Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельность социального педагога по реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Следует отметить направленность деятельности социального педагога на взаимодействие с различными субъектами социальной жизни. В 2015 году была принята Правительством «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», которая задает основные параметры участия в достижении воспитательных задач всех субъектов социальной жизни. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: · создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; · формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; · поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; · поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; · формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; · обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; · формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; · развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач: · создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; · обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; · повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; · создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; · формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций; · создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях; · повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; · обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей. Деятельность социального педагога направлена на поддержку семейного воспитания, которая включает: · содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; · повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; · содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; · популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; · возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий; · создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми; · расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время; · поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ; · создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания. Развитие воспитания в системе образования предполагает: · обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; · полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; · содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; · развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; · использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; · совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; · развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; · создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; · знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает: · создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; · информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; · содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; · воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; · обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает: · улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; · поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; · поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; · привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; · расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей. Реализация Стратегии обеспечит: · укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; · повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей; · создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей; · развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления; · повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; · повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей; · укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания; · доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья; · создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ; · утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии; · снижение уровня негативных социальных явлений; · развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений; · повышение качества научных исследований в области воспитания детей; · повышение уровня информационной безопасности детей; · снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей; · формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации. Таким образом, сделаем вывод, что существующее законодательство определяет основные параметры деятельности социального педагога по реализации образовательного процесса и взаимодействию с различными субъектами социальной жизни. Вопросы и задания 1. Проведите анализ перспективного плана работы социального педагога и определите роль взаимодействия социального педагога с различными социальными институтами воспитания, в том числе, с семьями обучающихся. 2. Разработайте план деятельности социального педагога по реализации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» Литература 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |