Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема пространства и времени в философии и науке. Концепции пространства и времени в современном естествознании.




 

Пространство (П.)- сов-ть отношений, отражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение отн-но др. друга.

Время (В.)- сов-ть отношений, выражающих координацию сменяющих др. друга состояний, их последовательность, длит-ть.

Подходы:

1) Субстанциальная концепция – идея сод-ся в фил-фии Демокрита. Теоретич. разработал Ньютон. по Ньютону П. и В. –объективные формы, существующие наряду с материей, с ней не связаны. Ньютон вводит понятия «абсолютное П.» и «абсолютное В.». Механические перемещения описывает с помощью геометрии Эвклида.

2) Реляционная концепция – теоретически ее сформулировал Лейбниц, кот. утверждал, что материя неотрывна от движения, а движение материи неотрывно от П. и В.

Соврем. наука утверждает, что П. и В.- внутр. св-во всех матер. объектов.

3) Идеалистич. концепция – П. и В. не существуют объективно, а связаны с деятельностью чел. сознания.

Важное св-во П. и В. –абс-ть и отн-ть.

Абсолютность П. и В.- они являются всеобщими формами существования всех материальных объектов.

Относительность – конкретные св-ва П. и В. зависят от особенностей матер. объектов, их движения и взаимодействия. Это положение подтвердил Эйнштейн в общей (1916 г.) и специальной (1903 г.) теории относительности.

Специальная теория отн-ти: пространственно-временные св-ва тел меняются с изменением скорости их движ. (эффект близнецов).

Общая теория отн-ти: П. в разных частях Вселенной имеет разную кривизну, кот. обусловлена действием гравитационных полей, создающихся большими массами тел. Для отражения характеристик П. Эйнштейн пользовался неэвклидовой геометрией.

Осн. хар-ки П.:

-П. обратимо

- П. по крайней мере трехмерно

- однородность – равноправие всех точек

- изотропность – равноправие всех направлений.

Хар-ки В.:

- необратимо – одномерно - однородно, но неизотропно.

П. и В. обладают рядом общих св-тв:

-объективны

- абсолютны

- неразрывно связаны

- имеют общую структуру

- зависят от конкретных систем

Различия: П. трехмерно, В. одномерно.

Движение материи, П. и В. образуют пространственно-временной континиум. Суть теор отн-ти – подтверждение реального его существования. Философский вывод – между движением, П. и В. существует полная зависимость.

 

Исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития. Диалектика и ее альтернативы в истории философии.

Dialego (греч. – умение, искусство вербальной коммуникации) – в школах Сократа, Платона.

Исторические типы:

1) Наивная стихийная диалектика древности – Античность (систематичности не было)

2) Немецкая класс. диалектика (Гегель, Фихте, Кант, Шеллинг). Гегель разработал теорию диалектики, систематизировал разрозненные знания.

3) Материалистическая диалектика: марксистско-ленинская философия – были соединены диалектика и материализм.

Энгельс: диалектика – наука о развитии всего существующего.

Диалектика:   1) – это система знаний

                  2) – это универсальный всеобщий метод

Как теория развития диал-ка включает принципы развития и всеобщей универс. связи.

Принцип развития – мир всегда находится в развитии.

Развитие – это тип движения, изменения материальных и идеальных системных объектов, при которых происходит направленный и необратимый переход от одного качественного состояния к другому. Ему характерны:

1) Направленность развития

2) Преемственность

3) Необратимость

4) Цикличность

Движение – ненаправленное изменение состояния объекта.

Формы развития: прогрессивное и регрессивное

З-ны диалектики:

1) З-н единства и борьбы противоположностей

2) З-н взаимного перехода колич. изменений в качественные

3) З-н отрицания отрицания

Особенности законов:

1) Они универсальны

2) Они раскрывают движение и развитие всего существующего в чистом виде, без исследования специфики носителя движения

З-н - необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь м/у объектами.

Диалектическое отрицание – фил. категория для отражения объективного существующего всегда конкретного процесса возникновения нового и гибели старого, при опдновременном сохранении черт устраняемого старого

 

Модели диалектики:

1) Спенсер: градуалистская модель – всеобщей постепенной эволюции всей природы (принцип механического перераспределения частиц материи)

2) Творческий эволюционизм – абсолютизация скачков в развитии взрывного типа. Результат развития связан с внутренним «творчеством» (Морган)

Эмерджент – совокупность элементов, кот. не сводится к исходным состояниям

Результат – сумма начальных состояний

3) Науралистическая концепция (Дарвин)

4) Антропологическая модель развития (экзистенционалисты)

5) Равновесно-интеграционная модель: равновесие абсолютно, борьба относительна, равновесие лишено противоречия, оно положительно, отклонение негативно. Развитие: равновесие-неравновесие-равновесие

6) Теория конфликтов (Дариндорф, Тернер) – конфликт наций, народностей, гос-в, профес. групп. Главный конфликт- в системе управления. Развитие: конфликт-равновесие-конфликт.

Альтернативы диалектики:

- метафизика

- релятивизм

Эти концепции по-разному отвечают на 3 важных МВЗ-ких вопросы:

1) Что является источником развития ?

2) Каков механизм развития ?

3) Какова направленность и структура развития?

Диалектика:

1) Источник – внутр. противоречия или борьба противоположностей (з-н ед. и борьбы противопол-тей)

2) Механизм – развитие есть единство непрерывных колич. изменений и прерывных качественных (з-н перехода колич. измен. в кач-ные)

3) Направл-ть и структура – развитие есть сложный нелинейный необратимый процесс, осущ-йся по спирали

Метафизика (мышление, неспособное отражать мир в развитии):

4) Источник – внешняя сущность

5) Механизм – развитие есть непрерывное количественное увеличение без качественного изменения

6) Направл-ть и структура – развитие осущ-ся либо по кругу, либо по спирали

Основные формы метафизики:

- догматизм – оперирование неизменными понятиями без учета изменившихся условий

- эклектика – способ объяснения действит-ти, когда из общей связи вырываются противопол-е стороны и объединяются без учета конкретных особ-тей данной вещи

- релятивизм – в объяснении процесса развития абсолютизирует момент изменч-ти относит-ти ( В одну и ту же реку нельзя войти и единожды)

- софистика – сознательное применение в споре неправ. доводов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...