Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура дидактических способностей учителя начальных классов




Уровни способностей:

1. Репродуктивный уровень (зеркально отраженный повтор) - обеспечивает первоначальное умение овладевать деятельностью.

2. Творческий уровень – создание в деятельности нового и оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но однаиз них более ярко выражена, чем другая. Зато у разных людей наблюдаютсяодни и те же способности, но они обязательно будут различаться между собой по уровню развития.

Для измерения способностей используют тесты, но более верный путьопределения способностей – выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется е отдельными способностями, существующими сами по себе, а лишь сочетанием способностей.

Высшим уровнем развития специальных способностей является талант,который проявляется только в определенной деятельности.

Талант – яркое, благоприятное сочетание способностей; при этом человек имеет склонность к данному виду деятельности. Внешний уровень развития многих способностей делает человека гениальным, но главенствующее

место в развитии способностей, таланта, гениальности занимает изнуряющий, длительный и кропотливый труд человека.

 Педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигаетоптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий

высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника.

1. Гуманистическая направленностьдеятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания. Содержание профессиональных знанийсоставляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики ипсихологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и

личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

- коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия,педагогическая интуиция;

- динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

- оптимистическое прогнозирование;

- креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника– это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам

относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой еговнешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов,походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своимиэмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии,интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включаетв себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия,методология, чувство меры, рационализм).

Таким образом, педагогическое мастерство– это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытомпедагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иныесредства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или ихсинтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога,что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания.

Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствованияи самопознания.

Критериями педагогического мастерства являются:

- целесообразность (по направленности);

- продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанностишкольников);

оптимальность (в выборе средств);

- творчество (по содержанию деятельности).

Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюсяпедагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новыйуровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально. Перевод педагогическойситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений. Здесь можноиметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть отнаправленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.__

 

ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Сущность педагогического общения

3.2. Функции и средства общения

3.3. Стили общения и стили педагогического руководства

3.4. Педагогический такт

3.5. Общение: наука и искусство

 

3.1. Сущность педагогического общения

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психо­логи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в круж­ке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, роди­тельское собрание, педсовет — это прежде всего общение, об­щение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родите­лями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педа­гог—воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной ра­боты им необходимы не только предметные и психолого-педаго­гические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыс­лима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профес­сионально-педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями орга­низовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрыва­ются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леон­тьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно яв­ляется «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на раз­витие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педа­гогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспи­танников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с уча­щимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, пове­дением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществля­ется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обра­щают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педаго­гического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессио­нально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение — важное средство реше­ния учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуаль­ные и личностные особенности, получает информацию о ценно­стных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и вос­питанников,

 обеспечивает их взаимодействие, способствует эф­фективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существен­ное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знани­ями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказы­вает значительное влияние на формирование и укрепление по­знавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, при­знание его познавательных возможностей, поддержка в самостоя­тельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфорт­ные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Что же такое педагогическое общение?

Как бы вы сформулировали это определение?

Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями»; "педагогическое общение — это жизнь в школе»; «общение — это когда тебя понимают педагоги»; «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения»; «об­щение — это сотрудничество»; «общение — это встреча с люби­мым учителем, с друзьями»; «педагогическое общение — это все­гда обмен знаниями, впечатлениями»; «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».

Приведенные высказывания содержательны; можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть фе­номена.

Теперь приведем определение понятия, данное В.А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: «Под профессионально-педагогиче­ским общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информа­цией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [1,с. 83].

Из определения следует, что педагогическое общение — про­цесс сложный.

 

3.2. Функции и средства общения

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функ­ции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (вос­приятие и познание людьми друг друга), интерактивную (органи­зация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реали­зуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога Обмен информацией — самый трудный, осо­бенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятель­ности Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанни­ками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме обще­ния

С этой целью на уроках учителя используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из художественной, на­учно-популярной литературы, исторические справки, предлага­ют фрагменты видеофильмов.

