Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема личности в зарубежных психологических теориях




Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ личности

 

Понятие личности

 

Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе, в системе общения и межличностных отноше­ний.

Понятие «личность» раскрывает социально-психологи­ческую сущность человека, формирующихся в результа­те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человече­ства (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодей­ствия).

Социология рассматривает личность как представите­ля определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает соци­альные воздействия, но преломляет, преобразует их, по­скольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наслед­ственно-биологических свойств и социально обусловлен­ных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере форми­рования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздей­ствие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект дея­тельности, общения, сознания, самосознания.

В психологию понятие «субъект» было введено Рубин­штейном («главный вопрос психологии - вопрос о субъек­те»). В деятельности есть внешние и внутренние условия, тогда внешние условия — это природные и социальные воздействия, а внутренние условия — это субъект. Вне­шние условия действуют только через внутренние. А субъект внутренние условия действует через внешнее и этим сам себя изменяет, т. е. субъект активен, сам явля­ется продуктом своего действия, способен изменить вне­шние воздействия.

Поскольку человек живет в трех сферах мира: приро­да — общество — культура, то можно выделить 3 типа субъектов:

1) природный субъект — это человек как биологичес­кое существо, который гибко приспосабливается к гибко изменяющимся условиям природной среды;

2) социальный субъект — человек как носитель при­своенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе;

3) субъект культуры — субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на ос­нове общечеловеческих нравственных и культурных принципов.

Понятие «личность» (в широком смысле) включает все три типа субъектов. Личность выступает как субъект де­ятельности, как внутреннее условие деятельности, когда любая способность субъекта может повлиять на особен­ности его деятельности и поведения.

Существует более узкое понимание личности как сово­купности общественных отношений, когда подчеркива­ется что личность есть понятие социальное, она выража­ет все, что есть в человеке надприродного, историческо­го. Личность не врождена, а возникает в результате куль­турного и социального развития. Личность формируется в совместной деятельности и общении, испытывает на себе влияние культуры и общества в целом.

Однако нельзя рассматривать личность как слепок той культуры и того общества, к которому принадлежит че­ловек. Происходит «наложение» социальных факторов (принадлежность к социальному классу, к определенной социальной группе), с одной стороны, и индивидуально-психологических и биологических особенностей челове­ка—с другой. Асмолов отмечает, что в личности можно выделить две субстанции: социально-типическую субстан­цию и индивидуально-уникальную субстанцию (где уни­кальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).

Личность не только целеустремленная, но и самоор­ганизующаяся система. Объектом ее внимания и дея­тельности сл> .кит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы са­мосовершенствования, привычные реакции на проявле­ние некоторых своих качеств, способности к самонаблю­дению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь актив­ную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью -значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого реше­ния и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоян­но строить самого себя и других, владеть арсеналом при­емов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора инести ее бремя.

Личность (в узком смысле) — это субъект решения про­блем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность мо­жет проявиться там, где человек сталкивается с пробле­мами, конфликтами. Человек еще не личность, если не способен самостоятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.

Личность— это активно осваивающий ицеленаправ­ленно преобразующий природу, общество исамого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотно­шением пространственно-временных ориентации, потребно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения иформ реализации деятельно­сти, которая обеспечивает свободу самоопределения в по­ступках и меру ответственности за их последствия перед природой.

Свобода личности, или свобода выбора, воли, опреде­ляется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям. «Человек — это единственное существо, которое может в любой мо­мент сказать "нет" своим витальным биологическим вле­чениям» (М. Шелер). «Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф.М. Досто­евский). «Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственнос­ти» (В. Франкл).

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Социальнаясреда — это все то, что окружает челове­ка в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа об­щественно-экономических формаций, от классовой и на­циональной принадлежности, от внутриклассовых разли­чий определенных слоев, от бытовых и профессиональ­ных отличий («городская среда», «деревенская среда», «производственная среда», «артистическая среда» и т. п.).

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и наци­ональной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация -» социальная сре­да -> образ жизни -> личность — таков принципиальный путь формирования личности.

Расовые различия в биологическом аспекте (различия внешности, цвета кожи, волос и т. п.) генетически обус­ловлены, но расовые психологические различия обуслов­лены не столько биологическими причинами, сколько раз­личием культурных этнических норм и условий жизни. Национальные психологические особенности не передают­ся генетически, а формируются в ходе воспитания и ин-культурации ребенка в определенной социально-культур­ной среде: русский по рождению ребенок, но воспитанный в США, будет иметь американский национальный харак­тер, выполнять культурные и социальные нормы амери­канского общества. При сравнении рас средние различия между группами намного меньше диапазона индивидуаль­ных различий внутри каждой группы.

Различие людей между собой многопланово: это и раз­личия убеждений и интересов, знаний и опыта, способно­стей и умений, темперамента и характера. И тем не ме­нее, функционирование психики всех людей подчиняет­ся общим закономерностям: у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы, все проходят общие этапы развития, формируются общие, типичные челове­ческие проявления психики. И даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате чего эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т. е. создаются науч­ные типологии, находится «общее» даже в различиях, выделяются типологии личностей, выявляются законо­мерности формирования личности в зависимости от осо­бенностей общества, семьи, социальных групп, в которые входит человек.

По мнению Г.М. Андреевой, социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет как, т. е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваи­вает социальные влияния (через какую из систем ее дея­тельности), а с другой стороны, как, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Специфика социально-психологического подхода за­ключается в том, чтобы выявить, «каким образом сфор­мировались эти социально-психологические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявля­ются в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в социологическом анализе, здесь де­лается акцент на микросреду формирования личности»5. Прежде всего, надо выяснить, через какие группы осу­ществляется влияние общества на личность. Что делает понятным проблематику социализации личности? С дру­гой стороны, социальную психологию интересует резуль­тат взаимодействий личности и группы. Это проблема со­циальной установки.

5 Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2002.

 

К.К. Платонов, указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко раз­граничивать понятия «личность», «индивид», «индиви­дуальность», дает следующее определение личности: «Лич­ность — это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания».

Согласно мнению Е.В. Шороховой, в основе социально-психологического понимания личности лежат характери­стики социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь.

Е.В. Шорохова определяет предмет социальной психо­логии через перечисление объектов социально-психо­логического исследования.

В качестве таких объектов выделены:

■ общественно-историческая детерминация личности и ее поведения;

■ психический склад личности;

в социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;

в становление духовного мира человека;

в черты личности, возникающие под воздействием об­щественных отношений и взаимоотношений людей (социально-психологические черты личности);

и социальные типы личности, национальные, профес­сиональные, половозрастные особенности личности;

в ценностные ориентации;

в ролевые функции;

В жизненная позиция личности;

в закономерности проявления и формирования обще­ственной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления;

В самовоспитание личности.

 

Чем обусловлены расовые психологические различия:

1. Биологическими причинами.

2. Условиями жизни и различием культурных этнических норм.

3. Расовые психологические различия не обусловлены.

 

Проблема личности в зарубежных психологических теориях

 

Психика и личность человека настолько многогранна и сложна, что на современном этапе развития психоло­гия еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих психоло­гических теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней личности человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущ­ности психики человека. Поэтому абсолютизировать ка­кую-либо одну психологическую теорию и отвергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать личность человека максимально полно и всесто­ронне, комплексно, необходимо знать и учитывать все существующие психологические теории и подходы, необ­ходимо рассматривать психику человека с разных сто­рон, выявляя и изучая ее различные грани. Большинство современных психологов согласны, что при анализе пси­хики и структуры личности человека необходимо учиты­вать биологическую природу (тело, врожденные инстин­кты) и социальную природу человека (социальные отно­шения, интериоризованные социальные нормы), созна­тельную и бессознательную сферы психики, единство по­знавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой сферы, сущность личности, ее центр, «самость».

 

Психоанализ, фрейдизм

 

Ни одно направление не приобрело столь громкую из­вестность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и дру­гие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция фрейдизмом по имени его основателя Зигмун­да Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось це­лое психологическое направление — психоанализ (к пси­хоаналитическим теориям относятся и теории Хорни, Ад­лера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уров­ня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охва­тывает только малый процент всей информации, храня­щейся в мозге, причем определенная информация осоз­нается лишь в течение короткого периода времени, а за­тем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая «дос­тупной памятью» включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вер­нуться в сознание спонтанно или в результате минималь­ного усилия. Самая глубокая и значимая область чело­веческой психики - бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуж­дений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознавае­мый материал во многом определяет повседневное фун­кционирование человека, хотя он этого не осознает. Бес­сознательные переживания полностью недоступны созна­нию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, со­гласно которой психика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (струк­турная модель психической жизни). «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических, врожденных инстинктивных влечений (агрессивных и сексуальных). «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая систе­ма, количество энергии у каждого человека — постоян­ная величина. Будучи бессознательным и иррациональ­ным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни чело­века. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенден­ция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Психоаналитическая концепция развития Фрейда от­мечает, что всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Эта внутренняя психичес­кая инстанция — «ОНО» — является наследственным фак­тором развития, а влияние внешней среды, общества обус­лавливают возникновение сознания и «СВЕРХ-Я».

По мнению Фрейда

Уровень «Я» — (ЭГО) — сознания находится в состоя­нии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексу­альные влечения. Уровень сознания формируется под вли­янием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требо­вания к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» при­мет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

«Я» — ЭГО ответственно за принятие решений, стре­мится выразить и удовлетворить желания «ОНО». ЭГО в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т. е. ЭГО помогает обеспечи­вать безопасность и самосохранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я», у ребен­ка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и же­нившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сек­суальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; маль­чик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Бо­ясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влече­ние к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6 го­дам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

«СВЕРХ-Я», или СУПЕРЭГО, содержит систему цен­ностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравствен­но. Фрейд разделил СУПЕРЭГО на две подсистемы: со­весть и ЭГО-идеал. Совесть включает способность к кри­тической самооценке, наличие моральных запретов и воз­никновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что долг: ен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам чело­век, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. СУПЕРЭГО считается полностью сформиро­вавшимся, когда родительский контроль заменяется са­моконтролем. Таким образом, «СВЕРХ-Я» или СУПЕР-ЭГО, содержит морально-этические нормы, которым сле­дует человек и которые формировались в результате жиз­ни человека в обществе, в процессе родительского воспи­тания и социализации ребенка.

«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энер­гия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые при­емлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, ка­ламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях за­бывания). Таким образом, сублимация — это преобразо­вание энергии подавленных, запретных желаний в дру. гие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человек! будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска,

С помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания ребенка, не одобряемые в обще­стве, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направ­ляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с себя на других людей (проекция) — так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества. Организация защитного процесса — это важ­ная и необходимая составная часть развития «Я». Разви­тие памяти, речи, мышления является необходимым ус­ловием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаи­мосвязи причины и следствия, а приспособление к требо­ваниям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением — оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и раз­витие мыслительных процессов — необходимые ком­поненты социализации ребенка, что открывает путь для новых механизмов социализации (таких как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из се­мьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества. Человек — противоречивое биосоциаль­ное сексуальное существо, внутри которого идет постоян­ная борьба между его бессознательными сексуальным*! желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего человек сам не знает, как он поступит в следующий мо­мент и почему он совершит тот или иной поступок. Человек находится в значительной степени в конфликте с об­ществом, которое постоянно ограничивает те или иные его желания.

Таким образом, личность, по Фрейду, - это целост­ная структура соотношения «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». Но личность не является статическим образованием, ее раз­витие представлено сменяющими друг друга фазами пси­хосексуального развития, смена которых биологически обусловлена, но их протекание и влияние на развитие личности ребенка зависит от особенностей родительского воспитания и социальной среды.

Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным развитием ребенка. Особенности протекания психосексуальных стадий раз­вития ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная стадии) обуславливают ход жизненной судьбы, тип характера и личности, разновидность нарушений пси­хики взрослого человека. Каждый из этапов психосексу­ального развития характеризуется определенным спосо­бом проявления половой энергии либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Если либидо удовлет­воряется неадекватным образом, человек рискует остано­виться на этой стадии и у него фиксируются определен­ные черты личности.

Особенности сексуального развития в детском возрас­те определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.

По его мнению, психосексуальная деятельность начи­нается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (ораль­ная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в те­чение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдают­ся остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т. п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, и если произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности — ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, или ораль-ко-еадиетическая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. При фиксации на оральной стадии формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие через рот — привычки курения, алкогольной выпивки, гурманства, словесной агрессивности, орального секса и т. п. Уже на оральной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказыва-

ет влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая: «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость,пунктуальность, методичность, невозможность переносить беспорядок и неопределенность.

Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета — это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.

Наконец, примерно в возрасте 4 лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и -агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5—7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется «СВЕРХ-Я» как след­ствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмер­ной любви, опеки мальчика со стороны матери, в случае неполной семьи либо в случае холодности, отчужденнос­ти матери мальчик испытывает затруднения в преодоле­нии эдипова комплекса, в результате чего в дальнейшей его взрослой жизни могут проявляться некоторые психо­логические трудности (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в резуль­тате чего мужчина даже не может создать собственную семью, встретить свою любовь) или даже отклонения (син­дром Дон Жуана, склонность к гомосексуализму, склон­ность к инцесту).

 

В случае

Девочки преодолевают комплекс Элек­тры (по греческому мифу, Электра уговаривает своего бра­та убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу к идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической ста­дии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремят­ся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что они настоящие мужчины, через завоевание женщин по типу Дон Жуана (фаллически-нарциссический харак­тер). У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, про­являть напористость и самоуверенность. Фаллическая фиксация способна обуславливать формирование истери­ческого типа личности и характера.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется сниже­нием полевого интереса, психическая инстанция «Я» пол­ностью контролирует потребности «ОНО*, энергия чело­века направлена на школьное обучение, освоение обще­человеческого опыта и культуры, освоение различных форм поведения, свойственных данному полу, на уста­новление дружеских отношений со сверстниками и взрос­лыми за пределами семенного окружения. В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, рисовании и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обуславливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успехов любой ценой, к карьеризму, к фор­мированию характера «трудоголика», для которого инте­ресы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся глав­ным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья ипр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый пласт жизни. Фиксация на латентной стадии способна обуслав­ливать и формирование шизоидного характера.

С наступлением периода полового созревания начина­ется генитальныи периодсексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концен­трируются на определенных представителях противопо­ложного пола. Увлечения в юности в норме ведут к выбо­ру брачного партнера и созданию семьи. Однако осуще­ствление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к преж­ним стадиям развития: усиление агрессивных стремле­ний «ОНО», возврат эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности, к предпочтительному выбору и обще­нию с лицами своего пола.

При благоприятных обстоятельствах развитие завер­шается наступлением психологической зрелости, главны­ми параметрами которой являются:

в способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сек­суальных потребностей; в стремление человека проявлять себя в продуктив­ном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии психологической зрелости достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причи­нам как бы застревают, фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неснособность продвижения от одной психосексуальной ста­дии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т.е. переживания раннего детства играют, критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в резуль­тате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптималь­ного удовлетворения), так и в результате сверхзаботливо­сти со стороны родителей, когда родители не дают ребен­ку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выра­зиться в виде «остаточного поведения», специфического типа личности и специфических отклонений.

Семья, по Фрейду, выступает как модель общества. В семье складываются межиндивидуальные отношения (ребенок - мать, ребенок — отец, ребенок — другой ребе­нок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпоч­тение того или иного начальника, образа жизни - все это задается первоначальными семейными отношениями и переживаниями. В социальных отношениях человек про­должает решать те проблемы, которые возникли в семей­ных связях.

Формирование социальных отношений в обществе за­висит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и от­цом. Отношения с матерью составляют модель того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом: мать для ребенка выступает, с одной стороны, как источник всех позитивных эмоций для него, как объект любви, а с другой стороны, мать ограничивает определенные жела­ния ребенка и поэтому может вызывать и враждебные чувства к себе; аналогично и к обществу человек относит­ся амбивалентно: и лояльно, и враждебно.

Отношения ребенка с отцом проецируются в дальней­шем на отношения с лидером, с властью. Люди в труд­ных ситуациях нуждаются в лидере, как в детстве нуж­дались в отце, который может и защитить, и руководить, указать, что делать, и наказать. Если в детстве у ребенка преобладали внешне открытые или внутренние конфликт­ные отношения с родителями, то и во взрослой жизни, такой человек будет часто склонен к конфликтным взаи­моотношениям с окружающими людьми.

Фрейд полагал, что инстинкт жизни (ЭРОС) и энергия либидо побуждают людей не только к половой любви, но и к любви к родителям, к людям, к сотрудничеству и объединению с людьми, к единству человечества. В слу­чае ослабления либидознои структуры, и как следствие потери эмоциональной привязанности, возникает такое явление, как паника. Но инстинкт смерти (Танатос) по­рождает агрессивность людей, враждебность между людь­ми, между группами, народами, в силу этого конфликты и войны неизбежны. Поэтому взаимоотношения между людьми вклк 1ают как элементы сотрудничества, объе­динения, так и враждебности, агрессивности, но важно не допустить перевеса инстинкта агрессивности, ибо это угрожает существованию человечества.

Все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бес­сознательным инстинктивным силам, в особенности сек­суальным и агрессивным инстинктам. Поведение челове­ка больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам и силам, сути которых человек никогда не мо­жет полностью узнать.

Социально-психологические взгляды Фрейда наиболее полно сформулированы в таких его работах, как «Тотем и табу», «Групповая психология и анализ ЭГО», «Циви­лизация и ее болезни».

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограниче­ния роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым со­держанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполно­ценности (Адлер), коллективное бессознательное («архе­типы»), выражаемое в мифологии, религиозной симво­лике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структу­рой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы от­торжения личности от общества.

Психоанализ по мере своего развития обогащался но­выми идеями и подходами, возникали следующие психо­аналитические концепции:

1) эго психология Э. Эриксона;

2) социокультурная теория В'. Хорни;

3) индивидуальная психология А. Адлера;

4) теория Э. Фромма;

5) аналитическая психология К. Юнга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...