Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)




«Родное слово» (1864-1870) является образцом богатства содержания, совершенствования языка ребенка. На этих книгах воспитывались многие поколения русских школьников младших классов. Простота, образность, прекрасный язык, сочетание образовательного и воспитательного элементов - достоинства «Родного слова». Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно-нравственной традиции православия. Исходя из принципа народности, Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке. В конечном счете, целью нравственного воспитания детей в школе должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. Из всех мер наказаний наиболее приемлемыми, по мнению Ушинского, является предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению.

К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве

 

Ушинский считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.

Ушинский тщательно учитывал особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера. В основу педагогической системы Ушинский положил идею народности. Воспитание, созданное самим народом имеет ту силу, которой нет в самых лучших научных системах. Уже в первой своей педагогической статье «О пользе педагогической литературы» К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу воспитательного искусства.

 

 

Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической науки

 

К.Д. Ушинский - великий русский педагог всю жизнь посвятил делу образования народа, воспитанию детей. Особое место в педагогической системе К. Д. Ушинского занимает родной язык. Без языка невозможна человеческая жизнь, существование человеческого общежития, без него не могла бы развиваться ни одна отрасль научных знаний. Ушинский особо выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка - семья и личность учителя. Говоря о качествах личности учителя, он отмечал, что учитель, прежде всего воспитатель. Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности. Исходя из принципа народности, К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке.

К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения.

 

Яснополянская школа им. Л.Н.Толстого как творческая лаборатория педагога

 

Эта школа была открыта Толстым для крестьянских детей. В этой школе закладывались основы «педагогики ненасилия». В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет. Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе - на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем - 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий. По вечерам Толстой читал с детьми. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории.

Этапы пед-ой деятельности Л. Н. Толстого

 

Деятельность Толстого сложилась из нескольких этапов:

- 1859-1861 гг.,

- 1861-1862 гг.,

- 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни.

В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования.

На протяжении 1872-1874 гг. Толстой, пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности. В это время и в дальнейшем Толстой, исходя из идей "свободного воспитания", вносил в них коррективы в соответствии со своими социально-философскими воззрениями.

С начала 1870-х гг. у Толстого меняются взгляды. Если ранее он полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения, то теперь приходит к выводу, что учителю следует не только учить, но и воспитывать. Последний период педагогической деятельности Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию - признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение.

Учебные книги К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого

 

К. Д. Ушинский создал учебную книгу в двух частях «Детский мир и хрестоматия» (1861), предназначенную для классного чтения на уроках родного языка в первых классах. В книге содержался естествоведческий, исторический и литературно-художественный материал. На этом материале автор стремился помочь развитию речи у учащихся начальных классов. Первая часть «Детского мира» состояла из 3 отделов. Первый отдел -- первое знакомство с детским миром, где помещены рассказы о человеке, о временах года. Второй отдел «Из природы» В третьем разделе «Первое знакомство с Родиной» излагалась в виде исторических картинок родная история.

Выход в свет «Азбуки» Л.Н. Толстого в 1872 г. явился крупным событием в культурной жизни России. Первый учебник писателя, основанный на слуховом методе, вызвал к себе неоднозначное отношение.

Азбука состоит из 4 книг. В первую книгу вошли:

- собственно азбука; - тексты для первоначального чтения; - славянские тексты;

- материалы для обучения счету.

Вторая книга представляет собой книгу для чтения. Сюда помещены художественные, научно-популярные рассказы по истории, географии и естествознанию. Подобную композицию сохраняют и последующие две книги Азбуки - третья и четвертая. Материалы для каждой части усложняются в соответствии с возрастом учащихся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...