Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1 Предпосылки и пути становления профессии социального педагога.




Становление профессии

 

 

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

 

Социальный педагог:


Становление профессии

 

Учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербург

 2015

ББК

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО

Авторский коллектив:

Барышников Евгений Николаевич (введение, 2 глава, заключение)

Косабуцкая Светлана Анатольевна (введение, 4 глава, заключение)

Нагавкина Людмила Серафимовна (1 и 3 глава)

Под общей редакцией Нагавкиной Людмилы Серафимовны

 

Рецензенты:

Полякова Татьяна Ивановна – кандидат педагогических наук, заведующая информационно-библиотечным центром СПб АППО;

Мальченкова Анна Евгеньевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-политических наук СПбГУТим. Бонч-Бруевича.

 

Барышников Е.Н., Косабуцкая С.А., Нагавкина Л.С. Социальный педагог: становление профессии: Учебно-методическое пособие.– СПб.: СПб АППО, 2015. – 19о с. – ISBN

 

В учебно-методическом пособии изложены вопросы становления профессии социального педагога в России и Санкт-Петербурге, раскрыты особенности социально- педагогической деятельности в современной образовательной ситуации при реализации ФГОС нового поколения. Рассматривается содержание, методы, формы организации социально - педагогической деятельности образовательной организации, технологическое обеспечение деятельности социального педагога, сетевое взаимодействие. Представлен новый взгляд на социально - педагогический менеджмент и сетевое взаимодействие, делопроизводство и документоведение

Учебно-методическое пособие предназначено для социальных педагогов и заместителей директоров образовательных учреждений, также может быть использовано другими специалистами в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении.

 

ISBN

ã СПб АППО, 2015

 

 

Содержание

Введение……………...…………………………………………………………..5

Глава 1 Предпосылки и пути становления профессии социального педагога…………………………………………………………………………...7

1.1. История развития социально – педагогической деятельности общеобразовательных учреждений в России…………………………………7

1.2. Становление специалиста и профессионального сообщества социальных педагогов в Санкт – Петербурге…………………………….....21

Глава 2. Направленность деятельности социального педагога в современной образовательной ситуации……………………………………52

2.1.Социальный педагог как специалист в области воспитания и социализации…………………………………………………………………...52

2.2.Деятельность социального педагога по реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся………..63

2.3 Деятельность социального педагога по реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации…………………………………………..78

3. Содержание, методы и формы социально - педагогической деятельности специалиста…………………………………………………87

3.1. Основы содержания социально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации…………………………………………….87

3.2.Методы и формы социально– педагогической деятельности…… …… 109

3.3. Социально – педагогический менеджмент и сетевое взаимодействие в работе социального педагога ………………………………………………....122

4. Технологическое обеспечение деятельности социального педагога………………………………………………………………………...141

4.1. Концептуальные модели социально-педагогических технологий... 141

4.2. Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних …………………………………………………………………………………..150

4.3. Технология сопровождения обучающихся, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации……………………..158

4.4. Технология раннего выявления детей из неблагополучных семей…..167

4.5. Технология педагогической реабилитации учащихся с проявлениями девиантного поведения………………………………………………………...173

Заключение……………………………………………………………………...181

Глоссарий……………………………………………………………………...182

 

Введение

Актуальность задач подготовки специалистов к социально-педагогической деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которого характерна нестабильность жизненных ориентиров в социальной и педагогической реальности, обновление всех социальных институтов. Проблемы социально -экономических и социально – политическихпроцессов, порождают потребность у населения в поддержке профессиональных работников, осуществляющихсоциальную и психологическую помощь, психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса иличностного развития, способствующих социализации, инкультурации человека и  гармонизации социальной среды. Специалисты помогающих профессий востребованыво всех сферах государственной социальной инфраструктуры, но особенно в организациях социальной и молодёжной политики, в сфере образования. Роль социального педагога предназначена для создания условий в разрешении проблем взаимодействия человека и общества, ребёнка и его ближайшего окружения, обучающегося и образовательной организации. Все педагоги на практике сталкиваются с проблемами социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально - опасном положении. Неготовность их к осуществлению социально – педагогической деятельностиусугубляет проблемы девиаций в поведении детей, подростков и юношей, порождает конфликты, трудности в воспитаниии обучении. Учебно-методическое пособие предназначено для социальных педагогов образовательных учреждений, но может быть использовано другими специалистами.

В данном пособии отражён двадцатипятилетний опытисследовательской и образовательной работы сотрудников кафедры социально-педагогического образования, реальной практики петербургского профессионального сообщества социальных педагоговобразовательных организаций, и других специалистов в области социально-педагогической деятельности.

Представлены закономерности развития профессии, условия и факторы становлениясоциального педагога, которые  выявлены на основе историко - теоретического анализа и обобщения опыта российской благотворительности, влияния социальной и педагогической реальности на деятельностьроссийских образовательных организаций ина практику социальных педагогов Санкт – Петербурга. Рассматривается определённая новизнав современных подходахк характеристике профессии в целом, обозначены некоторые тенденциии пути становления социального педагога как специалиста.

Анализ государственных программ и определение роли социального педагога в их реализации позволяет обеспечить обоснованность границ его компетенции и наметить возможные перспективы развития. Раскрытие содержания, методов, форм организации и технологического обеспечения социально – педагогической деятельности отражает практическую значимость проведённых исследований и представляет широкий спектр средств для решения проблем социальной жизни ребёнка.

Учебно – методическое пособие может быть использовано в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов в области социальной педагогики. В тексте широко представлены данные лонгитюдных социально-педагогических исследований, проводимых кафедрой на протяжении более, чем двадцати лет, интерпретация их многоаспектного анализа легко ложится в основу дальнейшего изучения специальных вопросов обучающимися в аспирантуре и магистратуре. Построение содержанияпо  главам и разделамрассчитано на применениев блочно – модульной системе программирования образовательной деятельности переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также помогает ориентироваться в материале для самообразования начинающего специалиста. В конце книги представлен глоссарий, в каждой главе сформулированы вопросы на усвоение и понимание представленного материала, задания для выполнения в практической деятельности, которые могут быть использованы в ходе дистанционного образования.

Пособие построено таким образом, что наряду с раскрытием особенностей, становления профессии, представлены выявленные проблемы деятельности социальных педагогов и способы практического осуществления помощи, поддержки и индивидуального сопровождения ребёнка, применения средств профилактики правонарушений несовершеннолетних. Данный материал в соединении с содержанием публикаций, изданных кафедрой и указанных в списке литературы, может свидетельствовать о наличии системы методов и форм социально – педагогической деятельности, то есть о решении задачи, поставленной кафедрой социально – педагогического образования в предшествующее пятилетие.

 

Глава 1 Предпосылки и пути становления профессии социального педагога.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...