Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема начала философии. Предметная область философских исследований. Язык философии.Стр 1 из 48Следующая ⇒
Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. Миф, религия, философия и наука: общность и различие.
Проблемы мировоззрения занимают важное место в жизни общества, так как оно имеет практическое значение. Следует различать 2 уровня мировоззрения: 1. – стихийно-формирующееся, обыденное – взгляд человека на мир, на процессы и оценки, которые возникают стихийно под влиянием окружающего. 2. – теоретическое (имеет свою структуру) 2 пути формирования мировоззрения: 1 – на основе знаний, полученных от других, от природы и т.д. 2 – опирается на идею и она становится основой взгляда на мир. (идеализм) Мировоззрение имеет в своей структуре 3 компонента: 1 – мироощущение свойств предметов и явлений; 2 – мировосприятие – целостное восприятие окружающего мира; 3 – миропонимание – способность понять сущность предмета, совокупность его свойств и признаков. Мировоззрение – есть сложное противоречивое единство знаний, веры, эмоций и убеждений, которые вырабатываются у личности в процессе взаимодействия с природой и социумом. Нельзя смешивать понятие «мировоззрение» и «картина мира». Картину мира каждая наука рисует исходя из своих знаний, мировоззрение даёт общее, систематичное понимание мира. К историческим типам мировоззрения относятся мифология, религия, философия, наука. Религия – большой миф с отличительными признаками (единый миф - начало; принцип креационизма – сотворения мира; управление миром, подчинение божественным требованиям, поклонение, абсолютная вера). Никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, (стоять над частными дисциплинами) равно как она не может быть одной из частных наук. Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству и др. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о мировом целом, о единстве всего сущего. В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах". Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к явлениям и социальным последствиям. Мир в глазах философа - живое динамичное целое. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Ни один из узких специалистов не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Затрагивая эти проблемы учёный вступает в сферу фил. вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в т.ч. и фил-го. Философское и научное мировоззрение: общность и различие. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Фил-кое мировоззрение –сис-ма общих теор-ких взглядов на мир в целом, место в нем чел-а, уяснение разл/ форм отношения чел-а к миру, чел-а к чел-у. Фил-фия - это теорет/ уровень мировоззрения. «Фил-фия - мать науки» (Фейербах). Наука – сфера чел/ деят-ти, ф-цией кот явл-ся выработка знаний о фундам-ных принципах чел/ бытия. Фил-фия и наука – не соперницы, каждая из них выполняет в культуре свои ф-ции. С наукой философию сближает стремление опереться на теорет/ методы исследования, использовать логич/ инструментарий для обоснования своих положений. Фил-фия и конкретные науки всегда дополняли др др и вз/действовали. Ученые всегда обращались к филос-кой теории в поисках необх-ой методологии и для объяснения смысла науч/ исследований, понимания их последствий. Фил-фия, опираясь на результаты исследования конкр/ наук, истолковывала и обобщала их. Фил-фия опережала в своем развитии конкр/ науки. Общность: ф-ции обобщения, синтеза, открытие наиб/ общих закономерностей, прогноз, форм-ние гипотез (ф-ции науки). Различия: 1) Осознание места, присущего конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача м/б решена при пом фил-фии, кот способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей невозможно без участия фил-фии; 3)Фил-фия выполняет ф-ции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет; 4) В конкр/ науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере фил-фии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. В процессе истор/ разв-ия изменялись способы вз/дей-ия науки и фил-фии: 1) в Древ/ общ-ве сущ-ла единая нерасчлененная наука – натурфилософия, кот включала в себя все естественные науки и философские взгляды 2) в Ср/ века в связи с господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезла и в теологии использовались лишь ее отдельные эл-ты. 3) Возрождение: натурфилософское мышление вновь возникает, но уже выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и фил-фские принципы в исследовании мира, и заполнить пробелы в понимании природы. Происходит отпочкование специальных научных дисциплин от натурфилософии. 4) Нов/ время: (17-18в) на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления при рассмотрении природы и мира в целом. 5) С сер19в, когда уже сформ-сь не только математика, физика, астрономия, но и химия, биология, некот-е технич/ науки, начинает форм-ться фил-фия науки. Ее задача: изучение средств и методов познания, исследование природы и стр-ры научной теории и др. результат – фундаментальные открытия в 20в. 6) 20-21в материалистическая фил-фия опред-ся как новая методология, на основе кот все науч/ дисциплины предстали как Эл-ты единого знания об эволюции Вселенной и чел-а.
Проблема начала философии. Предметная область философских исследований. Язык философии.
Философия с момента своего возникновения стремилась дать системное понимание мира, поэтому философские проблемы вытекают из стремления объяснять мир. (Что лежит в основе всех вещей? В греческой философии первым дал определение Фалес (вода)). Начало всякой новой философии внутренне лежит в недрах старого мышления. Старое мышление выступает как почва и предпосылка нового. Новое же является по отношению к старому его целью, двигателем. (про попытки объяснить строение и происхождение мира при помощи мифов и первыми философами) Начало философии определяется непосредственными требованиями текущего исторического момента (кризисом научной формы познания). Философия - учение о всеобщем, о мире в целом (системное понимание), о месте человека в мире и об его отношении к миру. Каждая философия имеет проблемное поле – мир в целом как система. Основными категориями философии, образующими её язык (категориальную матрицу) являются: Онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, диалектика (метафизика) – метод, позволяющий понять как функционирует мир, социология, антропология (учение о человеке), аксиология(оценка мира), футурология– учение о будущем. Функции философии можно разделить на мировоззренческие и методологические. Мировоззренческая. Философия не только вооружает человека цельным и рациональным мировоззрением. Это еще и школа критического, систематического и синтетического мышления. Методологическая. Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком. Мировоззренческие: соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека - гуманистическая. Социально-аксиологическаярасчленяется на ряд подфункций (конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая) - разработке представлений о ценностях, формирование представлений о социальном идеале. Культурно-воспитательная - знание философииспособствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Объяснительно-информационная — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Прогностическая - ключевые идеи философов, опережающих свое время (идеи Платона о геометрическом строении материи предвосхитили открытие Кеплера и Галилея и т.д.) Синтетическаязаключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека. Методологические: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую. (способность фил. Способствовать приросту научны знаний, их обобщению, координации; использование принципов и методов фил-ии) Язык философии |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |