Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фил-я-учение о всеобщем, о мире в целом, о месте ч-ка в этом мире и об отн-нии ч-ка к этому миру.




Каждая фил-я имеет свое проблемное поле. Рассматривая свое проблемное поле, фил-я выработала свой язык – сов-ть осн. категорий, кот. позволяют постигать это пробл. поле.

Язык фил-и-категориальная матрица. Осн. категории фил-и:

Онтология- учение о бытии

гносеология- теория познания

диалектика-учение о развитии

социология-учение об общ-ве

антропология-уч. о ч-ке

аксеология- уч. о ценностях

футурология- уч. о будущем.

идеализм (объективн., субъективн.)

материализм

дуализм

пантеизм (Бог во всем)

деизм (Бог положил начало, но в земн. дела не вмеш-ся)

 



Специфика философского осмысления оснований науки. Исторические типы философствования.

 

Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат содержание и временные принципы.

1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого сущность мира и человека, 2 направления: материальное и идеальное

2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и рациональное, разумное и рассудочное). 1) сенсуализм («сенсунс» — чувство, ощущение, настаивают на чувствах и ощущениях в процессе познания) 2) рационализм («рацион» — разум, чувственные знания не отвергают, но рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность вещей)

3. расходится по линии противостояния: 1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике, интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному, исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое невозможно ни обосновать, ни объяснить) 2) рационализм

4. по методу познания: 1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых вещей, есть процессы) 2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)

Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и сциентические и антисциентические (по отношению к науке).

По временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса философского творчества. В данном случае вводится новое понятие «исторический тип философствования», который объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взглядов и направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и свой характерный тип философствования. В античности – созерцательный, социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл, высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания (интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа — выход за пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием, религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип философствования. Цель которого — изменение мира, конкретными субъектами социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший социально-экологическийтип философствования связан с учением Федорова о регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере. Можно также определить классическую, неклассическую и постклассическую философию (связано с наукой).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...