Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия науки» в XX веке: основные проблемы и типы развития.




 

Центральная проблема философии науки – проблема роста научного знания. 1/3 XX века – проблемы построения целостной научной картины мира; исследование детерминизма и причинности; изучение динамических и статических закономерностей. 2/3 – проблема эмпирического обоснования науки (фальсификации, дедуктивное объяснение).3/3 XX века – дискуссии о природе научного знания, его социальной детерминации, гуманизация науки.

Современная философия науки, поставленная перед необходимостью реагировать на острые проблемы нашего времени, столкнулась с рядом "трудноперевариваемых" явлений - это привлекающее все больший интерес явление пассионарности, процессы коэволюции, феномен виртуальной реальности, клонирование.

Феномен "пассионарность" позволяет понять в единой информационно-энергетической картине мира механизмы действия "великих людей и народов", оставивших глубокий след в истории. Огромный вклад в его осмысление внес Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), который занимался вопросами "влияния географической среды на формирования поведения человека". Под пассионарностью он подразумевает особый вид энергии, представляющий собой "уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое". Пассионарность есть некая "точка" - источник волны, заставляющий всякий раз материю реорганизовываться. Пассионарный толчок ведет к мутации. Рождение мутантов есть, по Гумилеву, рождение пассионариев - индивидов с повышенной энергетичностью. Пассионарность - это необходимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. В историко-культурном процессе, по мнению Гумилева, имеют место три разновидности индивидов: пассионарии, субпассионарии и гармоничные люди. Пассионариями называют людей с наличием отрицательных импульсов и характеризующихся страстным стремлением к действию. Людей же, носящих положительные, жизнеутверждающие импульсы, именуют субпассионариями.

Термин "коэволюция" впервые был использован в 60-х гг. XX в. как удобная интерпретация термина ноосфера. Рассматривая проблему коэволюции, следует выяснить, какие воздействия на биоту (совокупность всех живых организмов, в том числе и человека) будут иметь значение для выживания человека как биологического вида, для сохранения и воспроизводства на Земле человеческого общества и цивилизации. Вся деятельность человека, начиная с самых древнейших времен, - это сплошное возмущение биосферы. Если возмущение ниже допустимого порога, то система в силах справиться и подавить негативные последствия, если выше, то последствия разрушают ее. До середины XIX в. производимые человеком возмущения биосферы соответствовали их допустимым пределам. Около столетия назад человечество перешло порог допустимого воздействия на биосферу, чем обусловило деформацию структурных отношений в биоте и угрожающее сокращение разнообразия. Вследствие этого биосфера перешла в возмущенное состояние. Коэволюционное сосуществование природы и общества становится проблемой планетарного масштаба и приобретает первостепенную значимость.

Проблемы виртуальной реальности и клонирования рассмотрены в др. вопросах.

 



Ситуации постмодерна в современной культуре и философии. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба.

Поскольку философия есть эпоха, выраженная в мысли, она есть квинтэссенция культуры своего времени, то одни и те же течения и направления можно встретить как в философии, так и в культуре на современном этапе.

Постпозитивизм (60-70гг ХХ века) Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин:

Построение динамической структуры знания

Представление общего механизма развития знаний

Анализ социокультурных факторов развития научного знания.

Реабилитация философии.

Замена принципа верификации принципом фальсификации.

Отказ от жесткого противопоставления эмпириотеории и науки.

Наиболее значимым антропологическим направлением ХХ в. являетсяэкзистенциализм. Его главные представители – Хайдеггер, Ясперс, Марсель, Сартр, Камю. Главное в экзистенциальной философии – обращенность к человеку, к проблеме свободы.

Экзистенциализм возник и распространялся в периоды социального дискомфорта – после первой и второй мировых войн, при утверждении фашизма, когда возникла угроза существованию человечеству, свободе, достоинству и неприкосновенности личности, при наступлении государственно-бюрократической машины на Востоке и Западе, в годы «холодной войны». Ныне обострение глобальных проблем оживляет идеи экзистенциализма. Гл. тезис: «Существование предшествует сущности», «Познай самого себя».

В последние десятилетия XX в. возник постмодернизм(наиболее зримое проявление постнеклассической философии), становле­ние которого связано с трудами Ф.Лиотара, Ж.Дерриды, И.Делеза и др. Постмодернизм связан с кризисом эпохи рационализма, оконча­нием, по мнению сторонников этого направления, эпохи прогресса, понимаемого как преобразование и изменение мира, кото­рый отвечает противодействием на эту деятельность человека. Постмодернизм: не опирается ни на идеи, ни на инстинкты и главной реальностью становится поверхность (резома) «только на поверхности появляется смысл, он задается тем, кто рисует на ней». Признается власть локальных случаев. Гл. мотив: апология случайного, ситуативного. Ни одно писание не является точной репрезентацией мира, идея репрезентации лишена всякого смысла. Сам наш познавательный опыт заранее структурирован.

Истины нет, она принадлежит высказываниям. Мир не говорит, говорим только мы на языке, который сами сотворили. Отрцается класс. формула: «Истина отражение реальности», а «Истина не открывается, она нами создается». Нет единственной истины. «Все возможно». Основание нашего знания надо искать в повседневной коммуникации.

Современную культуру принято делить на массовую и элитарную. «Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. «Массовой культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятию культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...