Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соответствие профессиональной роли и функции социального педагога содержанию проблемной ситуации в жизни ребёнка.




Проблемы социальной жизни ребёнка Функции и роли социального педагога
Проблемы свободы выбора и социального творчества   – это трудности: · реализации ребенком интересов и потребностей в жизни, в выборе группы общения; · самоутверждения, проявления собственной позиции ребенка, в создании новых форм отношения к людям, межличностных отношений; · установления нового статуса в группе, расширение масштабов влияния на окружающих людей.   Профилактическая функция (роль наставника) - это · своевременное выявление проблем социальной жизни ребёнка, социально – правовое просвещение; · создание условий для  свободы выбора занятий, профориентации, волонтёрской работы, самореализации в социальных отношениях, социального творчества; · предупреждение    безнадзорности и правонарушений, аддитивного и девиантного поведения, экстремизма и коррупции.
Проблемы социальной адаптации и дезадаптации - это трудности: · в усвоении существующих норм социальной жизни и приспособлении к ним; · в разрушении таких норм отношений, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка.   Защитно – охранная функция (роль посредника - это · помощь в процессе активного приспособления к принятым в обществе правилам и нормам поведения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации; · охрана и защита прав ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы в отношения с ней и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее ребенка; · индивидуальное сопровождение в процессе преодоления последствий психологической или моральной травмы детей; · создание условий для социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей, детей, находящихся в социально опасном положении.
Проблемы социальной интеграции или дезинтеграции–этотрудности: · воссоединения или разведения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей; · в развитии, расширении социальных связей или выхода из прежних контактов и связей.   Координационная функция (роль координатора) – это · установление продуктивных контактов и социальных связей с различными людьми, организациями для приобщения их к решению проблем социальной жизни ребёнка; ·   использование возможностей и активизация ближайшего окружения ребёнка для решения его проблем; · активное включение самого ребенка в контакты с окружающей социальной средой; · организация межведомственного взаимодействия с представителями ОДН, КДН и ЗП, МО и другими.

 

Таким образом, есть возможность рассматривать решение социальных проблем как задачи роста самого ребёнка, не подменяя их задачами взрослых, и видеть задачи как жизненную необходимость для ребёнка, а не диктат и долженствование перед взрослым. Тогда роль социального педагога будет заключаться в побуждении ребёнка к активному решению проблемы, в оказании поддержки и помощи, в сопровождении его на этом пути.

Постоянное и внимательное изучение социальной и педагогической реальности, позволяет педагогу своевременно выявить или предупредить проблемы в жизни и воспитании ребёнка. Учитывая, что в школе обучается большое количество детей, возникла необходимость классифицировать социальные проблемы в жизни детей. Для создания социальных групп детей были избраны, как основания, определённые трудности в практической жизни и проблемы в жизни семей, а именно: дети, требующие особого педагогического внимания, испытывающие трудности в общении, состоящие на внутришкольном контроле, на учёте в ОДН, рассматриваемые на заседании КДН и ЗП, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении, а также группы детей имеющие проблемы из-за социального положения в семьях. В каждой из этих групп созданы подгруппы для более точного выбора задач и средств решения проблем. Весь список занесён в «социальный паспорт», который помогает ориентироваться при выборе профессиональных функций и ролей социального педагога. (см. Приложение) Задачи и способы решения социальных проблем в жизни ребёнка будут определяться более точно, а вложение усилий социального педагога будут более эффективным, если при разрешении этих социальных проблем обеспечивается педагогическая целесообразность мер для активизации жизнеспособности ребёнка, а при осуществлении педагогических действий обязательно учитывается их социальное значение и социальные условия, в которых растёт ребёнок.

И так подтверждается тезис, что ориентирами для определения содержания работы социального педагога выступают проблемы жизни ребёнка в социальной и педагогической реальности.

Современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий жизни в семье и в школе, они самостоятельно не могут преодолеть эти препятствия на пути решения жизненно важных задач, и родители оказываются не способны им помочь. Тогда требуются помощь и поддержка со стороны специалистов. Степень необходимости включения специалиста обуславливается степенью сложности проблемной ситуации. Проблемы возникают в процессе социального становления каждого ребёнка, по степени сложности их можно квалифицировать следующим образом.

“Проблемная жизненная ситуация” - на каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем   возрастных изменений социальных качеств и ранее сложившимися мерками, предъявляемыми к ребенку. Если при взрослении ребёнка своевременно не изменяются нормы, оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребенка как субъекта социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач. Выход из проблемной ситуации возможен путём изменения отношения ребёнка к условиям окружающей жизни, его личностных качеств или отношения к нему окружающих людей с применением педагогических средств воздействия.

“Трудная жизненная ситуация” -становится таковой, если семья или ближайшее окружение не помогут ребенку своевременно преодолеть возникшие препятствия, если его окружение только усиливает непреодолимые препятствия. Тогда у специалиста появляется законное право вмешиваться в отношения и применять свои полномочия на законных основаниях, ситуация может быть поставлена под контроль школьного «совета по профилактике». (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»)

“Ситуация риска”возникает, когда противоречия начинают угрожать жизни и здоровью ребёнка. Если здесь не вмешивается специалист, препятствия множатся, и угроза становится постоянной, ребенка мы относим к социальной«группе риска». (для контроля за ситуацией могут быть подключены представители других ведомств)

“Социально опасное положение”- совершив правонарушение, преступление, ребёнок сам угрожает жизни и здоровью окружающих, он может оказаться в семье, которая находится в таком положении. И ребёнок, и семья ставятся на учёт в органы опеки и попечительства, социальной политики и ОДН. Они осуществляют надзор, а социальный педагог своевременно информирует их о предпринимаемых мерах контроля и педагогического воздействия. (Закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Существенное значение для определения содержания деятельности социального педагога является изучение признаков социальной ориентации образовательного учреждения: социальный заказ, социальные ожидания субъектов образовательного процесса, социальная роль образовательного учреждения. Подобные организации учреждаются на основе государственных законов, их деятельность регулируется посредством нормативно – правовых актов, значит социальный педагог прежде всего ориентируется на «социальный заказ» к данному типу образовательного учреждения, который отражён в Законе РФ «Об образовании» и конкретизирован в Уставе ГБОУ. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики, так как социальный педагог несёт ответственность за создание условий для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер по защите социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур, в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. 

Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей, социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения. Поскольку стратегия социально – педагогической деятельности строится на основе международного и российского законодательства, законов и распоряжений регионального, районного значения, то это обязательно обозначается в каждом документе, обращённом к субъектам образовательного процесса: учащимся, родителям, педагогам, ибо все граждане перед законом равны.

Определённая нормативно – правовая база разрабатывается администрацией и общественными структурами в самом учреждении, но только после закрепления приказом или договором и подписью директора материал обретает силу нормативно – правового значения. Социальный педагог часто несёт ответственность за подготовку текста таких документов, значит он должен осознавать значение процесса нормообразования. Как социальная информация становится нормой в отношениях и когда она обретает значение и форму документа? Но главное – это понимание педагогического значения данного процесса.

Очень важно воспринимать, предъявлять и объяснять закон, как закономерность, то есть выражение существенной, необходимой, внутренне присущей связи между причиной и следствием. Только на таком понимании грамотно строятся принципы социально – педагогической деятельности, ибо принцип – это значение Закона в жизненной реальности, а не сугубо личное мнение специалиста. Принцип   - это основа, первоначало, как в жизни, так и в профессиональной деятельности, а в педагогике – это руководящая идея, основное правило, первоначальная норма поведения, которую нельзя нарушить, чтобы не разрушить жизненно закономерный процесс.

Социальный педагог- проводник законных принципов, на основе которых выстраиваются нормы взаимоотношений всех лиц и организаций, причастных к проблемной жизненной ситуации ребёнка. Нормообразование строится на разных уровнях отношений. Так общественные отношения строятся на нормах этики, а межличностные - на основе норм поведения и морали какой-то определённой группы. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса регулируются нормами административного, а иногда и уголовного, семейного, трудового права. Нормы права - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью правил, законов, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти законы и охраняемая государством возможность, свобода человека что-нибудь делать.

Как было сказано выше, главными ориентирами в педагогической деятельности и в социальных отношениях являются государственные законы. Так Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» в современной редакции гласит: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой, творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Но в современных социальных отношениях типичным является такое положение дел, когда взрослые видят в ребёнке скорее, потребителя благ, и очень трудно представляют его созидателем в жизни, носителем прав. Это же нельзя сказать о смысле понятия ответственность, здесь взрослые не ограничивают ребёнка и даже преувеличивают его возможности, когда предъявляют к нему свои требования.   

Если бы ребёнок был реально признан полноправным гражданином и имел возможность стать активным участником общественной, школьной и семейной жизни, тогда не нужно было защищать ребёнка в отношениях со взрослыми, тогда приоритеты в выборе предмета деятельности социального педагога были другие. Хочется верить, что всё в большей мере он будет видеть свою миссию не столько в роли защитника ребёнка от других взрослых при решении проблем социальной жизни, сколько в роли наставника, оказывающего содействие ребёнку в самостоятельном решении жизненных задач, в качестве посредника между ребёнком и взрослым во благо осуществления ребёнком своих прав, в качестве координатора педагогически целесообразных действий других специалистов и родителей.

В развитии профессии социального педагога надёжным ориентиром всегда могут служить права и законные интересы ребёнка. Но действительно ли специалисты готовы к осуществлению миссии правозащитника, правоведа и просветителя в области права? Ответ на данный вопрос был найден при опросе в 2012 году, пятьдесят два социальных педагогов разной квалификации ответили на вопросы.

«Права ребёнка – Что это?»-7 человек не ответили на вопрос.Самый распространённый ответ был: «это права человека относительно ребёнка».

Главный смысл различий в ответах кратко можно сформулировать так:

· Комплекс мер…

·  нормы и правила …

· условия жизни ребёнка…

· условия для полноценной жизни общества….

· возможности человека делать, иметь, быть…

· гарантии государства ребёнку…

 Обозначенные в анкетах: меры, нормы, гарантии, условия, возможности в единстве могут результативно сработать на подготовку ребёнка к жизни, но правовой основы характеристики понятия они не раскрывают. Если иметь ввиду, что словарь С. И. Ожегова определяет права, как «Охраняемая государством возможность, свобода что-нибудь делать», то в такой трактовке понятия права в профессионально-педагогической позиции специалиста может оказаться основой для создания ситуации развития ребёнка в личностно значимой деятельности как субъекта права.

В ответах на открытый вопрос: «Для чего нужны права ребёнку? -звучали мысли:

- для потребления благ жизни, получения права на комфорт в жизни, нормальные условия проживания, на счастливую, достойную, полноценную, гармоничную жизнь, охрану здоровья, медицинское обслуживание – 14;

- для созидания жизни, образования, самореализации, выбора профессии– 17;

- для защиты жизни, чести и достоинства, интересов Гражданина РФ и члена общества – 7;

- для осуществления действий, возможностей, закреплённых законом, гарантированных, регулируемых государствоми выполняемых государственными органами – 12, родителями – 1»

При этом, надо отметить, что нет конкретного и прямого указания на то, что права реализуются, осуществляются самим ребёнком.

В продолжение предложения: «Я считаю, что «права» в жизни ребёнка...» - два человека не нашли ответа.

Ответ: «осуществляются в реальности, в семье, в школе, в обществе» дали 11человек. Почти в два раза больше представлено ответов, которые можно объединить общим словом «должны»: «должны быть реализованы, защищены» -18. «Не всегда реализуются» - 10 ответов. При этом названа, как одна из причин: «трудно найти грань, где реализация собственных прав не разрушает права других». Прозвучало такое образное заявление: «Права в жизни ребёнка – это фундамент, на котором можно возвести красивое здание». Представлено много разноплановых ответов, но нет чёткого профессионально выверенного представления о роли прав и интересов ребёнка в его жизни, в жизни семьи, общества, государства.

Очевидно, что данное несоответствие должностной роли может вызвать у социального педагога большие трудности в установлении взаимопонимания с педагогами, родителями, с учащимися образовательного учреждения и с другими социальными институтами. Отсутствие социально – правовой культуры является причиной возникновения социальных проблем учащихся и не результативности усилий по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. На этом фоне завышены социальные ожидания участников проблемной ситуации, выдвигаются ничем не оправданные требования к противоположной стороне в конфликте, не осознаются ответственности за реализацию законных прав и интересов ребёнка.

Именно социальный педагог призван вносить норму Закона в социальные отношения и понимания его участниками проблемной ситуации. Права человека - совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая с момента рождения принадлежность человека, без которой он не может существовать как полноценное человеческое существо. – такое определение даёт хорошее основание для активизации работы социального педагога в данном направлении.

Третий вопрос: «Родители должны способствовать осуществлению прав ребёнка, это значит...» Ответили: «быть законным представителем его в школе»- 26 человек и даны разъяснения: исполнять родительские обязанности, нести ответственность перед законом – 17; содействовать осуществлению прав и законных интересов ребёнка – 8; предоставлять ему выбор в решениях, но осуществлять контроль-1. Остальные респонденты не ответили, но и полученные ответы даны без относительно к осуществлению активности и самостоятельности самих детей.

В ответах на следующий вопрос все ответы соответствовали российскому законодательству: «Государство обеспечивает гарантии для осуществления прав ребёнка…» - 52 человека, из них дали разъяснения:

- несёт ответственность за реализацию и нарушение прав ребёнка – 15;

- создаёт законодательную базу, определяет и применяет меру ответственности и проводит контроль нарушения прав ребёнка – 15;

- создаёт органы управления и организации для обеспечения возможностей осуществления прав ребёнком и его семьёй – 7;

- проводит информационную, методическую работу для разъяснения норм правовой защиты ребёнка – 6.

«Как представлены «права ребёнка» в цели, в плане педагогической работы»?

Вот краткий обзор результатов опроса шести рабочих групп:

· в личностном развитии: создание благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала ребёнка, самоопределения, саморазвития и самореализации;

· в воспитании толерантности, в социализации, помощь в выборе профессии, своего места в современном обществе, защита права ребёнка на детство;

· в педагогическом сопровождения при жизнеобеспечении: профилактика социального сиротства, правонарушений и преступлений, вовлечение в досуговую деятельность, контроль летнего отдыха, раннее выявление неблагополучных условий жизни, условий развития как причин возможной девиации, контроль успехов в обучении.

Можно увидеть, что социальная работа занимает две трети ответов против одной трети ответов о педагогической деятельности. Это означает, что мы слишком часто подменяем специалистов других ведомств, не успевая работать в своей педагогической специальности.

Вопрос – «Как можно использовать «права ребёнка» в качестве средства педагогической работы?»

· в просвещении: в беседах (индивидуальных и групповых), лекториях, круглых столах, на родительских собраниях и педагогических советах, консультациях, в индивидуальном сопровождении, на информационных стендах, на сайте школы, в правовых олимпиадах;

· в воспитательной работе: в родительских клубах, клубах юных друзей правопорядка, в деловых, в ролевых играх, тренингах;

· в защите при разрешении проблемных ситуаций: в совете по профилактике, в индивидуальных беседах с родителями и учителями, в психолого – педагогических консилиумах и малых педагогические советах, при контактах с другими специалистами.

«Что является показателем результативности освоения своих прав ребёнком»? Социальные педагоги считают, что результативность можно фиксировать:

· в отношении ребёнка к себе и окружающим людям: это

уверенность в себе, отсутствие агрессии, желание и способность сохранять своё здоровье;

· в развитии деловых качеств: адаптированность к социуму, неконфликтное поведение, умение использовать знания о правах на практике;

· в формировании жизненной позиции: здоровый интерес к миру, активная позиция в жизни, готовность участвовать в общественной жизни.

Полученные ответы свидетельствуют, что есть смысл заниматься самообразованием в этой теме и далее, обновлять банк методических разработок и издавать статьи о полученном опыте. Становится очевидным, что главным средством реализации прав ребёнка становится его личностно значимая деятельность как субъекта права, а создание социальной ситуации развития ребёнка оказывается самой главной задачей для социального педагога. При этом он не должен нести ответственность за реализацию прав ребёнка в семье, в школе. Он несёт ответственность за свою работу по созданию условий для успешной реализации прав самим ребёнком в школе и способствуют тому, чтобы родители знали, понимали и учились создавать такие условия в семье. Для более успешного решения этой задачи в ППМС – центрах необходимо ввести должность специалиста по семейной педагогике и психологии, а создание социальной ситуации развития обучающихся при реализации ребёнком своих прав, может достигаться посредством социально – правового просвещения педагогов, родителей и учащихся, в различных формах социально – культурной деятельности, в клубах юных друзей правопорядка и в родительских сообществах, а также социально – правовой защиты ребёнка в ситуации насилия и жестокого обращения с ним. (см. раздел технологии)

Подобные организации учреждаются на основе государственных законов, их деятельность регулируется посредством нормативно – правовых документов, значит социальный педагог прежде всего ориентируется на «социальный заказ» к данному типу образовательного учреждения, который отражён в Законе РФ «Об образовании» и конкретизирован в Уставе ГБОУ.

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог несёт ответственность за практическое осуществление прав ребенка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер по защите социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур, в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей, социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения. Поскольку стратегия социально – педагогической деятельности строится на основе международного и российского законодательства, законов и распоряжений регионального, районного значения, то это обязательно обозначается в каждом документе, обращённом к субъектам образовательного процесса: учащимся, родителям, педагогам, ибо все граждане перед законом равны.

Вопросы и задания:

1.Назовите основы и источники, наполняющие содержание вашей деятельности социального педагога.

2.Определите, как Ваша роль социального педагога зависит от социального заказа, социальных ожиданий, социальной роли образовательной организации.

3.Сформулируйте определение вашей миссии и профессиональной роли как социального педагога в какой-то конкретной проблемной ситуации жизни ребёнка.

4.Опишите содержание одной из функций социального педагога, в работе с определённой социальной группой детей по решению задач охраны и защиты прав ребёнка в избранной Вами проблемной жизненной ситуации определённой степени сложности (см. выше таблицу «проблем и функций»).

Литература

1. Защита прав и интересов ребёнка в деятельности социального педагога. \ Под общ. ред. Е. Н. Барышникова СПб: Изд-во Культ-информ-пресс, 2014. -248с.

2. Нагавкина Л.С. Современные проблемы детства а социальной и педагогической реальности//Социальное воспитание детей, подростков, молодёжи: методы исследования, общественная практика., под общ. ред. Е. Н. Барышникова, И.Ф.Головановой - СПб., 2012.-194с.

3. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. – СПб: КАРО, 2004.

4. Приоритеты социально – педагогической деятельности образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС., под общ. ред. Е. Н. Барышникова, С.В.Барышниковой,-СПб.,2012.-364с.

5. Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении. , под общ. ред. Е. Н. Барышникова, С.В.Барышниковой,-СПб.,2012 -197с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...