Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие функции социально-педагогической деятельности отражены, как основные в Вашей должностной инструкции?




Вариант ответа % Социально – профессиональная роль
профилактическая работа 85 наставник
защитно-охранная работа 64 посредник
координационная работа 53 координатор

И так, основа профессии - это педагогика. Как основные функции – это: профилактическая, защитно-охранная и координационная, при этом соответственно, социальные педагоги выполняют социально – профессиональные роли: наставника, посредника и координатора. Каждая функция (профессиональная роль) включает разные направления практической работы, но каждое направление обязательно включает организацию диагностической, прогностической, контрольно-аналитической работы. Направления социально-педагогической деятельности выделяются исходя из необходимости решения проблем в жизни конкретных социальных групп детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации» и в «социально-опасном положении» и должны быть отражены в должностной инструкции, в планах и отчётах. Содержание социально – педагогической деятельности включает устоявшиеся меры, методы и постоянно наполняется новыми формами.

На основе многолетнего опыта ведущие функции социального педагога наполнились определённым содержанием деятельности по разрешению проблем в социальной жизни детей и созданию условий для становления ребёнка как субъекта социально жизни. Так профилактическая работа направлена на подготовку детей к выбору занятий, форм общения и поведения, к самостоятельному принятию решений в жизненной ситуации, на участие в социальномтворчестве детских общественных объединений, волонтёрских движений.Защитно – охранная работа предполагает расследование причин, изучение трудностей в жизни ребёнка, создание условий для подготовки ребёнка к принятию решений, преодолению препятствий, а также по охране и защите его законных прав, интересов. Координационная работа направлена на раскрытие для ребёнка и его семьи возможностей в решении проблем. Она имеет определяющее значение для ресурсного обеспечения, включения всех участников проблемной жизненной ситуации в разрешение проблемы и подключение всевозможных специалистов государственной социальной – инфраструктуры к принятию на себя ответственности за решение в рамках своей компетенции.

Такая структура и содержание социально – педагогической деятельности сложились на основе опыта социального педагога, как наставника, посредника и координатора. Границы необходимого и возможного, условия результативности той или иной роли обсуждались на совещаниях методических объединений, конференциях, семинарах, и затем вырабатывались рекомендации к планированию. Правомерность других попыток определять профессиональные роли и границы компетенции, строитьпланирование и рекомендации к их использованию, должна быть научно обоснована, обязательно апробирована достаточным количеством опытных социальных педагогов, подвержена независимой экспертизе других специалистов, принята на городском совещании профессионального сообщества и тогда только оформлена как нормативный документ или методические рекомендации.

Чёткая постановка делопроизводства обеспечивает высокий профессионализм социального педагога. Планирование - это только один пример отражения в документе процесса и возможного результата работы. Начинающий специалист прогнозирует результат и пути его достижения в своём планесоциального педагога, а опытный – в плане социально – педагогической работы всего образовательного учреждения. Исполнение плана отражается в достаточно большом количестве документов, формы которых задают вышестоящие административные структуры. В начале пути для упорядочивания действий и организации работы социальному педагогу приходилось создавать свои формы учёта, хранения и передачи профессиональной информации, затем примерный список самых необходимых документов обсуждался и принимался на городском методическом объединении. К сегодняшнему дню создан уже большой объём требуемой документации. Теперь при наличии электронной базы данных, встаёт вопрос о разумном ограничении количества документированной информации, так как главными показателями профессионализма специалиста является экономичность и рациональность. 

Наладить делопроизводство - это значит обеспечивать условия для результативности своей работы, создавать и сохранять документы, обеспечивать регламентированный доступ к конфиденциальный информации и своевременно осуществлять документооборот. Делопроизводство и документооборот в образовательном учреждении отражает понимание ответственности и качество исполнения обязанностей специалистом.

Главным документом, определяющим роль социального педагога в образовательном учреждении, является должностная инструкция. Действия, выходящие за её рамки, должны быть оформлены специально как должностное поручение, закреплены письменным распоряжением администрации дополнительно оплачены.

Таблица 2.3.

Какую дополнительную нагрузку, не входящую в круг обязанностей соц. педагога, Вы выполняете:

Вариант ответа %
административное дежурство 49
ведение базы данных «Транспорт» 34
ведение базы данных «Параграф» 23
отчетность по травматизму 20
ведение базы данных «Питание» 17
отчетность по ПДД 11
курьерские обязанности 14
Нет дополнительной нагрузки 3

 

Надо отметить, что за эти годы появились, не всегда правомерные дополнительные нагрузки, так на 5,6,7 месте указаны те, которые в первые годы вменялись, чуть ли ни как основные. Постепенно, путём убеждения директоров удалось перевести их в ранг должностного поручения с дополнительной оплатой, поэтому они и оказались в конце списка. Нагрузки же, стоящие на 2,3,4 месте появились в последние годы и постепенно тоже должны быть переведены в должностное поручение. А вот в первой строке этого списка стоит неправомерный, но и неистребимый вопрос причастности социального педагога к административной роли в школе. Ответ один: «переводите социального педагога в должность заместителя директора, тогда и привлекайте его к административному дежурству и к другой мере ответственности за действия персонала». Если не удаётся так решить вопрос, то социальным педагогам только остаётся использовать эту ситуацию для решения собственно социально – педагогических задачи вносить часы дежурства в свой план, в график работы и в основной объём рабочего времени.

Таблица 2.4.

Как Высочетаете должностные роли:

Вариант ответа %
социальный педагог - основная ставка 50
социальный педагог – совместитель 21
сочетание с ролью учителя 35
совмещение с ролью классного руководителя 26

 

В связи с тем, что у социальных педагогов существуют и другие профессиональные интересы, и низкая оплата основной работы, то половина   совмещают работу социального педагога с ролью учителя, классного руководителя или работают по совместительству за пределами данного учреждения. В этом есть и плюс, и минус для становления основной специальности, главное - знать меру и не подменять одно другим, выстраивая пропорции нагрузки для решения проблем на стороне ребёнка, во имя которого мы и трудимся. В целом показатель профессионализма в делопроизводстве - это готовность экономично и рационально выстраивать процесс достижения результата и фиксировать его в документах. По результатам работы многих можно констатировать, что наши социальные педагоги - это, хорошо подготовленные, современные менеджеры. Не случайно, что довольно часто они становятся заместителями директоров школ и приглашаются на работу руководителями подразделений в другие ведомства, в администрацию районов.

Методическое обеспечение – это определяющий путь становления специалистов и профессионального сообщества социальных педагогов, средство прогнозирования, формирования и развития профессии.

В этом параграфе представленсравнительный анализ статистических данных по образованию, стажу и квалификации социальных педагогов общеобразовательныхорганизацийСанкт-Петербурга за 2000-2001 и 2010-2011 учебные годы позволяет выявить определённые тенденции в становлении профессии и спрогнозировать возможные изменения в будущем, Мониторирование данных тенденций в выборочных исследованиях 2011-15 года подтвердили справедливость полученных выводов. Всего опрошено:

2000-2001 уч. год - 455 социальных педагогов

2010–2011 уч. год - 638 социальных педагогов

2011-2015 уч. годы - 738 социальных педагогов

Сплошное мониторирование проводилось ежегодно ко Дню социального педагога с 2000 по 2011 год, но сравнительный анализ мы представляет по двум срезам в начале и в конце десятилетия.

Общее количество респондентов за этот срок увеличилось на 1\3, можно утверждать, что, вопреки некоторым слухам о сворачивании спроса на профессию, мы наблюдали тенденцию роста общего количества и специализаций профессиональных ролей в зависимости от типа образовательного учреждения. В рядах социальных педагогов появлялись специалисты по преодолению школьной дезадаптации у первоклассников и по профориентации девятиклассников, по профилактике зависимого поведения и школьного отсева, по работе с «особыми детьми», с подростками, склонными к девиантному поведению. Увеличивается число социальных педагогов по работе с дошкольниками, а также с молодыми людьми в колледжах и лицеях, с клиентами в реабилитационных центрах и центрах медико – психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим, можно утверждать, что для решения подобных задач значимым является специальная подготовка социальных педагогов.  Установлено, что качество работы специалиста в определённой степени зависит от уровня его специального образования.

Таблица 2.5.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...