Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания




 

Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму. В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивныепути соединения физического и умственного труда школьников. В начале 1960-х гг. центральной для В.А. Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей».

Эта цель предусматривала отказ от контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В структуру пед. науки Сухомлинский включил категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Для развития у ребенка эмоциональной восприимчивостибольшую роль он отводил элементам праздничности, красоты. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире. В педагогической системе Сухомлинского важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Слово учителя педагог считал важнейшим средством образования.

Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой». В конце 19б0-х гг., ведущей для него становится трактовка формирующейся личности как самоценности. Главными целями воспитания выступают свободное развитие ребенка, раскрытие индивидуальности.

67. Проблема нравственного воспитания в произведениях Сухомлинского(Рождение гражданина, Как воспитать настоящего человека)

 

Главное место он отводил нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по его мнению, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение. Он отмечал, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности. Необходимо чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях. То, что советовалпедагогам В. А. Сухомлинский, неоднократно проверено им самим. Он создавал такие условия учебы, труда и жизни детей, которые способствовали их разностороннему росту и развитию.

 

Азбука морали по книге В. А. Сухомлинского «Рождение гражданина»

 

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество

69.«Школа радости» В. А. Сухомлинского по книге "Сердце отдаю детям"

Генеральную тему своей книги В.А. Сухомлинский выразил словами: «Воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребёнка». Это глубокое убеждение великий учёный вынес из своего десятилетнего опыта педагогической деятельности, который предшествовал назначению его на должность директора Павлышской школы, где и создана была Школа радости.

Книга идеально созвучна эпохе. Написана она была в послевоенное время и описывала детей украинского села, по судьбам которых прошла война. Победа в этой ужасной войне стоила советскому народу множества жизней. Величайший героизм и подвиг соседствовал с незабываемыми ранами (психическими и физическими), от которых невозможно избавиться.

В класс к В.А. Сухомлинскому пришли самые разные дети, но ни у одного из них в глазах не было безмятежного благополучия.

Дети получали в Школе радости – это не столько школьные уроки, сколько уроки жизни. Урок, который получили дети в первый день своей школьной жизни – это урок любви и заботы о матери, уроки милосердия, урок творчества, уроки красоты, Урок гражданственности и героизма, Урок труда, Уроки здоровья, Уроки нравственности. Уроки проводились на природе. Крайне важно в начальных классах не погасить интерес к познанию. Поэтому урок, как правило, заканчивался, когда у детей обострялся интерес. В.А. Сухомлинский любил оставлять недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Оценка играет большую роль в системе образования. Сухомлинский, работая с младшими школьниками, никогда не ставил неудовлетворительных оценок – ни за письменные работы, ни за устные ответы. Он оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребёнку положительные результаты. Начальная школа, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, должна дать ученику твердый круг знаний. Без четкого определения круга знаний, умений, практических навыков, которые надо дать ребёнку, нет школы. Общее развитие – это постоянное овладение знаниями, а для этого необходимо умение учиться. В.А. Сухомлинский работал в простой сельской школе, у него не было особых средств и условий, но он гениально освоил среду и сделал её развивающей. Он пропускал жизнь питомцев через своё сердце, бережно и нежно вёл их по жизни.

 

Т. С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию

 

В 20-е годы им была создана первая опытная станция по народному образованию, которая решала ряд важнейших практических и теоретических задач молодой советской педагогики. Особое вниманиеШацкий уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественно полезной работой. Его интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. Он считал, что главное влияниена развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром. Главными факторами деят-ти ребенка в процессе воспитания и обучения - творчество и самостоятельность.Основная цель обучения - развитие мышления, воспитание ума.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 549.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...