав­ляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития ЭГО является достижение соци­альной адаптации, причем параллельно идет развитие «ОНО» и инстинктов. Указанный взгляд на природу че­ловека назвали ЭГО-психологией. Психосоциальная кон­цепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет.

Развитие ЭГО тесно связано с меняющимися особенно­стями социальных и культурных предписаний и систе­мой ценностей. Сравнение воспитания детей в индейских племенах с воспитанием белых американских детей по­зволило ему сделать вывод, что в каждой культуре име­ется особый стиль воспитания детей, — он всегда прини­мается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека со­ответствуют свои, присущие данному обществу, ожида­ния, которые человек может оправдать или не оправдать.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность». Она формируется с первых дней жизни, ребенок ориентиро­ван на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство ус­тойчивости и непрерывности своего «Я«, несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эго идентичности — длительный процесс, включающий ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризу­ется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются об­ществом. Но решение задач определяется уже достигну­тым уровнем психического развития человека и духов­ной атмосферой общества, в котором человек живет.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфи­ческих для каждого возраста, благоприятный или небла­гоприятный исход которых определяет возможность пос­ледующего развития личности. Каждый личный и соци­альный кризис представляет собой своеобразный вызов, приводящий человека к личностному росту и преодоле­нию жизненных проблем.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основ­ные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, осо­бенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если ро­дители понимают ребенка и помогают ему контролиро­вать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к раз­витию у ребенка стыда или сомнений, связанных глав­ным образом со страхом потерять контроль над собствен­ным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства ини­циативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности может привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполне­нию будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он дол­жен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «рас­пылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть р аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «рабо­та — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опы­та приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалет­нем возрасте. Он характеризуется развитием чувства со­хранения рода (генеративности), выражающегося глав­ным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдо­близости (стагнации), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межлич­ностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизнен­ного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основы­вается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои про­шлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Влияние внешних факторов среды (влияние родитель­ского воспитания, культуры и истории) на развитие лич­ности очень велико, хотя развитию личности нет преде­лов — оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества ЭГО и меняется. Результаты первых че­тырех стадий психосексуального развития почти полнос­тью обусловлены влиянием окружающей среды, а разре­шение последующих кризисов больше зависят от ЭГО человека и меньше зависят от внешних факторов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...