Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпосылки зарождения социально – педагогических функций            в образовательных учреждениях.




Период События
1. 20-30 годы Жизненно важные инновации в образовании: Метод проектов, Школа жизни, поиски педологов, а также общественное воспитание, преодоление безграмотности и борьба с беспризорностью.
2. 40 годы Рост числа сиротских учреждений, которые много полезного сделали для развития и воспитания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
3. 50 годы Создание ресурсной базы для организации полезных занятий детей во внеурочное время, возникает целая система внешкольных учреждений.
4. 60 годы В штат ОУ вводятся организаторы работы с детьми и молодёжью по месту жительства, появляются заместители директоров школ по воспитательной работе.
5. 70 годы Создание территориальных социально-педагогических комплексов и открытие клубов по месту жительства.
6. 80 годы Ставки старших вожатых чаще всего заменяются педагогами-организаторами, в ОУ появляются педагоги-психологи, зарождается служба индивидуального сопровождения.
7. 90 годы Идёт коренная перестройка во взглядах на воспитательную работу в школе.Введение должности социального педагога!

 

Так школа во все времена строила свою работу в соответствии с социальными условиями жизни, поэтому целесообразно рассмотреть примеры реагирования Советского государства и самой школы, как социально-педагогического организма, на проблемы социальной жизни детей.

20-30-ые годы. В ответ на новый общественный порядок жизни много новых социально значимых решений родилось в стенах школы: ликвидация неграмотности народа, создание «пролетарской идеологии в образовании» и лозунг «воспитание нового человека». В том числе проявилось и некритическое отношение к идеям западных авторов: «Дальтон – план», «метод проектов», «образовательные комплексы» и т. д. В связи с преобладанием авторитаризма и диктата, особенно яркие инновационные всплески педагогической активности быстро и трагически закончились для новаторов-педагогов, поэтому и в последующие времена приходилось аккуратно вводить инновации, чтобы не навредить специалистам, вовлекая их в педагогическое творчество.

Активность всей детской массы облекли в рамки общественно полезной деятельности, летние лагеря отдыха, специальные учреждения - и беспризорность, как следствие первой мировой и гражданской войны, была преодолена.

40-ые. Анализируя опыт многочисленных детских домов военных лет, мы понимаем, что тогда воспитанники сами обеспечивали свой быт, заботились об общем благополучии в своём доме. А сегодня они в основном ограждены от самообслуживания, находятся на всём готовом и привыкают к потребительству, оказываются неготовыми к жизни в жёстких социальных условиях. Специалистам надо хорошо думать, чтобы научиться предупреждать нежизнеспособность выпускников сиротских учреждений и детей, переданных на воспитание в приёмные семьи. 

В свою очередь, опыт педагогов по решению жизненных проблем ребёнка всегда влиял на решения государственных органов, так во второй половине ХХ века проходило усиление социально-педагогических функций образовательных учреждений. 50-е годы – в послевоенное время снова на улицах оказывается много безнадзорных детей и государство повсеместно поднимает производственные предприятия на создание ресурсной базы для организации полезных занятий детей во внеурочное время, возникает целая система внешкольных учреждений. Сегодня же в рамках новых решений по экономии бюджетных средств ставится вопрос: «А нужны ли специальные бесплатные учреждения для одаренных детей»? - специалисты считают, что нужны, иначе эти дети станут талантливо «куролесить» на улицах. Пока удаётся отстаивать это мнение. Какие ещё нужны разумные доводы, чтобы сохранить организации дополнительного образования? Как целесообразно использовать его для привлечения активных детей к общественно полезной деятельности?

«В период оттепели» 60-ых годов, происходит оживление свободы в молодёжной среде, то есть более яркое предъявление потребностей в музыке, в одежде, в поведении. Появляются всевозможные детские и молодёжные компании по интересам и тогда усиленно стали создаваться творческие коллективы в учреждениях культуры, в профсоюзных клубных помещениях при производственных предприятиях, в которых они реализуют свои социальные потребности и личные интересы. Нам надо учесть опыт тех лет и сегодня более продуктивно строить контакты с «неформальными молодёжными объединениями», чтобы знать, в какой круг интересов они вводят наших учащихся. Также надо использовать все воспитательные возможности детских и молодёжных объединений,предоставляя им достаточную базу для общественно полезной деятельности.

В 70-ые годы в регионах открываются клубы по месту жительства и повсеместно вырастают социально-педагогические комплексы, которые территориально объединяют все государственные учреждения и предприятия, которые работают по программе: «Школа – центр воспитательной работы». Сегодня школы недостаточно входят во взаимодействие с другими организациями по созданию ресурсной базы для воспитательной работы,поддержки отдельных учащихся или семей. Не все ещё школы работают в тесном контакте даже с клубами по месту жительства. Очевидно, что надо активнее использовать невскрытые резервы социального партнёрства и сетевого взаимодействия для социально – педагогической работы с молодёжью.

В 80-ые годы повсеместно в школах продолжает расширяться воспитательная служба и появляется служба индивидуального сопровождения ребёнка. Вводится в штатное расписание должность педагога – организатора и педагога – психолога. Список должностей в штатном расписании современной школы намного превышает возможности фонда заработной платы и поэтому производственный план каждой школы строится индивидуально. К сожалению, отбор специалистов бывает слабо мотивирован администрацией, то есть не могут в школе объяснить, почему остановились на выделении ставки того, а не иного специалиста.

В 90-ые годыинтенсивно шла перестройка во взглядах на воспитательную работу. Самые большие энтузиасты - демократы заявляли, что школа должна учить, а воспитанием пусть занимается семья. Другие активно и огульно отрицали прежний опыт, создавали воспитательные новации, при этом основная масса детей всё же оставалась не у дел. Были и третьи, немногие классные руководители, которые без лозунгов и речей спокойно продолжали контролировать успеваемость и поведение детей, названивать по телефону родителям, своевременно реагируя на их проблемы, пропадая все каникулы с классом в поездках и на экскурсиях. В это время проявились и стойкие бескорыстные руководители детского движения, они создавали детские творческие и общественные объединения, в которых дети осваивали опыт общения, приёмы личностного роста, деятельность по интересам, находили друзей. Но взрослых, значимых для подростков, в образовательных учреждениях всегда было меньше, чем требовалось в жизни, и тогда они находились на улице, в криминальной среде. Введение должности социального педагога стало некоторой панацеей в решении задач по социализации обучающихся. Его появление оградило и школу от многих трудностей.

Так в началеХХI века жизнь умножала проблемы ребёнка и заставляла усиливать социально – педагогические функции в работе каждого классного руководителя, учителя и администратора в системе образования, специалистов медицинских учреждений и органов УВД, социальной политики. Государство создаёт даже отдельное ведомство по работе с молодёжью. И всё же надо констатировать, что все эти решения не успевали за ростом проблем социальной жизни несовершеннолетних, росла преступность среди них и власти вводили в государственных учреждениях всё новых специалистов.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите основные закономерности развития российской благотворительности, которые могут лечь в основусовершенствования и  направлений развития современной профессии социальных педагогов.

2. Найдите связь событий в общественной жизни, в социальной политике страны и причин возникновения проблем социальной жизни тех групп детей, которые занесены в социальный паспортВашей образовательной организации.(Таблица № 1.1.)

3. Определите предпосылкипрофилактической, защитно – охранной, координационнойфункций социально – педагогической деятельности современных образовательных организаций. (Таблица 1.2.)

4. На основе анализа, предшествующего опыта образовательных организаций, сформулируйте задачисовершенствования Вашей деятельности как социального педагога.

Литература

1.Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Педагогика. – 2003. - № 9.

2.Бруднов А. Березина В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. -№2.- С.2-3.

3.Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. - С.45-49.

4.Липский И.А. Методологические риски развития социальной педагогики// Педагогика. - 2009. -№3.- С.24.

 5.Орлова, А. П. История социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по пед. спец. / А. П. Орлова, Н. Ю. Андрущенко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 384 с

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...