Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4.2. Духовно-культурные потребности мигрантов и беженцев




Этнические и религиозные факторы. Отношение к культуре, языку, религии, истории, быту местного населения. Национальная идентичность. Ксенофобия и проблема толерантного отношения. «Свой» – «чужой». Восприятие коренным населением мигрантов и беженцев (рост преступности, нищенства, конкуренция на рынке труда, охрана окружающей среды и пр.). Ассимиляция: проблемы и перспективы. Геокультурная теория.К. Оберг и 6 аспектов культурного шока: напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации; чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности); чувство отверженности, представителями новой культуры или отвержения их; сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации; неожиданная тревога, отвращение и негодование в результате осознания культурных различий; чувство неполноценности от неспособности «совладать» с новой средой. Государственное регулирование межэтнических отношений. ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)»: основные задачи, направления реализации и результаты.

Деградация духовно-культурной сферы российского общества. Получение образования мигрантами и беженцами. Дети мигрантов и социально-педагогическая и психологическая помощь семьям мигрантов.

Технологии социокультурной адаптации мигрантов. Определение программы адаптации (диагностика проблем, содержание социально-психологической помощи). Билингвизм.

Тема 4.3. Профессионально-трудовые потребности мигрантов и беженцев

Трудовая миграция: понятие и значение. Притягивающие и отталкивающие социально-экономические факторы миграции. Контингент трудовых мигрантов в России. Внутренняя трудовая миграция и проблемы отдельных регионов. Распределение трудовых мигрантов по отраслям народного хозяйства, возрасту, полу, этническое распределение, профессиональной готовности (анализ статистических данных). Внутриэтническая эксплуатация.

Характер трудовых миграций (легальная и нелегальная). Разрыв в заработной плате мигрантов и местного населения. Дискриминация на рынке труда. Причины роста нелегальной миграции. Борьба с нелегальными мигрантами. Перспективы трудовой миграции. Труд мигрантов-женщин.

Раздел V. Формы социальной работы с мигрантами и беженцами

Тема 5.1. Понятие формы и содержания социальной работы с мигрантами и беженцами

Развитие формсоциальной работы с мигрантами и становление социальных технологий работы с мигрантами. Связи «человек – человек», «человек – организация», «человек – государство». Дифференциация форм работы с мигрантами. Целевая детерминация мигрантов.

Проблема определения форм социальной работы с мигрантами. Развитие форм социальной работы с мигрантами: воздействие на среду с целью усиления установок толерантности; воздействие на самих мигрантов с целью повышения их способностей натурализироваться, адаптироваться и интегрироваться. Классификация форм работы с мигрантами в зависимости от способов их обеспечения: усиливающие индивидуальное влияния мигранта на условия жизни (консультирование, психологическая, правовая реабилитация, кредитование и пр.); обеспечивающие коллективное влияние на жизненные обстоятельства (групповые формы работы, коллективные предприятия мигрантов и пр.).

 

Тема 5.2. Характеристика классических форм социальной работы с мигрантами и беженцами

Понятие классических форм социальной работы с мигрантами. Триада форм социальной помощи. Индивидуальная помощь (сущность, психологическая помощь, социальная терапия). Работа с группами мигрантов, работа одновременно и с мигрантами, и с принимающим обществом (терапия в группе). Виды работы в группе: в зависимости от членов группы (пола, возраста), характера проблемы (психически больные, группы риска, заслуживающие наказания; дети из неполных семей, вдовы и т. п.), вида программы группы (дискуссионные, группы мастеровых, спортивные и т. п.); целевой направленности групп (образование, труд политика, досуг и т. п.). Иные критерии: формальные и неформальные, временные и долгосрочные, гомогенные и гетерогенные, количество членов группы, характер контактов участников (дружественные, противоборствующие) и т. п. Проектная деятельность. Меры воздействия на государственную политику (работа Уполномоченных по правам человека в РФ и в регионах, некоммерческих организаций).

Тема 5.3. Характеристика неклассических форм социальной работы с мигрантами и беженцами

Становление неклассических форм социальной работы. Специфические технологии социальной реабилитации и адаптации отдельных лиц, семей и социальных групп. Установление социальных факторов возникновения «заболеваний», создание условий для «лечения» (обеспечение материальных потребностей пациента и членов его семьи, оптимизация сотрудничества и социального взаимодействия специалистов разного профиля в клинике). Проблемно-ориентированные методы социальной работы (игротека, тренинг, диагностика, социодрама). Личностно-опытные формы. Организация групп самопомощи.

Семинарские занятия

Семинар 1

Структура миграционных процессов

План

1. Понятие, причины и виды миграций.

2. Факторы миграций.

3. Статистические показатели миграций.

4. Международная миграция: понятие, причины и основные направления.

Список литературы

1. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие [Текст] / отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 220 с.

2. Билсборроу, Р. Е Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию сбора данных [Текст] /Р. Е. Билсборроу, Г. Хьюго, А. С. Обераи, Х. Злотник. – М.: Академия, 1999. – 420 с.

3. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) [Текст] /С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М.: Изд-во Московского социально-психологического института, 2007. – 296 с.

4. Бутов, В. И. Демография: учебник [Текст] /  В. И. Бутов. – М.: Март, 2003. – 592 с.

5. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция [Текст] /И. В. Ивахнюк. – М.: ТЕИС, 2005. – 288 с.

6. Медков, В. М. Демография: учебное пособие [Текст] /  В. М. Медков. –  Ростов-н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.

7. Метелев, С. Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России [Текст] /Е. С. Метелев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 175 с.

8. Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное учебное пособие [Текст] /под общ. ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. – М.: Центр миграционных исследований, 2007. – 370 с.

9. Миграции без границ. Эссе о свободном передвижении людей [Текст] / под ред. А. Пеку и П. де Гюштенера. – ЮНЕСКО, 2009. – 391 с.

10. Народонаселение: энциклопедический словарь / ред. А. П. Горкин. М.: Большая российская энциклопедия, 1985. – 639 с.

11. Переведенцев, В. И. Методы изучения миграции населения [Текст] /В. И. Переведенцев. – М.: Наука, 1975. – 231 с.

12. Переведенцев, В. И. Миграция в ритме времени [Текст] / сост. Ж. А. Зайончковская [Электронный ресурс]. – URL: http://migrocenter.ru/science/perevedencev/perevedencev2.pdf.

13. Юдина, Т. Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие [Текст] /Т. Н. Юдина. – М.: Изд-во РГСУ; Академический проект, 2007. – 472 с.

Контрольные вопросы и задания

1. Выделите основные направления международной миграции?

2. Какие факторы являются определяющими для миграции из Кировской области?

 

Семинар 2

Научные исследования миграционных процессов

План

1. Теоретическое и прикладное значение изучения миграционных процессов. Этапы изучения миграционных процессов.

2. Научные исследования миграций во второй половине XIX в. до 1917 г.:

а) принципы организации, формы и методы проведения миграционной политики;

б) научные исследования в сфере народонаселения (А. А. Кауфман, Г. К. Гинс, И. А. Гурвич, А. А. Исаев);

в) анализ основных научных концепции: концепция поэтапного, волнового переселения; концепция подбора районов выхода мигрантов для успешной адаптации мигрантов в местах вселения; концепция дифференциации потенциальных переселенцев.

3. Исследования миграций в 1920–30-е гг. XX в.:

а) деятельность Государственного научно-исследовательского колонизационного института в Москве (1922–1930 гг.);

б) создание переселенческих концепций и разработка системы льгот и социальных гарантий.

4. Кризис демографических исследований 1940–1950-х гг. Возрождение научных исследований проблем миграций:

а) деятельность Института экономики и организации промышленного производства АН СССР;

б) идея трехстадийности миграционных процессов. Теория миграционного поведения.

5. Современные исследования миграционных процессов:

а) основные направления научных исследований;

б) центры изучения миграций в России.

Список литературы

1. Блинова, М. С. Современные социологические теории миграции населения [Текст] / М. С. Блинова. – М.: КДУ, 2009. – 160 с.

2. Гинс, Г. К. Сибирь, союзники и Колчак. Поворотный момент русской истории. 1918–1920: впечатления и мысли члена Омского Правительства [Текст] / Г. К. Гинс. – М.: Крафт+, 2007. – 703 с.

3. Гурвич, И. А. Переселения крестьян в Сибирь [Текст] / И. А. Гурвич. – М.: Тип. А. Левенсон и К, 1888. – 24 с.

4. Зайончковская, Ж. А. Внутренняя и внешняя миграция [Текст] / Ж. А. Зайончковская  // Население России 1993. Ежегодный демографический доклад / А. Г. Вишневский, С. В. Захаров. – М.: «Евразия», 1993. – С. 57–72.

5. Зайончковская Ж.А. Дискуссия по проблемам беженцев в России [Текст] / Ж. А. Зайончковская // Беженцы. Российский независимый институт социальных и национальных проблем / А. Здравомыслов. – М.: 1993. – С. 70–77.

6. Заславская, Т. И. Социально-демографическое развитие села: региональный анализ [Текст] / Т. И. Заславская. – М.: Статистика, 1980. –343 с.

7. Кауфман, А. А. Переселение и колонизация [Текст] / А. А. Кауфман. – СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1905. – 405 с.

8. Кауфман, А. А. Переселение: мечты и действительность [Текст] / А. А. Кауфман. – М.: Народное право, 1906. – 37 с.

9. Кауфман, А. А. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0179/nauka02.php

10. Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное учебное пособие [Текст] / под общ. ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. – М.: Центр миграционных исследований, 2007. – 370 с.

11. Моденов, В. А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы [Текст] / В. А. Моденов, А. Г. Носов. – М: Прометей, 2002. –328 с.

12. Переведенцев, В. И. Методы изучения миграции населения [Текст] / В. И. Переведенцев. – М.: Наука, 1975. – 231 с.

13. Переведенцев, В. И. Миграция в ритме времени [Текст] / сост. Ж. А. Зайончковская [Электронный ресурс]. – URL: http://migrocenter.ru/science/perevedencev/perevedencev2.pdf.

14. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. Вып. 5: стадии миграционного процесса [Текст] / под общ. ред. О. Д. Воробьевой // Приложение к журналу «Миграция в России». – М., 2001. – 160 с.

15. Рыбаковский, Л. Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы [Текст] / Л. Л. Рыбаковский // Социологические исследования. – 2005. – № 3. – С. 71–81.

16. Рыбаковский, Л. Л. Миграционный потенциал: критерии оценки и современные масштабы [Текст] / Л. Л. Рыбаковский // Социологические исследования. – 2011. – № 4. – С. 23–34.

17. Рыбаковский, Л. Л. Региональные особенности Российской демографической политики [Текст] / Демографические перспективы России / под общ. ред. Г. В. Осипова и С. В. Рязанцева. – М.: Информ, 2008. – С. 767–781.

18. Струмилин, С. Г. Проблемы экономики труда [Текст] / С. Г. Струмилин. – М.: Наука, 1982. – 472 с.

19. Хорев, Б. С. Политика расселения как основа планирования развития сети поселений (новый этап) [Текст] / Б. С. Хорев. – Минск: Бел НИИТИ, 1989. – 47 с.

20. Хорев, Б. С. Проблемы изучения миграции населения [Текст] / Б. С. Хорев. – М.: Мысль, 1978. – 248 с.

21. Чиркин, Г. Ф. Положение переселенческого дела в Семиречьи: записка командированного с Семреченскую область летом 1908 года ревизора землеустройства Чиркина [Текст] / Г. Ф. Чиркин. – Спб.: Изд. Переселенческого упр. Главн. упр. землеустройства и земледелия, 1908. – 143 с.

22. Юдина, Т. Н. О социологическом анализе миграционных процессов [Текст] / Т. Н. Юдина // Социологические исследования. – 2002. – № 10. – С. 102–109.

23. Юдина, Т. Н. Социология миграции: учебное пособие для вузов [Текст] / Т. Н. Юдина. – М.: Академический проект, 2006. – 272 с.

24. Ямзин, И. Л. Учение о колонизации и переселениях: учеб. пособ. для вузов [Текст] / И. Л. Ямзин, В. П. Вощилин. – М.: Гос. изд-во, 1926. – 328 с.

25. 35 лет исследований в области миграции в Центре по изучению проблем народонаселения (аннотированный библиографический указатель) [Текст] / гл. ред. В. А. Ионцев. – М.: МАКС Пресс, 2002. – 68 с.

Контрольные вопросы и задания

1. Заполните таблицу «Научные исследования миграций в Российской империи в конце XIX–начале XX вв.».

Название концепции Авторы Содержание Научно-практическое значение
Концепция поэтапного, волнового переселения      
Концепция подбора мигрантов для успешной их адаптации в местах вселения      
Концепция дифференциации потенциальных переселенцев      

 

2. В чем суть теории миграционного поведения?

3. Опираясь на исследования, предложенные в списке литературы к семинару № 2 и дополнительные источники информации, подготовьтесь к коллоквиуму по теме: «Современные исследования миграций». Рекомендации для подготовки к коллоквиуму смотрите в разделе «Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций».

Вопросы для обсуждения:

1) Миграции и национальный вопрос в современной России.

2) Проблема адаптации мигрантов в трудах отечественных исследователей.

3) Анализ социологической концепции диалоговой модели интеграции.

Семинар 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...