Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История развития социально – педагогической деятельности общеобразовательных учреждений в России.
Становление профессии – это естественный, исторически обусловленный процесс, который складывается из множества фактов, условий и средств. В нём, с одной стороны, участвуют социальные группы людей, нуждающиеся в помощи специалистов, общественные структуры, выдвигающие социальный заказ государству, и административные органы, устанавливающие правила и оплату труда. С другой стороны, каждый специалист определяет профиль своей роли, приоритеты и направленность своей активности, накладывает свой отпечаток на образ профессионала, окрашивая его личностными отношениями, чертами характера.Очевидно, что становление как единый процесс возникновения, формирования, развития профессии можно рассматривать в трёх аспектах: -становление, как предысторию и развитие предшествовавшего опыта; -становление, как раскрытие назревших решений в определённых ситуациях; -становление, как наращивание и укоренение опорных тенденций в развитии. Прежде, чем строить прогноз на будущее, выявлять предпосылки устойчивого развития профессии в дальнейшем, нужно найти опоры - исходные корни исторического развития, то есть найти факты зарождения и проявления отдельных функций социально-педагогической деятельности, которые предшествовали появлению профессии в целом. Как показывают многочисленные исследования, корни зарождения профессии надо искатьв истории развития российскойблаготворительности и милосердия. Исторические корни социально – педагогической деятельности заложены в развитии частных, общественных и государственных форм благотворительности и милосердия. При этом, причины появления государственной функции в этой области обнаруживаются в фактах проявления частного и общественно - религиозного призрения немощных и нуждающихся. Надо отметить, что не все авторы - исследователи отмечают ту особенность российской благотворительности, что она основана на мотивации милосердия.Смысл понятия милость в словарях трактуется как сострадание, благосклонность, особое расположение, любовь, прощение, снисхождение, помощь. Тогда милосердие можно определить, как сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся, проявление любви к ближнему. А благотворительность – не только благожелательность, но творение блага, действенная забота о нуждающихся. Выделяются различные периоды развития благотворительности, исторический анализ фактов и особенностей каждого периода позволяет доказать справедливость вывода: государственные формы благотворительности всегда появляются на почве развития общественной формы, которая является объединением отдельных частных проявлений милосердия. При этом, благотворительность обязательно направлена на заботу не только, о материальном, но и о духовно – нравственном благополучии человека. В период до X века благотворительность славян представлена наличием родовых и общинных культовых форм взаимопомощи, отражённых в речевых единицах языка тех времён. Например, -частно-семейные формы: · приймачество - приём в семью ребёнка - сироты людьми пожилого возраста, когда они не имели наследников и им была нужна помощь в ведении хозяйства, · справа -кормление по домам одиноких стариков и детей-сирот, · вервь - круговая порука, то есть забота по очереди о слабых и немощных членах рода, - общинные формы: · складчина - выкуп пленных, · братчина- оказание помощи в уборке урожая, · тризны - родовые обряды: поминание предков, состязания и игрища, сопровождающиеся трапезами и пожертвованиями. В X—XIII веках после Крещения Руси основой милосердия стали христианские идеи о спасении души, человеколюбия. Милостынястановится актом нравственности, когда «Бедный милостью богатого питается, а богатый молитвой бедного спасается». Личная великокняжеская благотворительность перерастает в государственно - церковную, когда Владимир КрестительУставом 996 года официально вменил в обязанность духовенства и христианских монастырей заниматься призрением немощных и нуждающихся, в том числе - народным образованием на начальной ступени и книжным делом. В XIV —XVII векахиз-за татаро – монгольского нашествия непомерно выросло нищенство, жители крупных поселений делились с пришлыми голодающими. На этом фоне усиливается государственно – церковная (общественная) благотворительность. Царь Борис Годунов издал Указ о регулировании распределения хлеба и установлении твёрдых государственных цен. (1601г.). В 1682 году, в царствование Фёдора Алексеевича был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В Москве стали открываться богадельни для нищих.В годы неурожаев и войн наплывы людских потоков множились до катастрофических размеров и города страдали от эпидемий, воровства и беспорядков. В первой половине ХVIIIвека Петр Первыйиздал целый ряд Указов об ограничении нищенства в Москве и в Санкт-Петербурге. С одной стороны, предусматривалось наказание и создание обозов для насильственной высылки профессиональных нищих в места их рождения. С другой стороны, создавались больницы, работные дома и красильни для трудоспособных нищенствующих, где они могли работать и жить, приюты для ветеранов войн и «зазорных младенцев» (брошенных младенцев). В период со второй половины XVIII века до второй половины XIX века при Екатерине II и Павле 1 в России сложилась система государственного призрения. Открываются воспитательные дома для детей - сирот, коммерческого училища для мальчиков. Возникало много частных форм благотворительности, которые перерастали в более организованные формы общественных организаций: «Благодетельное общество» переросшее в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет; «Императорское женское патриотическое общество», «Александровский комитет раненых», «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестёр милосердия и т.д. Для упорядочивания их деятельности в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения и государственное ведомство учреждений, которые занимались вопросами помощи нуждающимся, но система стала трудноуправляемой из центра. В 60 годах XIX века, в связи с реформой местного самоуправления, функции приказов переходит к земству, то есть местному самоуправлению и ответственность за помощь нуждающимся, сиротам переходит к общинам. До октябрьской революции происходит бурный рост общественной благотворительности, так как вслед за царскими семьями в неё включаются фабриканты и помещики, которые имеют средства и стремятся повысить свой общественный статус. Организуется много благотворительных акций и пожертвований, лотерей и аукционов. Возникают частные больницы, приюты и учебные заведения. Но всё больше вырастает безнравственность и формализм, разрастается монетизация таких событий: нажива, коррупция. И этим вызывается необходимость усиления государственного контроля за благотворителями. К концу ХIХ века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная государственная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. В начале следующего века благотворительность в России переживала пик своего развития. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на благотворительные цели формировались из частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. Однако, не были установлены категории лиц, которые подлежат общественному призрению, не разграничены обязанности органов государственной власти и местного самоуправления. Помощь оказывалась через множество не скоординированных между собой организаций: земских, ведомственных, городских учреждений, благотворительных обществ, церковно-приходских попечительств, приказов общественного призрения. Негативные последствия отражены в документах тех лет, которые зафиксировали факты включения нечестных дельцов и ловкачей, наживу на сиротских бедах, что разрушало духовно-нравственную сущность благого дела. После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности благотворительных организаций, созданных в царское время. С 1917 г. любая благотворительность была объявлена идеологически вредной, унижающей человеческое достоинство. Государство провозгласило свою полную ответственность за предупреждение возникновения и решение социальныхпроблем, что исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Вместе с тем, существовали общественно – государственные объединения «Общество Красного Креста и Красного Полумесяца», среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований, это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны, наряду с государственными дотациями. Массовая детская беспризорность во времена гражданской войны вынуждала общество к созданию организованных форм проявления милосердия и благотворительности по отношению к детям, но все инициативы проходили в рамках государственно – общественных структур. Так действовал и Детский фонд им. В. И. Ленина. Таким образом, можно сделать выводы: Частное, общественное и государственноепризрение не только решало вопросы жизнеобеспечения обездоленных, но в нём всегда присутствовала забота о воспитании человека и о подготовке его к самообеспечению, к самообслуживанию, к социальной адаптации. Люди во все времена учитывали, что существует взаимная польза и для благотворителя, и для благополучателя – они становятся лучше в таком взаимодействии, происходит охрана и защита их интересов. Чтобы эти процессы происходили более эффективно, всегда требовалась координация действий, чёткое разграничение личных и общественных интересов, проявление личной и общественной ответственности. Эти закономерности практического опыта отражались в нормативных актах, принципах детской благотворительности, при создании воспитательных и образовательных организаций. В ходе анализа содержания благотворительной деятельности можно зафиксировать присутствие профилактической, защитно – охранной и координационной функций. Конец ХХ века принёс необратимые изменения в социальной жизни нашей страны и возникли проблемы, которые не могли не сказаться на жизни детей. При рассмотрении этого периода закономерным является факт, что процессы в социально - политической, гражданско-правовой и социально-педагогической сферах общественной жизни накладывают значительный отпечаток на приоритеты в построении системы образования и в жизни каждого ребёнка. Результаты анкетирования и тестирования подростков, привело к определённой систематизации проблем их социальной жизни. Были выделены три наиболее значимые группы: - проблемы свободы выбора в личной жизни и социального творчества в общественно значимой деятельности, - проблемы социальной адаптации и дезадаптации к позитивным и негативным явлениям в окружающей социальной среде, - проблемы интеграции и дезинтеграции подростка во взрослом социуме. Свидетельством справедливости сформулированных выводов могут служить представленные ниже факты и закономерные явления. Таблица 1.1. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |