Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия, их диалектика.




 

Категория бытия (Б.)- центральная в рамках фил-кого рассмотрении мира. Вкл. в себя размышл-я о мире вообще, о формах его существования, пробл. жизни и смерти, возн-ния ч-ка. Б. хар-ет все уровни и формы реальности. Б. – все то, что существует реально.

Пробл. Б. впервые поставили Парменид и софисты.

Парменид - Б. непрерывно, однородно, неподвижно, восприн-ся только разумом. Это только невидимый мир. Небытие- матер. мир, то, что восприн-ся чувствами. Бытие тождественно разуму.

Гераклит– изменчивый хар-р Б. Это чувственно воспринимаемй мир, кот. нах-ся в изм-нии.

Демокрит – отождествлял Б. с атомами. Небытие – пустота, в кот. движ. атомы.

Платон – статусом существ-ния обладает только мир идей. Идея о 3-х онтологических субстанциях – едином, уме и душе. Основа-единое, вкл. в себя все, а затем из единого появл-ся конкр. вещи.

Аристотель- пробл. сущности предметов. б. есть материя.

Ср.век.- Б.-абсолют, Бог.

16-18 вв – Б. –физическая реальность, кот. противостоит ч-ку. Б. отождествл-ся с природой.

Нем. класс. фил-я – Гегель: Б.-диалектич. развивающаяся реальность абс. идеи.

Соврем. фил-я-: экзистенц-зм_ Статусом реальности явл-ся только ч-к.

Соврем. наука:

1) Б.- система;

2) Виды Б.: объективн. и субъективн. реальность

3) Уровни Б.: актуальное (реально существует), потенциальное (возможно на осн. актуального)

4) Формы Б:

§ Б. вещей и состояний природы (прир. существует объективно, бесконечно в простр-ве и во вр. Конкр. прир. проц. имеет нач. и конец, они возник. из небытия и уходят в небытие. Б. и НеБ. сменяют др. др. Абсолютного НеБ. нет)

§ Б. общ-ва (имеет организованный хар-р: полит., правовые, семейные отн-ния)

§ Б. ч-ка (ч-к-существо природное, духовное, космическое)

§ Б. духовное

Б. есть все то, что существует вне нас и независ. от нас, оно бесконечно, безгранично, вечно, измен-ся и постигается только разумом.

2 подхода к побл. Б.:

1) субстанциональный (первооснова)- Б. рассматр-ся как некое целое, состоящее из частей.

2) категориальный- говорит о Б. как таковом, существующем вне нас и независ. от нас.

 

 



Категория материи и ее интерпретации в истории философии и естествознания.

 

Важный структурный эл-нт Бытия- материя (М.)

Понимание материи от Демокрита до 19 в. – все вещи состоят из атомов, атомы неделимы, непроницаемы.

Новое вр (17-18 вв.): понимание М. сводилось к описанию первонач. св-тв матер. объектов- протяж-ть, тяжесть, перемещение (механистич. концепция).

Эфирная концепция- основа всего сущест-щего-эфирный вихрь

Вещественная концепция – М. отождествлялась с конкр. видом вещества, кот. состоит из неделимых атомов. Св-ва М.-непроницаемость, инерция, протяж-ть.

19 в. – ряд крупн. открытий, кот. подорвали демокритовское понимание:

1895 – Рентген- рентген-е излучение- проникает ч/з любую М.

1896- Беккерель-радиоакт. излуч.

1897-Томпсон- электрон, след-но, атомы делимы.

1898- Кюри-радий

1898- Лебедев – солн. свет имеет материальную природу

1900- Планк – квантовая механика

1905 – Эйнштейн- общ. и спец. теирия отн-ти.

Многие физики делают вывод о том, что М. исчезла. некот. предлагают свести М. к энергии.

Ленин («Мат-зм и эмпириокритицизм») анализ. открытия в науке и показывает, что они не опровергают учение о материи. Материя не исчезла, исчез тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Был открыт электрон, но электрон существует и так же сложен, как и атом.

М. – фил-кая категория для обознач-я объективной реальности, кот. копируется, фотограф-ся, отображ-ся нашими орг. чувств, существуя независимо от них.

Единственное св-во М. – быть объективной реальностью.

Фил-кое понятие М. обладает признаком всеобщности и обознач. объективную реальность без всяких ограничений.

Современная наука матер. мир рассматривает как системно организованный. Это сов-ть систем:

I Неживой природы:

-мегамир 

- макромир

- микромир

II Живой природы:

- молекулярный ур. (ДНК, РНК, белки)

- клеточный

- ур. микроорганизмов

-ткани и органы

- живой организм в целом

-популяционный ур. видов.

-ур. биогеоценоза

-биосфера

III Общественная система

--индивид                              - соц. группа

-семья                          - гос-ный

-коллектив                            - система гос-в

                                      - общ-во в целом

Виды М.: вещество (все что обладает массой покоя), поле (ЭМ, гравитац., биополе).

Формы М.: неживая, живая, социально организованная.

Концепции Вселенной:

- актуальная Вселенная – фактически наблюдаемая.

- астрономическая – максимально возможная область мира, кот. мы можем в будущем наблюдать.

- физическая – как целое, всеобъемлющее сущее, охватывающее все простр-во, время, объединяет 2 предыдущие части.



Понятие движения. Основные формы движения материи, их динамика. Современная наука и проблема классификации движения.

 

Осн. атрибуты существования материи – движение, простр-во, время. Атрибут- св-во, кот. неотделимо от самого существования предмета.

Движение (Д.)- внутреннее присущее материи св-во.Это не просто перемещение тел отн-но др. друга, но изменение вообще. источник Д.-внутр. противоречивость, свойственная всем матер. объектам.

Хар-ки Д.: объективно, вечно, носит всеобщий хар-р. Осн. тип Д.-развитие (направленное Д., кач-ное изм-ние предмета). Д. абсолютно и отн-но. Покой-частный момент Д.

До 19 в. Д. рассматривалось как перемещ-е из одной точки в другую.

19 в. – новая трактовка. 1-ю типологию предложил Энгенльс («Диалектика природы»). Выделил 5 осн. форм Д.:

1. механическая –перемещ-е тел в простр-ве

2. физич.- тепловые, ЭМ, оптич. процессы

3. хим.-взаимод-е атомов и молекул

4. биологич.-ур. функц-ния живых организмов

5. социальная-ур. обществ-х явл-й и процессов.

Соврем. класс-ция Д.:

1. пространственное перемещ=е

2. ЭМ движ.

3. гравитационная

4. сильное ядерное взаимодействие

5. слабое яд. взаимод-е

6. хим.

7. геологич.

8. биологич.

9. соц.

Принцип взаимодействия осн. форм. Д.

1) высш формы Д. материи (биол. и соц.) связ. с низшими.

2)  высш. формы Д. вкл. в себя низшие.

3) высш. формы Д. нельзя свести к низшим.

Д., простр-во и вр. существуют неразрывно, образуя пространственно-временной континиум.

Противопоставления материи и Д.

1-Энергетизм- устранить понятие материи путем сведения всех проц. к энергетическим;

2- Винер. Инф-цию превращает в 3-ю самост. реальность наряду с материей и Д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...