Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогическая подготовка.




Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью.

Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональнойдеятельности, но и овладение профессиональной культурой - как части общечеловеческой культуры.

В начальной школе содержание учебного предмета реализуется толькочерез личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей ипрофессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениямидля будущей профессиональной деятельности.

Система многоуровневого педагогического образования.

Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания вобласти педагогики и психологии. Эта часть подготовки является базовой,инвариантной(обязательной) для учителя любой специальности. Другаячасть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента.

В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока:

БЛОК 1. - связан с общефилософскими проблемами воспитания.

А. Воспитание как путь развития всех сущностных сил личности, какусвоение общечеловеческих и выработка индивидуально-личностных ценностей.

Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика икоррекция.

В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.)

Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике.

БЛОК 2. - связан с теорией образования и обучения.

А. Содержание образования (гуманизация).

Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения.

В. Организационные формы и методы обучения.

Г. Мотивация учения школьников.

Д. Дифференциация и индивидуализация обучения.

Е. Самообразование, самообучение школьников и т.д.

БЛОК 3. - связан с организационными аспектами образования.

А. Непрерывное образование.

Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран.

В. Школа как учебно-воспитательное учреждение (демократизация, гуманизация, и т.д.).

Блок базового (или инвариантного) содержания педагогическойподготовки будущих учителей (общедидактический, или технологический подход)

Здесь студенты осваивают знанияпо:

- Учебным программам, учебникам и методикам их использования;

- Системе средств обучения и методикам их использования;

- Способам общения учителя, учащимся;

- Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различныхформ и видов учебной и внеучебной деятельности;

- Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Базовые (или инвариантные) профессионально-педагогическиеумения включают в себя следующие типы умений:

1. Диагностические умения – умения оценивать.

2. Проективные умения – умения прогнозировать.

3. Конструктивные умения – умения целенаправленно организовывать.

4. Коммуникативные умения – умения общения.

5. Аналитические – выделять, систематизировать.

Базовые ( инвариантные) педагогические знания и умения – это стандартный

 механизм в содержании профессиональной подготовки педагогалюбого профиля.

Функции педагогического процесса в вузе.

1) Обучающая функция - связана с формированием знаний, умений, навыков.

Знания учителя представлены в виде компонентов:

А. Профессионально-педагогические знания.

Б. Опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности.

В. Опыт творческой педагогической деятельности.

Г. Опыт ценностно-эмоциональной ориентации в процессе педагогической деятельности.

2) Развивающая функция - связана с развитием личности человека целом: психические процессы (память, мышление), способности, мотивация,установки и деятельность.

3) Воспитывающая функция – связана с формированием мировоззрения, нравственной, эстетической и общественной направленности личности сактивной позицией по профессиональному становлению.

4) Интегративная функция – в ней отражается органичная связь различных учебных дисциплин:

- педагогика,

- философия,

- медицина,

- социология и др.

5) Профессиональная функция связана с обще-профессиональной психолого-педагогической подготовкой, развивает у будущих учителей общую ипрофессиональную культуру, педагогическую направленность мышления,профессионально значимые качества личности. Профессиональная функция -это системно-образующий стержень профессиональной подготовки учителялюбого уровня.

6) Социализация личности – обучение, воздействуя на личность, способствует ее социализации, что влияет на формирование многих качествличности. Хотя это процесс происходит под влиянием всех функций образования, профессиональная социализация служит организующим моментом(неким стержнем) в процессе развития личности и определяет стиль будущейпрофессиональной деятельности.

 

Педагогическое общение.

Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся.

Оно направлено на создание благоприятного психологического климата.

Педагогика сотрудничества гласит:

1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на тоске зрения ребенка, ведет за собой.

2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога).

Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов:

1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями,правилами, традициями.

2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса.

3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями.

Функции общения:

1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми.

2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями инавыками.

3. Педагогическая функция – формирование сознания, организациядеятельности и отношений.

4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...