Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальный педагог как специалист в области воспитания и социализации.




В настоящее время разрабатываютсяи внедряются стандартыдеятельности педагогических работников. С 1 января 2015 года реализуется профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В качестве проекта представлен «Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся)», в котором определяются основные трудовые функции и действия педагогов, занимающих следующие должности: педагог организатор, вожатый, старший вожатый, педагог дополнительного образования, включая старшего, инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель, (включая старшего), педагог-библиотекарь, инструктор-методист (включая старшего), социальный педагог,тьютор.

В проекте -стандарте выделено две обобщенные трудовые функциисоциального педагога:

· Организационно-педагогическое сопровождение социальной деятельности с обучающимися и их родителями.

· Социально-педагогическая поддержка обучающихся, их родителей.

На их основе в проекте предлагается как возможный следующий набор трудовых действий социального педагога:

1. Социально-воспитательная и социально-образовательнаядеятельность: Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию личности по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Организация различных видов социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ. Содействие установлению гуманных нравственно здоровых отношений в социальной среде.

2. Коррекционно-реабилитационная деятельность: социально-педагогическое сопровождение ребёнка, находящегося в трудной жизненной и социально опасной ситуации, социально-педагогическая реабилитация, коррекция, рессоциализация; оказание индивидуальных социально-педагогических услуг детям, их родителям (лицам, их замещающих), семьям.

3. Прогностическая деятельность: Анализ социально-педагогических практик, построение прогностических моделей развития социально-педагогической работы в сельском социуме, прогнозирование позитивных и негативных последствий кризисных процессов и возможностей их профилактики и преодоления.

4. Диагностическая деятельность: Выявление особенностей социальной ситуации развития ребенка в семейной, внешкольной среде, на разных возрастных этапах; определение уровней воспитанности, образованности, социализированности личности, степени отклонений от возрастной и социальной норм; выявление позитивных и негативных факторов воздействия различных сред жизнедеятельности обучающихся (воспитанников, детей), определение эффективности социально-педагогической поддержки детям и их родителям, включая тех, кто находится в трудной жизненной и социально опасной ситуации.

5. Охранно-защитная деятельность:Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся (воспитанников, детей), их родителей (лиц, их замещающих). Содействие созданию в сельском социуме, по месту жительства обстановки психологического комфорта и социальной безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей); обеспечение охраны их жизни и здоровья. Участие в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг, обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействие с учителями, родителями (лицами их замещающими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными возможностями, с девиантным поведением, а также, находящимся в трудной жизненной и социально-опасной ситуации.

Таким образом, задается пространство деятельности социального педагога, которое не выходит за рамки ранее сложившегося, но систематизация которого требует уточнения, а содержание - конкретизации. В законе «Об образовании в РФ» понятие «социально-педагогическая деятельность» не определено, поэтому рассмотрим, как соотносится деятельность социального педагога с основными понятиями: образование, воспитание, обучение.

Понятие «образование» в законе определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Это позволяет рассматривать деятельность социального педагога как социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса, осуществляемого в интересах ребенка.Елена Ивановна Казакова, обосновавшая необходимость введения в педагогическую науку категории «сопровождение», определяет его как «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных сложных ситуациях жизненного выбора». И.А. Липский определяет социально-педагогическое сопровождение как «циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени, в процессе которого происходит развитие ребенка»

Понятие «воспитание» в законе определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Это позволяет рассматривать деятельность социального педагога как совокупность действий по создание условий для социализации обучающихся и освоению принятых в обществе правил и норм поведения.

Понятие «обучение» в законе определяется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования». Это позволяет рассматривать деятельность социального педагога как совокупность действий, направленных на развитие социальной компетентности учащихся.

Таким образом, социальный педагог является важным участником образовательного процесса, обеспечивающим:

· защиту интересов учащихся в образовательном процессе;

· социальную адаптацию обучающихся посредствомосвоения ими принятых в обществе правил и норм поведения;

· развитие социальной компетентности, способствующее успешности социализации и решениюсоциальных проблем, обучающихся;

· социально-педагогическое сопровождение обучающихся, направленное на их саморазвитие как субъектов социальной жизни.

Осуществлениеобразовательного процесса на основе примерных образовательных программ, разработанных на основе ФГОС, протекает на разных ступенях образования. Рассмотрим особенности деятельности социального педагога при реализации образовательной программы начального общего образования.

Приразработке и реализации образовательной организациейосновной образовательной программы начального общего образованиярешаются следующие задачи:

– формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

– обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

– становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

– обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

– достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

– организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

– использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

– предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

Решение поставленных задач требует освоения принциповсистемно­деятельностного подхода, который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

– учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;

– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В программе выделен младший школьный возраст какособый этап в жизни ребёнка, связанный:

– с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

– с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

– с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

– с формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

– с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

– с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

· центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно­логическоемышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

· развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.

Рассмотрим особенности реализации образовательной программы основного общего образования.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

· достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

· становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей приразработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

· обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

· обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

· обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

· установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

· обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

· взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

· организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

· включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

· социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Таким образом, существуют нормативные основы, позволяющие самоопределиться социальному педагогу при индивидуальном сопровождении ребёнка в ходе образовательного процесса.

Вопросы и задания

1.Предложите свой вариант действий социального педагога при решении определённых задач воспитания и социализации конкретного ребёнка.

2. Разработайте предложения в перспективный план по содержаниюдеятельности социального педагога на ступени начального общего образования в конкретной организации.

3. Разработайте предложения в перспективный план по содержание деятельности социального педагога на ступени основного общего образованияв конкретной организации.

Литература


Примерная основная образовательная программа начального общего образования ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

Примерная основная образовательная программа основного общего образованияОДОБРЕНОФедеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

3. Проект «Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся)»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...