Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классический и неклассический типы рациональности. Становление и основные черты неклассической философии




 

Наука в своем развитии проходит три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). Соответственно этому различают и 3 истор. типа научной рациональности (Р.), сменявшие друг друга в истории техногенной цив-ции. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные “перекрытия”, причем появление каждого нового типа Р. не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его деятельности, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач” (Стёпин В.С.).

Р. - это определенный тип вписывания человека в мир. Р. - это такое вписывание в мир, когда оно опосредовано работой в идеальном плане. Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самим открыла Р. Наука использовала это открытие, но внесла в него существенные изменения и дополнения.

Класс. тип научной Р. акцентирует внимание на объекте и стремится элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация является условием достижения объективно-истинного знания о мире. Ядром классической физики является классическая механика Ньютона, которая изучает механическое движение тел. Как известно, механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. В классической физике считалось, что мир можно разложить на множество независимых элементов экспериментальными методами. Этот метод в принципе неограничен, так как весь мир - это совокупность огромного числа неделимых частиц. Основа мира - атомы, т.е. мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы. Атомы перемещаются в абсолютном пространстве и времени. Время рассматривается как самостоятельная субстанция, свойства которой определяются ею самой.

Неклас. тип научной Р.учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Неклас. тип Р. отличается от классического тем, что принцип объективности знания дополняется в нем принципом учета позиции субъекта познания.

Каждый новый тип научной Р.характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности не означает, что новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклас. наука вовсе не уничтожила класс. Р., а только ограничила сферу ее действия.

Выводы:

1. Тип естественнонаучной Р. задается классом решаемых наукой задач, пониманием корректности их постановки и решения.

2. Каждый тип естественнонаучной Р. развивается, а не формулируется сразу; лишь потом происходит смена самих типов естественнонаучной Р..

3. Каждый тип естественнонаучной рациональности приводит к постановке специфических задач, которые являются результатом требований сформировавшегося типа естественнонаучной Р.

Неклас. фил-я формир-ся в конце 19 в. Класс. фил-я выдвинула требование познания прир. и общ-ва с целью их разумного преобраз-я. Считалось возм. господство над ними. Вере ученых в силу разума нанесен удар франц. рев-цией 1789 г., наполеон. войнами. Т.е. наука продемонстрир. спос-ть исп-ть достиж-я для массового уничтож. человечества. В 20 в. выдвиг. ряд новых идей, конкурирующих с класс. фил-кой системой:

1. Идея изуч-я жизни отд-го ч-ка;

2. Сознание и разум, обществ-ное сознание- не независимые структуры, а объекты манипуляции гос-тв, партий, авторитетов;

3. Научное и фил-кое знания не пересекаются. Продукт науки-научн. истина, фил-и- фил-кая правда.

Новая картина мира поставила в центр ч-ка. Ч-к-центр д-ти общ-ва, а не производительная сила. Широко распр-сь модернизир-ные иррац.-мистические представления о мире, связанные с возрождением астрологии, магии, изуч. паранорм. явлений в психике ч-ка и в природе.

Направления неклас. фил-и:

1- сциентизм (школы: позитивизм, аналитич. фил-я, технократич. концепция);

Позитивизм-подлинный источник знания- только конкр. эмпирич. науки.

Неопозитивизм-ориентир. только на естеств. научн. математич. знание. Все знания выраж-ся с пом. знаков. Задача фил-фа-разработка принципов проверки высказываний. Принцип верификации-истинность научн. знаний

2- иррац-кая –критика разума:

«Фил.жизни»-Шопенгауэр: высший принцип бытия и сознания-мировая воля. Обратился к жизни как первичной реальности. Жизнь с пом. рац. мышления постигнуть невозможно. Ницше-все процессы сводит к одному порыву-воля власти.

Психоаналитич. фил-я- Фрейд: психику нельзя свести только к сознательному. Структура: «Я»(созн-е), «Оно»(бессознат.), «сверх-Я». Учение о либидо.

Экзистенциализм-идея уник-ти отд. личности. Смысл всего бытия концентрир-ся в конкр. неповтор. ч-ке. Гл. тезис: существование предшествует сущности (в класс. фил-и-наоборот).

Герменевтика-иск-во истолкования, интерпретации. Соврем. этап герменевтики-попытка создать универс. теорию интерпретации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...