Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие функции социально-педагогической деятельности отражены, как основные в Вашей должностной инструкции?
И так, основа профессии - это педагогика. Как основные функции – это: профилактическая, защитно-охранная и координационная, при этом соответственно, социальные педагоги выполняют социально – профессиональные роли: наставника, посредника и координатора. Каждая функция (профессиональная роль) включает разные направления практической работы, но каждое направление обязательно включает организацию диагностической, прогностической, контрольно-аналитической работы. Направления социально-педагогической деятельности выделяются исходя из необходимости решения проблем в жизни конкретных социальных групп детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» и в «социально-опасном положении» и должны быть отражены в должностной инструкции, в планах и отчётах. Содержание социально – педагогической деятельности включает устоявшиеся меры, методы и постоянно наполняется новыми формами. На основе многолетнего опыта ведущие функции социального педагога наполнились определённым содержанием деятельности по разрешению проблем в социальной жизни детей и созданию условий для становления ребёнка как субъекта социально жизни. Так профилактическая работа направлена на подготовку детей к выбору занятий, форм общения и поведения, к самостоятельному принятию решений в жизненной ситуации, на участие в социальномтворчестве детских общественных объединений, волонтёрских движений.Защитно – охранная работа предполагает расследование причин, изучение трудностей в жизни ребёнка, создание условий для подготовки ребёнка к принятию решений, преодолению препятствий, а также по охране и защите его законных прав, интересов. Координационная работа направлена на раскрытие для ребёнка и его семьи возможностей в решении проблем. Она имеет определяющее значение для ресурсного обеспечения, включения всех участников проблемной жизненной ситуации в разрешение проблемы и подключение всевозможных специалистов государственной социальной – инфраструктуры к принятию на себя ответственности за решение в рамках своей компетенции. Такая структура и содержание социально – педагогической деятельности сложились на основе опыта социального педагога, как наставника, посредника и координатора. Границы необходимого и возможного, условия результативности той или иной роли обсуждались на совещаниях методических объединений, конференциях, семинарах, и затем вырабатывались рекомендации к планированию. Правомерность других попыток определять профессиональные роли и границы компетенции, строитьпланирование и рекомендации к их использованию, должна быть научно обоснована, обязательно апробирована достаточным количеством опытных социальных педагогов, подвержена независимой экспертизе других специалистов, принята на городском совещании профессионального сообщества и тогда только оформлена как нормативный документ или методические рекомендации. Чёткая постановка делопроизводства обеспечивает высокий профессионализм социального педагога. Планирование - это только один пример отражения в документе процесса и возможного результата работы. Начинающий специалист прогнозирует результат и пути его достижения в своём планесоциального педагога, а опытный – в плане социально – педагогической работы всего образовательного учреждения. Исполнение плана отражается в достаточно большом количестве документов, формы которых задают вышестоящие административные структуры. В начале пути для упорядочивания действий и организации работы социальному педагогу приходилось создавать свои формы учёта, хранения и передачи профессиональной информации, затем примерный список самых необходимых документов обсуждался и принимался на городском методическом объединении. К сегодняшнему дню создан уже большой объём требуемой документации. Теперь при наличии электронной базы данных, встаёт вопрос о разумном ограничении количества документированной информации, так как главными показателями профессионализма специалиста является экономичность и рациональность. Наладить делопроизводство - это значит обеспечивать условия для результативности своей работы, создавать и сохранять документы, обеспечивать регламентированный доступ к конфиденциальный информации и своевременно осуществлять документооборот. Делопроизводство и документооборот в образовательном учреждении отражает понимание ответственности и качество исполнения обязанностей специалистом. Главным документом, определяющим роль социального педагога в образовательном учреждении, является должностная инструкция. Действия, выходящие за её рамки, должны быть оформлены специально как должностное поручение, закреплены письменным распоряжением администрации дополнительно оплачены. Таблица 2.3. Какую дополнительную нагрузку, не входящую в круг обязанностей соц. педагога, Вы выполняете:
Надо отметить, что за эти годы появились, не всегда правомерные дополнительные нагрузки, так на 5,6,7 месте указаны те, которые в первые годы вменялись, чуть ли ни как основные. Постепенно, путём убеждения директоров удалось перевести их в ранг должностного поручения с дополнительной оплатой, поэтому они и оказались в конце списка. Нагрузки же, стоящие на 2,3,4 месте появились в последние годы и постепенно тоже должны быть переведены в должностное поручение. А вот в первой строке этого списка стоит неправомерный, но и неистребимый вопрос причастности социального педагога к административной роли в школе. Ответ один: «переводите социального педагога в должность заместителя директора, тогда и привлекайте его к административному дежурству и к другой мере ответственности за действия персонала». Если не удаётся так решить вопрос, то социальным педагогам только остаётся использовать эту ситуацию для решения собственно социально – педагогических задачи вносить часы дежурства в свой план, в график работы и в основной объём рабочего времени. Таблица 2.4. Как Высочетаете должностные роли:
В связи с тем, что у социальных педагогов существуют и другие профессиональные интересы, и низкая оплата основной работы, то половина совмещают работу социального педагога с ролью учителя, классного руководителя или работают по совместительству за пределами данного учреждения. В этом есть и плюс, и минус для становления основной специальности, главное - знать меру и не подменять одно другим, выстраивая пропорции нагрузки для решения проблем на стороне ребёнка, во имя которого мы и трудимся. В целом показатель профессионализма в делопроизводстве - это готовность экономично и рационально выстраивать процесс достижения результата и фиксировать его в документах. По результатам работы многих можно констатировать, что наши социальные педагоги - это, хорошо подготовленные, современные менеджеры. Не случайно, что довольно часто они становятся заместителями директоров школ и приглашаются на работу руководителями подразделений в другие ведомства, в администрацию районов. Методическое обеспечение – это определяющий путь становления специалистов и профессионального сообщества социальных педагогов, средство прогнозирования, формирования и развития профессии. В этом параграфе представленсравнительный анализ статистических данных по образованию, стажу и квалификации социальных педагогов общеобразовательныхорганизацийСанкт-Петербурга за 2000-2001 и 2010-2011 учебные годы позволяет выявить определённые тенденции в становлении профессии и спрогнозировать возможные изменения в будущем, Мониторирование данных тенденций в выборочных исследованиях 2011-15 года подтвердили справедливость полученных выводов. Всего опрошено: 2000-2001 уч. год - 455 социальных педагогов 2010–2011 уч. год - 638 социальных педагогов 2011-2015 уч. годы - 738 социальных педагогов Сплошное мониторирование проводилось ежегодно ко Дню социального педагога с 2000 по 2011 год, но сравнительный анализ мы представляет по двум срезам в начале и в конце десятилетия. Общее количество респондентов за этот срок увеличилось на 1\3, можно утверждать, что, вопреки некоторым слухам о сворачивании спроса на профессию, мы наблюдали тенденцию роста общего количества и специализаций профессиональных ролей в зависимости от типа образовательного учреждения. В рядах социальных педагогов появлялись специалисты по преодолению школьной дезадаптации у первоклассников и по профориентации девятиклассников, по профилактике зависимого поведения и школьного отсева, по работе с «особыми детьми», с подростками, склонными к девиантному поведению. Увеличивается число социальных педагогов по работе с дошкольниками, а также с молодыми людьми в колледжах и лицеях, с клиентами в реабилитационных центрах и центрах медико – психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим, можно утверждать, что для решения подобных задач значимым является специальная подготовка социальных педагогов. Установлено, что качество работы специалиста в определённой степени зависит от уровня его специального образования. Таблица 2.5. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |