Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Творческий стиль деятельности учителя.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Творчество учителя. План: 1. Понятие о творчестве учителя. 2. Уровни педагогического творчества. 3. Способы развития творчества учителя. 4. Творческий стиль деятельности. Понятие о творчестве учителя. Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейшиймеханизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивнойдеятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых формк более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний иумений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью,уникальностью. При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки: - преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия; - умение действовать самостоятельно; - способность осмысливать педагогическую деятельность; - отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа. Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур: а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации; в) видение новой функции в уже знакомом объекте; г) комбинирование ранее известных способов в новые условия. И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активнаямыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологиейтворческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций. Уровни педагогического творчества. Существуют следующие уровни педагогического творчества: 1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет. 2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается спланирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и формобучения. 3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками. 4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовыеприемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников,конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. Иданные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности. Способы развития творчества учителя. Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшеенаправление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновлениепрофессиональных знаний является субъективной потребностью учителя иобъективной необходимостью. Повышение квалификации осуществляется по средствам различныхформ организации обучения. Формы организации обучения: - курсы повышения квалификации; - семинары; - педагогические чтения; - научно-практические конференции; - заседания; - предметные комиссии; - методические объединения. Одним из наиболее эффективных средств повышения квалификацииучителя является его постоянное самообразование: 1) изучение новейших достижений науки и их внедрение в учебно-воспитательную практику; 2) анализ, обобщение и использование передового педагогическогоопыта; 3) собственная научно-методическая работа и участие в педагогическихисследованиях. Эти все направления взаимосвязаны между собой. Все они предполагают творческое решение учебно-воспитательных задач, но для реализациикаждого направления необходима не только психологическая готовностьучителя к профессиональному самосовершенствованию, но и теоретическаяи практическая подготовленность. Следовательно, под педагогическим творчеством учителя нужно понимать, прежде всего, целенаправленную созидательную деятельность, предполагающую систематическое совершенствование: а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы; б) профессионального мастерства по средствам изучения и овладенияпередовым опытом, активизации собственных научно-методических поисков. Всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства,где будут осуществляться: 1) поиск знаний и овладение ими; 2) критический их анализ и применение в практической деятельности; 3) самостоятельное исследование. При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательногопроцесса в классе. Творческий стиль деятельности учителя. В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая своииндивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результатечего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс егопрофессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработкаопределенного склада мышления и общения). В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя. А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).
Профессиональные и личностные качества педагога. Для определения основных качеств профессии учителя используетсяпрофессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, своитребования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личностибудущего специалиста. Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели: I. Свойства и характеристики личности: а) Направленность личности: - мировоззрения, убеждения, идеалы; - система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности; - отношение личности и общества – жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность; б) Познавательная деятельность (когнитивная): - уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления); - интеллектуальная активность (качества мышления и воображения); - стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д. в) Эмоционально-волевая деятельность: - оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность. г) Психические свойства: - темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир); - характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность,ее степень; - способности – дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степеньраспределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности(способность оказывать внушение, воздействие на людей). II. Требования к психолого-педагогической подготовке: а) знания: - психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены; - знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностейразвития личности на отдельных возрастных этапах; - знания методики изучения личности учащихся. б) умения: - дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д. III. Требования к специальной подготовке: - знание содержания предмета; - его наиболее актуальных проблем; - владение категориальным аппаратом предмета и т.п. IV. Требования к методической подготовке по специальности: а) знание основных компонентов процесса обучения: - целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы; б) знания о самом себе как учителе: - особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки ит.п.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1054. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |