Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Когнитивный подход в психологии




 

Слово «когнитивный» происходит от латинского гла­гола «знать». Психологи, сплотившиеся вокруг этого под­хода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реаль­ной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каж­дую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896— 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким об­разом человек познает реальный мир, изучал закономер­ности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в ре­зультате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последо­вательности.

Когнитивные теории личности исходят из понима­ния человека как «понимающего, анализирующего», по­скольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенно­го действия. Внешне похожие поступки могут быть раз­ными, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действу­ют, поэтому, соответственно, они могут и реагировать не одинаково.

После реакции человек в той или иной степени осуще­ствляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходи­мую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Психолог Эллис считает, что неправильное поведение че­ловека вызвано прежде всего иррациональными мысля­ми, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком си­туацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мысли­тельных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных ре­шений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффектив­ными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных когнитивных процессов», поэтому цель когнитивной те­рапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информа­ции».

Когнитивное направление подчеркивает влияние ин­теллектуальных или мыслительных процессов на поведе­ние человека, Джордж Келли (1905—1966) — один из осно­вателей этого направления, считал, что любой человек -это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон и людям предос­тавляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира прак­тических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конст­руктами. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интер­претировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терми­нах схожести и контраста.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конст­рукт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не под­твердится, конструкт, на основании которого он был сде­лан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вооб­ще может быть исключен. Валидность конструкта прове­ряется с точки зрения его прогностической эффективнос­ти, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близ­нецами и имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек по­нимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под раз­ным углом зрения. Человек пытается объяснить действи­тельность, чтобы научиться предвосхищать события, вли­яющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение че­ловека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Келли предположил, что если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек исполь­зует, чтобы интерпретировать мир переживаний и пред­видеть будущие события.

Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретиро­вать какую-то часть конструктной системы другого чело­века, надо чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его на­стоящее и последующее поведение.

Основу когнитивной социальной психологии составля­ют теории когнитивного соответствия. Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии.

Цель — дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несба­лансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тен­денция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Данная идея развивается такими учеными, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера основывается на идее соответствия и идее каузальной атрибуции. Кау­зальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом меж­личностного восприятия причин и мотивов поведения дру­гих людей. В теории структурного баланса рассматрива­ется состояние сбалансированности когнитивной струк­туры человека в ситуации восприятия им другого челове­ка и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома основной является идея о том, что средством преодоления диском­форта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации. Ком­муникация (от лат. communico — делаю общим, связы­ваю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимо­действия. Одна из основных функций коммуникации со­стоит в достижении социальной общности при сохране­нии индивидуальности каждого из партнеров. По ходу коммуникации возможно изменение отношений к друго­му человеку или к объекту. Тем самым восстанавливает­ся соответствие.

Ч. Осгуд, П. Танненбаум — авторы теории конгруэн­тности (соответствия), считают, что для достижения со­ответствия в когнитивной структуре человека субъект должен одновременно изменить свое отношение как к другому человеку, так и к тому объекту, который они оба оценивают.

Л. Фестиыгеру принадлежит создание теории ког­нитивного диссонанса. Диссонанс есть отрицательное со­стояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Для этого есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо полу­чить новую информацию, которая бы устранила противо­речие и согласовывалась с прежними представлениями.

 

Гуманистическая психология

 

Гуманистический подход к пониманию человека про­является в том, что человек рассматривается как изна­чально хорошее существо, которому потенциально при­сущи положительные духовные качества и высшие ду­ховные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, по­требности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но эти духовные качества и потребности выступают как потен­ции, которые могут реализоваться в реальной жизни че­ловека, а могут и не реализоваться в случае неблагопри­ятных социальных условий окружения. Термин «гума­нистическая психология» был придуман группой психо­логов, которые в начале 60-х годов под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью со­здать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям: фрейдизму и бихевиоризму. В противовес фрейдизму и бихевиоризму, которые оце­нивают человека как полностью зависимого либо от ок­ружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманис­тическая психология рассматривает человека как ответ­ственного за свою судьбу, свободно делающего выбор сре­ди предоставленных возможностей, стремящегося к са­мосовершенствованию, находящегося в процессе станов­ления, изменения в течение всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здо­ровые, гармоничные личности, достигшие вершины лично­стного развития, вершины самоактуализации. Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, состав­ляют лишь 1-4% от общего количества людей, а осталь­ные из нас находятся на той или иной ступени развития потребностей. Согласно Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять уровней. Низший уровень пред­ставлен физиологическими потребностями, они называются также фундаментальными. К ним относятся такие потреб­ности, как голод, жажда, потребность во сне и т. д. Далее потребности располагаются следующим образом:

в потребность в безопасности (стабильность, порядок);

в потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

в потребность в уважении (самоуважение, признание);

в потребность в самоактуализации (или самоосуще­ствлении) как в полном раскрытии заложенных в человеке потенций и способностей. Потребности всех уровней генетически обусловлены. Но пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Маслоу отмеча­ет, что нехватка благ, блокада базовых и физиологичес­ких потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводят к тому, что эти потребности могут стать для обычного че­ловека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут прояв­ляться высшие потребности, метамотивация (потребнос­ти к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смыс­ла своей жизни).

Одним из центральных понятий в концепции А. Мас­лоу является понятие самоактуализации, под которой он понимал «полное использование талантов, способностей, возможностей человека, который достиг более оптималь­ного и эффективного уровня функционирования, чем средние" люди». Самоактуализация является биологи­чески обусловленной и, следовательно, обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому в обществе социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту».

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностно­го саморазвития - к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следую­щие особенности: 1) полное принятие реальности и ком­фортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 2) принятие других и себя («я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соот­ветствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3) профессиональная увлеченность любимым де­лом, ориентация на задачу, на дело; 4) автономность, не­зависимость от социальной среды, самостоятельность суж­дений; 5) способность к пониманию других людей, вни­мание, доброжелательность к людям; 6) постоянная но­визна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) различе­ние цели и средств, зла и добра («не всякое средство хо­рошо для достижения цели»); 8) спонтанность, естествен­ность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуа­лизирующее творчество в работе, любви, жизни; 11) го­товность к решению новых проблем, к осознанию про­блем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлин­ному пониманию своих возможностей.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, пони­мание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, — вот что позволя­ет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внут­ренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые усло­вия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя, только получая информацию о себе от других лю­дей.

Но почему самоактуализирующихся людей мало? Мас-лоу считает, что причин может быть несколько: 1) небла­гоприятные социальные условия, блокирующие удовлет­ворение низших и высших потребностей; 2) незнание че­ловеком своего потенциала, сомнение в своих способнос­тях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы); 3) чрезмер­ное влияние потребностей безопасности, которые блоки­руют стремление человека к росту, самосовершенствова­нию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой. Неудовлетворение высших метапотребностей — потребностей роста (Маслоу выделя­ет 14 высших духовных метапотребностей: стремление к целостности личности, к совершенствованию, к заверше­нию, к справедливости, порядку и закону, к активности функционирования, к дифференциации и сложности, к красоте, к честности, открытости и простоте, к доброте, к уникальности и новизне, к игре и юмору, к истине и чести, к независимости и автономии, свободе) может не осознаваться человеком и не переживаться как осознан­ное желание, но тем не менее их неудовлетворение подав­ляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания - метапатологии (апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, не­способность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо до­биваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни, уход в наркотики, пьянство).

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) так же, как и А. Маслоу, считал, что люди склонны стремиться вперед и при благоприятных условиях способны реализовать свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психи­ческое здоровье.

Одним из фундаментальных понятий подхода К. Род­жерса является понятие «Я-концепция». Я-концепция — это совокупность представлений человека о самом себе в данный момент времени.

Согласно Роджерсу, каждый организм наделен стрем­лением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. У человека на основе разнообразного жизнен­ного опыта общения с другими людьми и поведения лю­дей в отношении к нему формируется система представ­лений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хоте­лось бы стать в результате реализации своих возможнос­тей, образует «идеальное Я». К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у че­ловека есть потребность в самоуважении и он хочет полу­чить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, жела­ния, внешне демонстрируя вместо этого те, которые по­лучат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний раз­лад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вы­зывает внутреннюю напряженность, невротичность и даль­нейшее отделение от «идеального Я». Личность уравно­вешена тем больше, чем больше согласия или конгруэнт­ности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет приблизиться к своему «иде­альному Я», а именно в этом суть актуализации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к понима­нию и реализации смысла жизни является высшей ду­ховной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто нереализованной в действительной жиз­ни человека.

Я-концепция как представление о самом себе и опре­деляет поведение человека в тех или иных ситуациях. Формирование Я-концепции происходит в результате взаимодействия с другими людьми, особенно большое значение имеют значимые другие.

Таким образом, можно утверждать, что содержание Я-концепции является результатом процесса социализа­ции личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...