Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пед-ая деятельность М.В. Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения




 

Михаил Васильевич Ломоносов, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей.        В 19 лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.

Его деят-ть была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами. Определил общие правила работы гимназии и университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году -- «Российская грамматика».

 

 

Педагогические идеи И.И.Бецкого по созданию государственной системы образования

 

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) -педагог, сформировался как мыслитель и деятель под влиянием идей французских просветителей, разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учеб.заведениях. В воспитании он видел «корень всему злу и добру», нужно развивать трудолюбие, учтивость, умение управлять собой. Образование без воспитания вредит натуре ребёнка.

План создания гос. системы образования начал реализовываться с создания училищ при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1764), и коммерческого училища (1773). Каждое учеб.заведение имело свой устав, общим было: запрет телесных наказаний и запугивания детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого уч-ся. Деятельность этих учащих заведений не была успешной. Единственно успешной была деятельность воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию.

Просветительская деятельность Н.И.Новикова. Первый журнал для детей

 

Николай Иванович Новиков (1744-1818) - издатель, просветитель, педагог, журналист. Главная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству патриотов, борцов против «рабского состояния». Он полагал, что процветание государства и благополучие народа зависят от нравственности, которая даётся воспитанием и образованием. Свои педагогические воззрения Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783)- воспитание должно включить в себя 3 основных части : физическое, нравственное; образование разума.

Новиков отдавал предпочтение общественному восп-ю и школьному образованию. Важную роль отводил семейномувосп-ю. Новиков издатель и редактор 1-го детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Журнал должен был восп-ть добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. Новиков также считал, что в государстве все «сделается удобным, когда восп-е достигнет возможной степени своего совершенства».

 

 

Идеал воспитания А.Н.Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»).

 

Александр Николаевич Радищев (1749-1802)-он как просветитель обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России. Радищев выступал против слепого подчинения детской воле родителей. - взаимное уважение родителей и детей. Большое внимание умственному воспитанию. Принцип народности: 1.отечествен.язык - язык образования,2.знания об обществе и природе.

Радищев - человек эпохи, его цель - исправление строя, где царит социальная несправедливость. Статья «Беседа о том, что есть сын отечества», проникнутую «вольностью духа» (1789). Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек. Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба

Прогрессивная роль В.Ф.Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами»)

 

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) выступал за отмену крепостного права и отдал много сил по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. Он разработал Положение о детских приютах и “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения. Согласно “Положению...” приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства, под покровительством царицы. В 1839 Одоевский был назначен руководителем Комитета.

Детские приюты должны были:

предоставлять убежище бедным детям,

внушать детям “чувство доброй нравственности и к этой цели направлять детские занятия и игры;

приучать детей к порядку и опрятности;

дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия.

Жизнь в детском приюте, должна была быть организована на семейных началах. “Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, дитя не должно быть наказано телесно”. После отстранения Одоевского в 1841 от должности, его идеи уступили место методам официальной педагогики николаевского времени.

 

46. Идея всестороннего развития личности в педагогике В.Г.Белинского (по работам «Подарок на новый год», «О детских книгах»).

 

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). Цель воспитания - подготовить бесстрашных. О гармоничном развитии личности:

физическое воспитание ;

нравственное воспитание;

умственное воспитание - начинать с 7 лет. 4) Семейное воспитание.

- правильное отношения между взрослыми и детьми.

- против деспотизма (против наказаний).

- за нормальную дисциплину.

- за равное образование для мальчиков и девочек.

«О детских книгах»

- Высмеивал книги о безнравственности.

- Книги должны побуждать доброе и хорошее. Хорошее содержание.

- Писатель должен знать возрастные особенности детей, владеть образной речью.

Белинский выступал против крепостнического воспитания, против зубрёжки.

Взгляды Н.И.Пирогова на воспитание детей

 

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) был известным хирургом, а впоследствии и педагогом. С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ребенка, по его мнению, играют женщины. Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень. Чтобы правильно судить о ребенке, считает Пирогов, необходимо переселиться в его духовный мир.

Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть.

С его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей и педагогов оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно раздвоение и неискренность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...