Урок физики, 9-й класс Объяснение темы «Измерение агрегатного состояния вещества». Учитель начинает с задачи-парадокса В 1860 г в Индии упал метеорит Прочертив на небе огненный след, раскаленное до бела тело упало в болото Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте падения метеорита они обнаружили «глыбу льда» Небесный огонь принес лед в знойную Индию

Урок литературы, 8-й класс Учитель начинает с проблемной ситуа­ции «Почему А С Пушкин назвал свою повесть "Капитанская дочка", хотя главные ее герои — Гринев и Пугачев9»

Урок географии, 7-й класс Тема «Антарктида» Учитель использует такой факт «Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут про­тив ветра Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги — в совершенно другую, против ветра Как вы думаете, почему это проис­ходит9»

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и не­вербальными средствами

Как писала Г. И. Щукина, «через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отно­шение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое ма­стерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися».

Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В. А Сухомлинский)

В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; ин­формационной — дает новое представление о предмете; вооду­шевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека, убежда­ющей — предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, при­зывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются осо­бые требования:

правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие используемых языковых средств),

образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить пе­ред собой такие вопросы как сказать правильно, как сказать до­ступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано Говорить красиво учит особая наука — риторика Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей

Речь выражает отношение педагога к содержанию информа­ции и к тому, с кем он общается, т. е. важна эмоциональная выра­зительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

А С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тог­да, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15—20 ин­тонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмо­циональную окраску. «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», — замечает Ю Трифонов. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитив­ное или негативное отношение к излагаемой информации, к ре­зультату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, пе­редают чувства и переживания педагога невербальные средства К С Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств глазами, мимикой, голосом, движени­ями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие

Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая голо­вой, ставит хорошую отметку улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают.

Как значимо для ученика, если педагог приносит с собой на урок теплоту своих рук. Об этом необычном, невербальном сред­стве общения пишет Е. Н. Ильин.

«В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, по­средством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить, и найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными . Руки еще больше, чем слово, способны творить "тишину" — внутрен­нюю, душевную.. Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, другого обниму за плечи или поправлю воротник пиджака .. Словом, прикасаюсь На­перед знаю никто из ребят не воспротивится. Понимают, это по­мощь не только моральная, но и энергетическая» [2, с. 99].

Интересный прием невербального воздействия — «свечение» описывает врач-психиатор В. Леви. «Свечение — прием, заимство­ванный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят "его лицо светилось улыбкой", "весь светится", "лучистые глаза", "сол­нечные натуры". Учитель должен уметь включать "внутренний свет". Вы можете излучать тепло Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения) — горит и сияет некий источник тепла и света Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние ин­тереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то . И включайте их без повода, просто так Наступит мо­мент и эти состояния будут приходить к вам сами легко, есте­ственно, непринужденно .

Если хотите успеха — запомните: 1) Свечение должно быть рефлексом на человека ., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомне­ние . 3) Не заботьтесь о результате .. Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачем общения» [3, с. 271—273].

Таким образом, культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.

Насколько значимы в педагогическом общении вербальные и невербальные средства, говорят ответы школьников на вопрос-«Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде все­го?» На первое место они поставили выражение лица и глаз — 80%, а затем голос — 60% опрашиваемых Педагогу важно трени­ровать и беречь голос, обогащать свой язык, овладеть умением выражать свои мысли, работать над дикцией, интонацией Сле­дить за выражением лица, жестами, обращая внимание, по сове­ту А С Макаренко, на решающие пустяки как стоять, как си­деть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе пе­дагогического общения происходит в монологической и диалоги­ческой формах устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по прове­денным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта фор­ма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказа­тельств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исто­рические экскурсы и т. д.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог — это попеременный обмен рациональной и эмоцио­нальной информацией, переход инициативы от педагога к воспи­таннику и обратно. М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, со­вместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог — это не просто вопрос-ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявле­ние (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает ат­мосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

О необычном диалогическом общении с учащимися рассказы­вает учительница литературы Ю. Л. Львова. «После прочтения дра­мы А. Н. Островского "Гроза" я начала урок так: мы там, в 60-х годах XIX века, в городе Калинове. Мы стоим на крутом берегу Волги, и перед нами простирается (делаю приглашающий к про­должению рассказа жест в сторону юноши) ее бесконечная гладь (задумчиво, уже не видя меня, а вглядываясь вдаль, говорит он). . На том берегу (поворачиваюсь к другому ученику).. красиво рас­положены купы деревьев, кустарников, желтеет песчаная коса (продолжает он, а я уже втягиваю его соседку в рассказ)... заходит солнце, и его багровые лучи падают и на реку, и на город, вспых­нув на куполе церкви, стоящей в центре главной улицы (это она, и я осторожно вмешиваюсь).. и такими нелепыми кажутся (зову глазами следующего) высокие заборы, которые тянутся вдоль главной улицы Калинова. Мы идем мимо этих заборов и слышим (это я, но хочет подхватить начатое предложение вон та девуш­ка)... крики, ругань хозяев города, — купца Дикого и Кабанихи и тихий плач или воющий стон их жертв (это уже другая девушка договаривает) И — включено внимание всего класса, каждый ждет обращения к нему или, уже опережая мое обращение, вступает в наш "хор"» [4, с 90].

Чтобы сделать общение диалогическим, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни­ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в собе­седниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой инте­рес к обмену информацией.

В диалоге для педагога профессионально важно умение форму­лировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы — есть важ­ный признак ума и проницательности» (И. Кант). При обсужде­нии любой проблемы на занятиях, во внеурочном общении воспитатель может сформулировать такой вопрос, вокруг которо­го завяжется заинтересованный диалог.

Особое внимание постановке вопросов уделял учитель литера­туры Е. Н. Ильин.

«Мой вопрос — особый: к самому себе. А решаю с ребятами. Этим поднимаю их до себя, а сам расту до них.

Реакция на вопрос важнее ответа. Ибо школьники помнят не ответы, а вопросы, и в связи с этим свою реакцию на них.

Вопросы не надо "ставить", "задавать". Ими лучше разговари­вать, тревожа мысль и сердце ученика.

Не признаю фронтальных бесед, когда ребят не спрашивают, а буквально "расстреливают" вопросами.

Поставить или вызвать вопрос, по существу — две грани одно­го и того же умения.

Воздействовать органичностью вопроса, его связями с текстом, личностью учителя и ученика.

Один и тот же вопрос на разных ребят действует по-разному — для кого-то он шоковый, для кого-то кинжальный, а для кого-то проверочный. Каждый вопрос должен быть обоюдоострым» [2].

Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и воспитанни­ком возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выпол­нять следующие условия:

«1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собесед­ник ответит на него.

2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте уче­ника в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.

3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.

4. Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все "комму­никативное пространство".

5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6. Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твое мнение", "Почему ты молчишь?", "Ты не согласенсо мной? Почему?", "Докажите, что я неправ"» [5, с. 36].

Со всеми ли советами вы согласны?

Какими советами вы дополнили бы этот перечень?

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мыс­ли — важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона — умение слушать.

В. А. Сухомлинский писал, что умение слушать ребенка — большое педагогическое искусство. Умение слушать — ценней­ший дар педагога, подчеркнем, что это активный процесс его деятельности, необходимое условие взаимодействия, сотрудни­чества с воспитанниками. Позиция педагогов при слушании от­ражает симпатию, озабоченность по отношению к отвечающему ученику: «Вернись еще раз к условию задачи», «Не спеши, поду­май».

В школе, к сожалению, есть и такие учителя, которые плохо слушают, а порой и совсем не слушают ученика.

Например, идет проверка знаний учащихся. Задан вопрос, уче­ник вышел отвечать, а учитель на доске чертит таблицу, просит класс начертить ее в тетради. Отвечающего никто не слушает, но он говорит.

А в чем выражается умение слушать хорошо? По мнению тех, кого сегодня учат, и тех, кто недавно был учеником, оно прояв­ляется «в уважении отвечающего», «в сосредоточенности учителя на сути ответа», «в умении доброжелательно поддержать тебя при ответе», «в заинтересованности тем, о чем говорят», «в речевых репликах: так, так, продолжай», «в умении не перебивать», «быть тактичным» и т. п.

Эти суждения можно принять как добрые советы, напутствия педагогам.

Приемы слушания выработаны практикой общения и хорошо представлены в книге английского психолога И. Атватера «Я вас слушаю». Обратите внимание на некоторые из них: «Повернуться лицом к говорящему, установить с ним зрительный контакт, не перебивать без надобности, быть внимательным, искренне заин­тересованным в мыслях, чувствах собеседника, в нем самом как личности, поддерживать, одобрять говорящего, обращаться за уточнениями» [6].

Мы рассмотрели самую сложную — коммуникативную — функ­цию общения. Как мы показали, ее реализация требует от педа­гога владения умениями: точно выражать свои мысли, форму­лировать вопросы, объяснять, доказывать, слушать собеседника, одобрять, побуждать к деятельности. Коммуникативное взаимо­действие имеет большое воспитательное значение, способствует формированию межличностных отношений.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо уме­ние чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремитель­но изменяется объект познания — развивающаяся личность. По­нять психические особенности учеников, почувствовать их состо­яние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе воспитателю помо­гут психолого-педагогические знания, использование разнообраз­ных методов изучения личности, анализ произведений художе­ственной литературы, изобразительного искусства

Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, В. Леви на­звал гениями общения. У них прекрасное личностное видение уче­ника, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивиду­альности личности.

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. «Пойми ученика» — это профессиональная заповедь педагога (И. А. Зим­няя). Понять — это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, пережива­ний

А как можно этого достичь?

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Что это означа­ет? Заглянем в словарь. «Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия про­является в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, по­нять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т е. если у него развита рефлексия.

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимаю­щий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспита­тельные взаимоотношения, управлять ими

Познание, понимание и оценка в общении — процесс двусто­ронний Педагог познает своих воспитанников, они, в свою оче­редь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и приня­тие его личности воспитанниками взаимосвязаны.

Психолого-педагогическими исследованиями выявлено, что представление воспитанников об учителе, тренере, руководителе туристического клуба опосредуется характером его деятельности, общественным мнением о нем.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Пони­мание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, про­являть взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреж­дать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими сло­вами — управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообраз­ных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, твор­ческого внеклассного дела, обеспечивает положительный резуль­тат взаимодействия.

Взаимодействие — это совместные (педагог—воспитанник) дей­ствия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, со­гласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент де­ятельности.

Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совмест­ные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанни­ки должны включиться в деятельность. При этом педагог не пред­лагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне приня­та детьми.

Не менее значимо общение в организации деятельности. Важ­но не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает дей­ствия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координи­рует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.

Обязательно общение и при завершении деятельности, при под­ведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога

Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогаща­ет субъектов, участвующих в ней.

Взаимодействие требует четкого определения позиции воспи­танников и педагогов, учета индивидуальных особенностей об­щающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализа­ции личностных потенциалов педагогов. Педагог выступает «то как активный, то как пассивный участник взаимодействия» (Н. Ф. Ра­дионова). В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащих­ся: вместо «анализируйте текст» — «сегодня мы займемся анали­зом текста», вместо «подумайте» — «подумаем вместе».

В процессе взаимодействия возникает взаимопознание, взаи­мопонимание и, что особенно важно, формируются взаимоот­ношения. Сложившиеся отношения — благополучные или не­благополучные — сказываются на личностных образованиях воспитанников: их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии действи­тельности.

Совместная деятельность не гарантирует успеха в формирова­нии правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение» [7, с. 18].

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаи­мосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене инфор­мацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими уста­новками педагога — такими как гуманизм, оптимистический под­ход к личности, признание ее самобытности.

 

3.3. Стили общения и стили педагогического руководства

Эффективность педагогической деятельности во многом зави­сит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.

Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, об­ратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это ха­рактерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.

Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик пи­сал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типоло­гические особенности социально-психологического взаимодей­ствия педагога и обучающихся» [8, с. 97].

Стилевые особенности педагогического общения и педагоги­ческого руководства зависят, с одной стороны, от индивидуаль­ности педагога, от его компетентности, коммуникативной куль­туры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обу-ченности, воспитанности и особенностей ученического коллек­тива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, харак­теристика которых дана В. А. Кан-Каликом [8, с. 97—101].

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совмест­ной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — един­ство высокого уровня компетентности педагога и его нравствен­ных установок.

Эффективен и стиль педагогического общения на основе дру­жеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мо­тивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой дея­тельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспи­танниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».

В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—уче­ник» рассматривается как двустороннее субъект—субъектное вза­имодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявле­нию индивидуальности.

В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинаю­щие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необхо­дима, так как педагог и воспитанники занимают различные соци­альные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в от­ношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусст­вом дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Мака­ренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламен­тации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельно­сти, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанни­ками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало инте­ресуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

Стили педагогического общения находят свое выражение в сти­лях педагогического руководства.

Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимо­действия с личностью и коллективом, в соотношении дисципли­нарных и организационных воздействий, прямых и обратных свя­зей, в оценках, тоне, форме обращения.

Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задают­ся педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждени­ях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объек­тов педагогического воздействия.

Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воз­действиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непрони­цаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учи­телем и учениками.

При демократическом стиле руководства общение и деятель­ность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятель­ность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению уча­щихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основ­ная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способству­ет их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совмест­ной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особен­но значимо, способствует становлению доверительных, гумани­стических отношений.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в орга­низации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию сто­роннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижения­ми. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуа­ций, во многом зависит от настроения педагога, форма обраще­ния — увещевания, уговоры.

Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не спо­собствует развитию активности, не побуждает к инициативе, са­мостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы автори­тарного стиля руководства, например, при организации слож­ного вида деятельности, при установлении порядка, дисципли­ны. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна по­зиция невмешательства, предоставления воспитаннику самосто­ятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гиб­костью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старше­классниками, каковы их индивидуальные особенности, каков ха­рактер деятельности.

 

3.4. Педагогический такт

Эффективность общения учителя с учениками определяется во многом соблюдением педагогического такта.

В Толковом словаре русского языка такт определяется как чув­ство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-нибудь, чему-нибудь, создающее умение держать себя по­добающим образом.

«Такт педагогический — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея­тельности, умение выбрать правильный подход к ученику» [9].

Итак, специфика педагогического такта заключается в том, что это:

мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступков;

важное условие построения правильного общения педагог-воспитанник, педагог-коллектив;

мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.

Педагогический такт предполагает учет личностных особенно­стей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических про­фессиональных установок педагога.

Педагогический такт проявляется в отношениях и формах об­ращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в уме­нии организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении держать себя и в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляет­ся в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает педа­гогу место для общения с учеником: в присутствии одноклассни­ков, один на один, в классе или по пути домой, позволяет опре­делить время общения: немедленно, сейчас или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон раз­говора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым.

Каждое отклонение от меры может выступать как бестактность. Проанализируйте ситуации школьной жизни.

Десятиклассник, еле дождавшись конца урока, подходит к учи­тельскому столу и, опершись на него, взволнованно начинает- «Вы знаете, Анна Петровна, я давно хотел вас спросить...» — «Как ты стоишь перед преподавателем?» — возмущается учительница. И после этого: «Так что ты хотел спросить?» — «Так Ничего», — хмуро отвеча­ет юноша, сразу «застегнувшись на все пуговицы», и быстро выходит из класса...

Записка, адресованная восьмикласснице, попала к учительнице: «Тоже мне — Ромео!» Пока учительница красным исправляла ошибки в записке, «Ромео» из восьмого пулей вылетел из класса и три дня не ходил в школу.

Такт необходимо доводить до уровня нравственной привычки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.

 

3.5. Общение: наука и искусство

Рассматривая общение как сущностную основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Обще­ние — это наука или искусство?»

Когда мы задали этот вопрос студентам педагогического уни­верситета, большинство убежденно ответили, что общение с вос­питанниками — это и наука, и искусство. Нельзя не согласиться с ними. Почему?

Очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алго­ритмы живое общение педагога с воспитанниками не укладыва­ется. Сформулировать неизменные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных осо­бенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность тре­бует личностного общения, при внешней схожести разных педа­гогических ситуаций, действия педагога в них неповторимы. Общение — исключительно индивидуально-творческая сфера лич­ности. Знания же являются базисом искусства общения. Творче­ство педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог—мастер сво­его дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновре­менно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.

Около школы старшие подростки увлеченно играют в футбол. В это время привезли новую мебель для учебных кабинетов.

Как вы предложите учащимся оставить игру и помочь в разгрузке машины?

Все учащиеся 9-го класса ушли с последнего урока. Завуч предложил классному руководителю разобраться. Как вы построите диалог с воспи­танниками?

Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений: уп­равлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состоя­ние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь «читать по лицу», подать себя в общении с другими, уметь уста­навливать речевой и неречевой контакт с учащимися.

Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», — утверждает А. А. Леонтьев [10, сЛ1].

Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов.

• В педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т. е. обмен информа­цией, организацию взаимоотношений, познание личности ре­бенка, оказание воздействия.

• Четко формулируйте конкретную задачу, которую вы реша­ете в общении и через общение.

• Продумайте стратегию и тактику общения, отберите воз­можные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и по­ведение детей.

• В процессе общения концентрируйте внимание на реализа­ции своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои действия, все свои личностные свойства.

• Общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них», тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.

• Вступая в контакт с воспитанниками, организуйте с ними общение не «по вертикали», сверху вниз (педагог выше ученика), а в горизонтальной плоскости (педагог—ученик на равных).

• Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклима­те класса, не воспринимайте психологическую ситуацию, как нечто стабильное.

• Будьте инициативны в общении с воспитанниками, помни­те, что инициатива в общении поможет вам успешнее управлять деятельностью, организовать сотрудничество.

• В общении старайтесь чувствовать себя свободно и непри­нужденно. Никакой скованности, бесцельных движений, извиня­ющейся улыбки и тому подобное, что бы выдавало вашу робость, боязнь, страх.

• Избегайте штампов в общении с детьми: в манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механичес­ком следовании запланированной схеме разговора и т. п.

• Старайтесь преодолевать негативные установки по отноше­нию к некоторым школьникам.

• Специально думайте над построением своих взаимоотноше­ний с трудными воспитанниками.

• Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с деть­ми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

• Следите за собственной речью, помните, что она — отра­жение вашей личности.

• Умейте слушать детей.

• Чаще улыбайтесь детям. Улыбка говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам.

 

Заметки на полях

Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним.Л. Н. Толстой

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достиг­нет глубокого знания людей.Н. Г. Чернышевский

В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспи­тания — обучение красноречию следовало бы считать не­избежным.А. П. Чехов

Стиль — это соответственные слова в соответствен­ном месте.Д. Свифт

Чтобы остаться в профессионально-педагогической де­ятельности надолго или на всю жизнь, необходимо к нача­лу самостоятельной работы иметь на достаточно высо­ком уровне развитые коммуникативные, организаторские изменения и ответственное отношение к делу.Н. В. Кузьмина










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...