Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взаимосвязь понятий первичная группа и коллективСтр 1 из 12Следующая ⇒
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА Факультет психологии Кафедра практической психологии
Стили руководства и их влияние на психологический климат коллектива Дипломная работа
Москва 2010 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...4 Глава I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА………………………………………………………………….....7 1.1 Содержание и сущность «Психологический климат коллектива»…...10 1.2 Стили руководства..……………………………….………………….............19 1.3 Характеристика стилей руководства и их влияние на психологический климат ……………………………………………………………………..……29 ВЫВОДЫ……………………………………………………….……………………..34 Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ…………….36 2.1 Цель, гипотеза и задачи эмпирического исследования……...…….36 2.2 Характеристика персонала компании ЗАО «Связной»…………....38 2.3 Методики исследования………………………………………………..38 2.4 Результаты исследования влияния стиля руководства на психологический климат коллектива компании «Связной»……41 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...56 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1…………………………………………………………...60 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………...65
ВВЕДЕНИЕ Развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает огромную потребность в квалифицированных деловых людях: предпринимателях, коммерсантах, менеджерах. Организациям предстоит перейти на совершенно новые хозяйственные условия, поэтому нужны руководители, способные возглавить этот переход, познать законы рынка и творчески их использовать, в полной мере учесть влияние различных факторов на эффективность трудовой деятельности работников. Взаимосвязь между стилями руководства организации и психологическим климатом – важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих психологического климата организации. Благоприятный психологический климат – это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.Анализ управленческой деятельности руководителя в период формирования российского рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха является необходимость обеспечить эффективное влияние руководителя на трудовое поведение своих подчиненных с целью обеспечить их самореализацию в сфере труда и работу с полной отдачей. Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. В отечественной психологии над проблемами коллективов (соотношение индивида и коллектива, их классификации и закономерности развития) работали многие социальные психологи (Б.В.Беляев, Л.Бызов, Л.Н.Войтловская, А.С.Залужный, М.А.Рейснер, Г.А.Фортунатов). Влияние стиля руководства на трудовой коллектив рассматривали такие зарубежные исследователи как: Курт Левин, Р.Стогдилл, Г.Кунц, Р. Блейк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Т.Митчел и Р.Хаус и др. Однако и до сих пор существует ряд нерешенных проблем. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но и эти условия не остаются неизменными.
Цель исследования:проанализировать влияние стиля руководства на психологический климат коллектива. Объект:психологический климат в коллективах. Предмет:влияние стиля руководства на психологический климат коллектива. Гипотеза: психологический климат в коллективе компании «Связной» сложится благоприятный, если руководитель придерживается демократического стиля руководства. Задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы по проблеме психологического климата коллектива и влияние на него стиля руководства. 2. Разработать и описать сущность и процедуру эмпирического исследования в психологическом климате коллектива компании «Связной». 3. Обобщить результаты теоретико-эмпирического исследования. 4. Сформулировать основные выводы и практические рекомендации компании «Связной».
Методы исследования:анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование (диагностический опросник социально-психологического климата группы; методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П.Захарова и А.Л.Журавлева), анализ эмпирического материала. Практическая значимость исследования. В центре обслуживания вызовов компании «Связной» были подведены итоги работы по улучшению состояния психологического климата в коллективе и даны практические рекомендации руководителям для его поддержания. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности руководителей компаний.
Глава I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА Содержание и сущность «Психологический климат коллектива» Взаимосвязь понятий первичная группа и коллектив Любое общество – это сложный механизм, состоящий из множества взаимодействующих групп людей. Каждый из нас участвует в жизни общества через те первичные группы, к которым принадлежит и с которыми связана наша жизнь. Термин первичная группа (первичный коллектив) так же, как и термин личность, является ключевым в социальной психологии и психологии менеджмента. [51; ст.141] Первичная группа – это группа людей, которые объединены совместной деятельностью на базе определенных ценностей и норм, группа, члены которой находятся между собой в прямом личном контакте, что и является основой для возникновения между ними системы межличностных отношений самого различного характера – от интимных, типа симпатий и антипатий, до официальных, лишенных эмоциональной окраски. Количественные границы таких групп – от двух человек до нескольких десятков. Семья, сотрудники офиса, производственная бригада, коллектив кафедры и лаборатории, отдел учреждения, школьный класс, студенческая группа, футбольная команда – все это примеры первичной группы. Семья и первичный трудовой коллектив являются главными ячейками общества, ибо в них в первую очередь происходит процесс становления и формирования личности. Общее здоровье общества, его уровень и успехи зависят во многом от того, насколько хорошо чувствует себя личность в тех первичных группах, с которыми связана ее жизнь, насколько в них созданы оптимальные условия для реализации ее возможностей и способностей. [51; ст.142] По целям и характеру взаимодействия группы делятся на формальные и неформальные. Группы, чьи нормы, установки и ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения личности, называются референтными. Такие группы являются как бы внутренним форумом личности, с их нормами и ценностями личность сверяет свое поведение, корректирует его. Для каждого человека можно составить своеобразный ранжированный ряд из групп его принадлежности. У каждого он может оказаться разным, но в любом случае принцип ранжирования будет одним и тем же: на первом месте будут группы, с которыми наиболее полно стремится идентифицировать себя личность, а на последнем те, с которыми, несмотря на принадлежность, членство в них, личность менее всего считается и чьи ожидания для нее безразличны. Таким образом, группа принадлежности, обладающая высоким рангом, на признание которой претендует личность и чьи стандарты она принимает в качестве эталонов своего поведения, и называется референтной. Роль референтной группы, своеобразного эталона, может выполнять для индивида и наиболее авторитетный для него член коллектива, или семьи, или группа лиц из ближайшего окружения. Выше отмечалось, что главными ячейками общества являются семья и трудовой коллектив. Вот почему очень важно, чтобы эти первичные группы имели для личности статус референтных. В этом случае создаются благоприятные условия для полнокровного и гармоничного развития и становления личности. Если же семья, трудовой коллектив не являются авторитетными для индивида, если он не дорожит ими и не считается с их ожиданиями и требованиями, то такая ситуация приводит не только к ослаблению его первичных связей с этим общностями, но и создает предпосылки для разрыва с ними и поиска иных групп принадлежности, с которыми личность в более высокой степени могла бы идентифицировать себя. Одна из задач руководителя первичного коллектива - так организовать работу в нем, чтобы он стал референтной группой для каждого его члена. Идентификация себя с ценностями коллектива способствует формированию у сотрудников представления о своей организации как расширенной семье. Формальная группа– это группа, в которой место, положение и поведение членов регламентированы правилами организации, которая является частью государства или иных структур и институтов. Это всегда четко организованная группа, члены которой обладают определенным набором прав и обязанностей, закрепленных в различного рода инструкций и документах. В таких группах в зависимости от личного вклада и должности все члены занимают определенные позиции. Совокупность позиций и составляет иерархическую структуру группы. Неформальная группа(или как еще говорят неформальные объединение) – это совокупность лиц, где взаимоотношения членов основаны на личных предпочтениях, которые возникают обычно на основе общих увлечений и интересов. Направленность таких групп может быть самой различной – от общественно полезной (например, объединения милосердия или по реставрации исторических памятников) и лично значимой (филателисты, рокеры) до антиобщественных (объединения экстремистского плана, рэкетиры и т.д.) С момента образования первичной группы межличностные отношения между ее членами начинают развиваться, и этот процесс, как правило, характеризуется их постепенному усложнением и углублением. Особенности межличностных отношений в первичной группе, которые складываются в процессе деятельности, в процессе принятия на себя каждым задач и целей совместной деятельности, являются своеобразным индикатором или показателем уровня сплоченности, организованности и зрелости группы, способности ее оптимально выполнять стоящие перед ней задачи. Коллектив– это итог и цель организаторской и воспитательной работы. Каждый руководитель первичной группы должен так организовывать ее работу, чтобы сделать из этой группы коллектив. [51; ст.166] Таким образом, коллектив является важнейшим элементом жизнедеятельности личности и вместе с тем механизмом обратной связи индивида, который показывает, насколько хорошо чувствует себя личность в тех группах, с которыми связана ее жизнь, насколько в них созданы условия для реализации ее возможностей и способностей. Существенным показателем этого состояния является психологический климат коллектива.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |