Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перевод данных в процентное соотношение.
Рис. № 12. Стиль руководства во второй смене.
Очевидно, что у руководителя во второй смене преобладает директивный стиль руководства (79%). Из этого сделаем выводы, что во второй смене операторов компании «Связной» преобладает авторитарный стиль руководства. Он напряжено влияет на социально-психологический климат коллектива. Так же выяснилось, что авторитарный стиль руководство отрицательно влияет на дела коллектива. Не способствует проявлению творчества в работе, индивидуальности, автономности. Вся инициатива отменяется сразу. В коллективе с авторитарным стилем руководства подчиненным не нравится работать, в связи с этим подчиненные не удовлетворенны, текучка коллектива. Постоянное смена коллектива отрицательно сказывается на результат работы и социально-психологический климат внутри коллектива.
Таб. № 10. Сводная таблица полученных данных
Рассматривая таблицу можно сказать, что гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась. Когда руководитель придерживается демократического (коллегиального) стиля руководства, то и члены коллектива удовлетворены своей работой (63%). Психологический климат характеризуется как положительный. Отношения с руководителем у большинства испытуемых складываются хорошо (56%). 91% сотрудников первой смены считают, что руководитель имеет большое влияние на дела коллектива. Во второй смене у руководителя преобладает директивный (авторитарный) способ в управлении. Как видим удовлетворенность работой в коллективе снижается (23% испытуемых только, удовлетворены). Климат сложился неопределенный, отношения с руководителем трудно сказать что хорошие (всего 31%). Руководитель имеет слабое влияние на дела в коллективе. Это говорит о том, что при первой же возможности эти сотрудники могут покинуть компанию. Рисунок текучки кадров. Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS. Используя анализ по Кендалла и Спирмена, при непараметрических корреляциях нам удалось установить: 1 существует связь между 2-я компонентами 2 существует тенденция к значимой связи между (0,3…) стилем руководства и психологическим климатом коллектива. Данные приводятся в приложении №5. Эти статистические данные подтвердили положительное влияние демократического стиля руководства на социально-психологического климат коллектива. ВЫВОДЫ В результате данного исследования было выявлено, что психологический климат в первой смене центра обслуживания вызовов ЗАО «Связной» сложился благоприятный. Наблюдая общую картину взаимодействия между людьми в коллективе можно сказать, что преобладает добродушный настрой. Управление коллективом ведется профессионально на основе демократичности и открытости. В ходе эмпирического исследования было установлено: 1. По оценке сотрудников первого коллектива стиль руководителя демократический (50%) и климат характеризуется как положительный. 2. По оценке сотрудников второго коллектива стиль руководителя авторитарный (79%) и климат сложился неопределенный. 3. При демократическом стиле 1 смены 56% сотрудников удовлетворены отношениями с руководителем, и считают, что 91%. положительное влияние на дела коллектива составляет 91%. 4. При авторитарном стиле руководства всего 31% сотрудников удовлетворены отношениями с руководителем. и считают, что влияет он на дела коллектива всего на 29% , а остальные говорят об отрицательном..
Несколько рекомендаций руководителю для поддержания благоприятного климата в коллективе: анкета. • всегда поддерживать своих подчиненных, в каких-либо начинаниях; • уметь объективно оценивать положительные черты характера своих подчиненных и развивать их; • использовать объективные критерии критики и похвалы, поощрения и наказания; • вести регулярную работу по поддержанию положительного психологического климата, проводить диагностику с помощью опросника (использованного нами в данном исследовании), чтобы вовремя диагностировать «узкие места» требующие коррекции.
Основываясь на результаты нашего исследования, руководитель второй смены придерживается авторитарного стиля руководства, при этом в коллективе сложился неопределенный климат (по результатам наблюдения растет неудовлетворенность людей своей работой, отсутствует доверительность между членами коллектива). Несколько рекомендаций руководителю второй смены для формирования благоприятного климата коллектива. • развивать в себе недостающие качества, которые способствовали бы повышению авторитета (например, внимание к проблемам других людей, честность, умение выслушать); • при решении общих задач учитывать мнение сотрудников; • в качестве стимулирования чаще использовать поощрения и премии; • проявлять гибкость и умение идти на компромисс при убеждении других; • придерживаться демократического стиля, справедливо относиться ко всем членам коллектива; • вести регулярную работу по поддержанию положительного психологического климата, используя в работе методики для определения уровня развития коллектива. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя общие итоги теоретико-эмпирического исследования, представленного в настоящей работе, необходимо констатировать, что все поставленные задачи выполнены. Психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности. В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям. Признаки благоприятного психологического климата: доверие и высокая требовательность друг к другу; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи и т.д. Кроме того, можно выделить, что нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать. Чтобы выявить влияние стиля руководства на психологический климат коллектива мы рассмотрели, какие существуют подходы к изучению стиля руководства (личностный, поведенческий и ситуационный подходы), остановившись на поведенческом подходе.
Подробно рассмотрено понятие психологического климата коллектива и стиля руководства, которые существуют на данный момент. Проанализированы, подходы к определению стиля руководства и факторы, влияющие на психологический климат коллектива. Также мы рассмотрели влияние стиля на состояние психологического климата в организации. Материалы экспериментального исследования в ЗАО «Связной» позволили конкретизировать отдельные положения и выявить существенные закономерности формирования благоприятного психологического климата. Вместе с тем за рамками обсуждения остался целый комплекс проблем, возникавших по ходу теоретического и экспериментального анализа. Объем настоящей работы не позволил подробно остановится, на проблеме степени совпадения официальной и неофициальной структуры группы, т. е. соотношение руководства и лидерства, изучить более детально межличностные отношения и др. Хочется надеяться, что сформулированные выше проблемы будут предметом самого подробного анализа и изучения в последующих работах. Список литературы: 1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с. 2. Аксенов С.Л. Менеджмент персонала. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998. – 304 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с. 4. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. -2-е изд. перераб. И доп. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 504 с. 5. Веснин В.Р. В.38. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования. 1996. – 472 с. 6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристь. 2001. – 496 с. 7. Вершигора Е.Е. Менеждмент: Учебное пособие. – М.:ИНФРА –М, 1999. – 256 с. 8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд.-М.:Гардарика,1998 г.– 352 с. 9. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 700 с. 10. Журавлев А.А. Стиль современной психологии управления М.: изд., «Экономика»,1994 г.– 322 с. 11. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. - 584 с. 12. Климов Е. А. Психология профессионала: Учеб. пособие. — М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996 - 509 с. 13. Коно т. Стратегия структура японских предприятий. Пер. с англ. - М,: «Дело», 1991 г.– 192 с. 14. Кричевский Р.Л., Если вы руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд., доп. и перераб.- 78с 15. Ладанов И.Д. психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство, - М.:УЦ «Перспектива», 1997, 288 с. 16. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: изд. «Наука»,1996 г. – 576 с. 17. Марасанов Г.И. психолог в организации:Советы профессионалов. – М.: Когито центр», 2002. – 86 с. 18. Машков В.Н. психология управления: Учебное пособие, 2-е издание. – СПб., 2002. – 256 с. 19. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -704 с. 20. Основы управления персоналом: Учебник для ВУЗов / под ред. Б.М. Генкина. - М.: 1996 - 240 с. 21. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. Пособие. – СПб.: СПбГУП,2003. – 616 с. 22. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/Под общ. Ред. Проф. М.П. Переверзевцева. – М.: ИНФРА-М, 2004. -228 с. – (Высшее образование) 23. Полякова В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: Дело ЛТД. 1995 – 128 с. 24. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 2001. – 240 с. (Серия «Практикум по психологии»). 25. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – П 86 М.: гуманит.изд.центр. Владос, 1999. – Т.2 – 248 с. 26. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – 624 с. 27. Психология управления человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко.- СПб.: Питер, 2003.-400с. – (Серия «Учебное пособие»). 28. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 279 с. – (Серия «Управление персоналом») 29. Пушкарев Н.Ф., Тоицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту: для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 158 с. 30. Райгородский Д.Я. Психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М.», 2005. - 768 с. 31. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие – м.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез». – 1999 – 352 с. 32. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н /Д «Феникс»,2001.512с 33. Свенцицкий А.Л. психология управления организациями: Учебное пособие – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1999.- 224 с. 34. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест 1997. – 800 с. 35. Станкин М.И. психологические способы установления контактов между людьми: Учеб.пособие – М.: издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с. 36. Старобинский Э.К. Основы менеджмента на коммерческой фирме А/О «Бизнес-школа»Интел-Синтез». – 1994. – 202 с. 37. Старобинский Э.К. Как управлять персоналом. - М.: АО «Бизне-школа» «Интел-синтез», 1995-240 с 38. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера теоретико-методологические аспекты. - Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД. 1991 г.– 512 с. 39. Тарасов В.К. Персонал - технологии: Отбор и подготовка менеджеров. - Л.: Машиностроение 1989 - 368 с. 40. Толковый словарь по управлению. – М.: изд. «Аланс»,1994 г.– 688 с. 41. Травин В.В., Дятлов В.А.: Менеджмент персонала предприятия, М.: Дело, 1998.-272с. 42. Умаров А.М. Руководитель; размышление о стиле управления.- 2- изд., доп. - М.: Полит. Издат.,1987 г.- 54 с. 43. Уткин Э.А. Управление компанией, - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. «Экмос», 1997 г.- 375 с. 44. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.- М.: изд.: «Зерцало», 1998 г. – 492 с. 45. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд.доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2005 -638 с. – (Высшее образование) 46. Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. - М.: Международ. отношения, 1997. - 662 с. 47. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах – М», 2001. – 224 с. 48. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации: Учебно-методическое пособие. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996. с.148-180 49. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – Феникс Ростов на Дону, 1997. – 472 с. 50. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 520 с. 51. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2003. -184 с. 52. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента – М.: ЗАО «Бизнес – школа» Интел-синтез, 1997. – 256с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |