Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальной и педагогической реальности.




 

Социальные нормы Параметры Цели советской образовательной системы Законы 1990 – 2010 годов Современные программные документы Позитивный прогноз
Объект= Проблемы: - воспитание в общественной и коллективной жизни - в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении ребёнка - соц. адаптации и социализации -самоактуализации и самореализации в социально и личностно значимой деятельности 
Предмет=   -становление ребёнка как субъекта социальной жизни:     -создание педагогически целесообразной среды:   -общественно активной, самостоятельной, дисциплинированной личности;     -правил, норм коллективных и обществен- ных отношений     - готового к свободе выбора, адаптации и интеграции в социум;     - педагогически целесообразных социальных отношений.   -законопослушной, социально актив -ной и конкурентно способной личности;     - законодательно-нормативной базы и развивающей социальной среды.   - реализующего собственное «Я» в окружающей жизни, среди людей и в совместной с другими людьми;   - благопр. условий жизни, форм взаимодействия с миром, с людьми
Цель= Создание условий для:   - воспитания общественно активной, самостоятельной и дисциплиниро- ванной личности;   - формированияколлектива мер ответственности в общественной жизни.   - преодоления препятствий на пути свободы выбора, адаптации и дезадаптации, интеграции и дезинтеграции ребёнка в соци- альной жизни;   - развития сетевого взаимодействия и социального партнёрства специалистов.   - освоения ребёнком законов и норм обществен ной жизни, прояв- ления социальной и деловой актив- ности для реше- ния актуальных задач жизни в социальной среде;   - формирования культуры   правовых отношений в ближайшем окру- жении ребёнка, и развития психологическойкомпетентности и педагоги ческой грамотнос- тиродителей, учителей.   - познания ребёнком ценностей социальной реальности и возможностей окружающей действительности для самореализации личности;     -признания прав, свобод и ответственности человека как меры для определения его социального статуса и реализации личностных возмож- ностей, установления единства в уважении и требовательности к ребёнку и к людям, его окружающим.  
Функции =   - воспитание - подготовка к самовоспитанию - перевоспитание - профилактика проблем социальной жизни ребёнка - защита и охрана прав реб. - координация взаимодействия - гражданско-правовое образование - организация социально значимой деятельности - реабилитация - психолого – педагогическая,   - социально - правовая - менеджмент

 

Данная таблица параметров содержания социально – педагогической деятельности позволяет увидеть и сопоставить влияние социальных норм на педагогическое наполнение роли социального педагога в общеобразовательном учреждении. Сопоставив примерное содержание проблем и наполнение содержания деятельности социального педагога, можно понять, как работают причинно – следственные связи при определении миссии специалиста в условиях конкретного учреждения и как сделать подбор компонентов, чтобы определить профессиональную роль социального педагога в конкретной жизненной ситуации.

В ходе изучения практического опыта были выявлены и другие основы, источники для определения содержания деятельности социального педагога. Ведущую роль занимает анализ современных проблем детства в социальной и педагогической реальности. «Проблема» - многозначное понятие, в его семантике – масса смыслов, за основу можно взять определение по словарю русского языка С.И. Ожегова: «Проблема – это задача, которую невозможно решить из-за возникших непреодолимых препятствий».

При взгляде на жизненные проблемы в социальной реальности обязательно надо учитывать педагогический смысл, а в педагогической реальности - социальный смысл проблемы. Вызовы социальной реальности требуют постановки решения педагогических задач: (Программа модернизации - 2020)

- усиление глобальной конкуренции - означает необходимость развития конкурентной способности человека;

- новая волна технологических изменений и недостаточное развитие инновационной системы – значит необходимо развивать креативность и способность к принятию, осуществлению оригинальных решений;

- возрастание роли человеческого капитала – значит увеличение не количества людей, имеющих документ об образовании, но повышение качества образованности и компетентности профессионалов;

- рост социальных и институциональных проблем - значит не случайно одновременно ставятся вопросы развития и освоения молодыми людьми форм самоорганизации, саморегулирования и вопросы освоения форм сетевого равноправного, равноценного взаимодействия с другими людьми.

Педагогическая реальность создаётся по замыслу педагога, но для разрешения противоречий в педагогической реальности, подчас требуются социальные средства.

 Так взрослое поколение по-прежнему ставит задачи воспитания на единых для всех нормативах общественной жизни – это часто не согласуется с интересами современных молодых людей, которые признают первичными собственные интересы и нормы индивидуальной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлено, как условие реализации основной образовательной программы, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся на ступени основного общего образования. Средством названо создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающая их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности– именно так реализуется единство педагогических задач и средств социальной среды.

Но главное надо понимать, что миссия социального педагога в решении проблем «на стороне ребёнка». Так роль социального педагога в первую очередь заключается не в решении проблемы адаптации «трудного ребёнка» к социуму – а проблем ребёнка в трудной ситуации социальной жизни. Не проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних – а проблемы социального становления ребёнка, как субъекта социальной жизни, законопослушного и активного в социально полезной жизни.

Педагогам нужно учитывать: что сегодня трудно строить педагогически целесообразное взаимодействие членов семьи, педагогов, родителей. Также оказывается не просто регулировать общественные отношения, потому что произошло расслоение общества на экономической, культурологической и политической основе. Единственным объединяющим стержнем может выступить гражданская позиция всех субъектов образовательного процесса, каксубъектов права и ответственности в социально значимой деятельности.

Закон Российской Федерации в социальном государстве должен стать более актуальным средством педагогической деятельности. Должно быть общепризнанным, что гражданские права осуществляются самим ребёнком, а государство, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им своих прав и законных интересов. Особенно важно проявлять такую позицию при возникновении проблем социального становления ребёнка.

Значимость данной позиции усиливается на фоне развития новых отраслей познания проблем социальной жизни детей в науке, как признак их актуальности:

Девиантология – предмет изучения и функционирования–   дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, которые нарушают нормы и правила общежития; цель – изучение отклонений в поведении и обоснование мер их преодоления, реабилитации ребёнка перед обществом.

Виктимология – предмет изучения и функционирования– дети, как - жертвы насилия; цель – обоснование причин психической нестабильности, цель – поиск механизмов преодоления последствий негуманного, преступного отношения к ребёнку взрослых и государственных органов.  

Ювенальное право, ювенальная юстиция – предмет изучения и функционирования - жизненные обстоятельства, позволяющие детям решать свои задачи самостоятельно; цель – разработка норм и мер надзора за исполнением Законов РФ, особенно в трудных жизненных ситуациях и социально – опасном положении

Соционика или педагогика детского движения – предмет изучения и функционирования- социальная активность детей в сообществе; цель – изучение условий для социального становления ребёнка в детском объединении.

Эти отрасли науки предоставляют специалистам массу социальной информации, которая может стать основой для постановки задач воспитания современных детей. Надо констатировать с большим сожалением, что на практике подобные знания воспринимаются специалистами «на стороне взрослого», даже если взрослый очень старается помочь ребёнку, он это делает в рамках воспитательных отношений чрезмерной опеки или авторитаризма, безграничной свободы или эксплуатации. В повседневной жизни специалист встречается, прежде всего, с регрессивными (разрушающими) отношениями к ребёнку. Они не однородны, нет сегодня в обществе устоявшихся приоритетов. В семьях часто складываются такие моральные нормы отношений, которые являются неблагополучными условиями для развития личностных качеств ребенка. В связи с отсутствием в сознании взрослых и детей, механизмов, стабилизирующих социальную жизнь, в XX веке была провозглашена идея новой педагогической этики: «приоритет интересов ребенка над интересами общества». Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в1989 году, обозначила новую эру в отношении к ребёнку: "Мировая конституция", "Великая хартия вольности детей" - так её провозгласили журналисты этот международный закон. В реальной практике эта идея так и не стала достоянием семьи и общественности.

В 1999 году на основе Конвенции принят и получил много поправок впоследствии «Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он направлен на защиту интересов детей и особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Но и этот закон «остаётся за семью печатями» от детей, родителей, педагогов и даже от специалистов. Опытный социальный педагог может проводить занятия для других социальных педагогов, педагогов – психологов, инспекторов полиции, специалистов по молодёжной политике, выступления перед родителями и встречи со старшеклассниками. Такие встречи и опросы показывают, что у всех без исключения недостаточно знаний о правах и нормах, регулирующих отношения в обществе, семье и школе. Сегодня нужны такие знания всем. Мы не исчерпали всех резервов в развитии социально – правовой культуры населения.

Масса преград встаёт на пути здорового психологического развития ребёнка. Отсюда, возможно, и рост количества подростковых суицидов в России, но это только видимая часть айсберга. В глубине сознания подростка - хаос от эмоциональной и информационной перегрузки. Манипулятивные технологии СМИ, агрессивные образы кумиров, музыка и мультики, разрушающие психику; мода, раздевающая тело и душу; одиночество в толпе сверстников и в семье – здесь не действенной оказывается даже система психологического просвещения. Нужна новая этическая педагогика, нравственная психология, действенное духовно-нравственное воспитание. Роль социального педагога заключается в установлении взаимодействия со всеми школьными специалистами воспитания и социальными институтами культуры.

Сегодня разрушены традиционные формы общественно жизни и коллективной деятельности детей, учащейся молодёжи. Система дополнительного образования испытывает большие трудности выживания. Детские объединения утратили общественно полезную направленность деятельности и часто проигрывают в борьбе за человека с очень агрессивными неформальными объединениями.

Подтверждением справедливости такого суждения, могут стать данные исследования, посвящённого 100-летию детского движения и в 2009 году представленного нами в документах органов управления молодёжной политики Санкт – Петербурга и Российской Федерации. Получены выводы, которые отражают результаты изучения ведущих ценностей и проблем развития детских объединений в представлениях участников и руководителей на протяжении предшествующих пятидесяти лет. «Сегодня, как дети, так и взрослые, в отличие от прежних поколений, почти утратили представление о том, какая деятельность детских объединений может иметь общественно полезную направленность. Для участников и лидеров главный смысл деятельности – это общение и удовлетворение познавательных интересов, для руководителей – это занятость подростков во внеучебное время и их самосовершенствование. Почти все респонденты отмечают, что для общественно – значимой деятельности и проявления социальных инициатив у современных подростков почти не существует условий». Но вот встречаешь членов клуба друзей правопорядка с сияющими глазами и восторженным рассказом о том, что им вручили свидетельство о рождении клуба за работу, которую они провели в этом году для младших ребят. Становится понятно, что общинная природа и генетические корни российского человека не умирают, и у современных детей есть потребность к самореализации в заботе об улучшении окружающей жизни, но очень редко сегодня им удаётся быть востребованными в обществе взрослых. Здесь социальный педагог может оказать содействие через установление контактов и связей социального партнёрства с теми организациями, которые могут предоставить такую возможность детям.

Постоянное изучение позволило построить классификацию проблем социальной жизни детей и состава профессиональных функций, ролей социального педагога, затем сопоставление их привело к выводу необходимости соответствия проблем ребёнка и действий социального педагога.

Таблица 3.2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...