Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познавательная направленность.




Качества личности являются предпосылкам для познавательной деятельности самого педагога, где находят отражение его духовные интересы ипотребности. Эти потребности отражают уровень знаний, самоутверждениесвоей деятельности. Стремление к образованию – одна из самых возвышающих человека духовных потребностей. Учитель должен учиться всю жизнь,т.к. педагогическое образования должно быть непрерывно.

Мотивационные и регулятивные факторы опираются на самостоятельную и даже познавательную деятельность педагога. Общей характеристикойпознавательной направленности является культура научно-педагогическогомышления. Основной признак – диалектичность – проявляется в стремленииувидеть в каждом педагогическом явлении противоречие, которое учительдолжен победно разрешить.

Культура мышления педагога так же проявляется в его познавательнойактивности:

- стремление к учению;

- сосредоточенность на предмете познания;

- глубокое проникновение в сущность явлений;

- свободное оперирование знаниями;

- самостоятельность;

- напряженность мыслительной деятельности.

Хороший педагог не руководствуется однозначными оценками (хорошо или плохо), не делает выводов из единичных фактов, напротив, для негохарактерны: глубокое размышление, стремление анализировать противоречия, активно искать пути их правильного разрешения.

Все рассмотренные виды направленности личности учителя должнысоответствовать современным образовательным процессам.

 

Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога

Цель, предмет, средства педагогической деятельности неодно­значны. В большой степени эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания педагога. Следо­вательно, знакомство с педагогическими профессиями необходи­мо начинать с представления человека о том, что выступает в качестве предмета профессиональной деятельности, т. е. о том, что подвергается воздействию (или с кем вступает педагог во вза­имодействие), на что непосредственно направлены трудовые уси­лия педагога. Будущему педагогу необходимо понять, что пред­ставление о предмете деятельности различается у разных педагогов, и от этого зависят многие другие элементы профессионального сознания и, следовательно, сама деятельность.

Конкретные цели педагогической деятельности, т. е. ожидаемые ее продукты, результаты — следующий элемент профессиональ­ного сознания педагога, направляющий действия педагога на уроке и вне урока. Какие именно цели поставлены, насколько ясно, четко, конкретно сформулированы, от этого во многом зависит эффективность труда педагога.

Как педагог представляет себе средства, помогающие ему до­стигать поставленных целей? Что включает он в арсенал своих «орудий труда»?

Содержание труда определяется составом трудовых операций, которые необходимо осуществлять для достижения поставленных целей. Какие функции приходится выполнять педагогу при подго­товке и проведении уроков, внеклассных дел? В каких социальных ролях при этом ему приходится выступать?

Для того чтобы своевременно помочь вам в освоении педагоги­ческой профессии, нам необходимо знать, какие представления и знания вы имеете о профессии педагога, что и как влияет на их развитие. Для диагностики исходного уровня ваших знаний о пе­дагогической профессии и педагогической деятельности просим вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты «Профессия — пе­дагог» в начале изучения курса «Введение в педагогическую дея­тельность» и после него. Вопросы направлены на выяснение сфор­мированности составляющих профессионального педагогического сознания, которые должны развиваться в ходе изучения курса (пред­ставления о целях, предмете, средствах педагогической деятель­ности, о функциях и ролях педагога, о требованиях к нему, о его правах и возможностях).

Кроме того, вопросы анкеты можно рассматривать как пункты плана для описания профессии педагога (учителя, воспитателя).

Анкета «Профессия — педагог»

1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов

1.1.Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)

1.2.К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

1.3.Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечис­лите)

1 4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели? 1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности'?

1.6.По каким показателям педагог может судить о достижении резуль­татов в своей повседневной деятельности?

1.7.Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкивать­ся педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в сво­ей деятельности'?

2 Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.

2.1.Каковы преимущества условий педагогической деятельности по срав­нению с другими профессиями?

2.2.Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определеннымикачествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.

3.1.Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

3.2.Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

3.3.Какие учителя нравятся детям?

3.4.Какие требования предъявляет к педагогу администрация?

3.5.Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?

3.6.Каких педагогов желают родители своим детям?

3.7.Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?

3.8.Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть пе­дагог?

4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и предоставляет определенные права.

4.1.Перечислите основные должностные обязанности учителя.

4.2.Какие права имеет педагог?

4.3.Как оплачивается труд педагога?

4.4.Как может педагог влиять на условия своего труда?

4.5.Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?

4.6.Какие перспективы профессионального и социального продвиже­ния имеет педагог?

4.7.Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?

4.8.Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?

4.9.Почему люди выбирают профессию педагога?

5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение
определенных трудовых операций (трудовых действий).

5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, соверша­емые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельно­сти?

Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестиро­вания старшеклассников при выборе профессии.

Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицатель­ный.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся крити­ческой ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книга­ми или за каким-то занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших пла­нов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые зна­чительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовалив соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побе­седовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам по­быть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнако­мой обстановке?

21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закон­чить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товари­щами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх ?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда вне­сти оживление в малознакомую для вас компанию?

30.       Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку, компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных меропри­ятий?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товари­щей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру­жении большой группы своих товарищей?

Итак, вы ответили на сорок вопросов.

Коммуникативные способности оцениваются по ответам на не­четные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1,

5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус — против вопросов 3, 7,11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов,совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра — коэффициент коммуникативных способностей.

0,10—0,45 — низкий уровень проявления способностей; 0,46—0,55 — ниже среднего; 0,56—0,65 — средний; 0,66—0,75 — высокий; 0,76—1,00 — очень высокий.

Организаторские способности оцениваются при сравнении от­ветов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2,6,10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус — против 4, 8, 12, 20,24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20(количество четных ответов). Вы получили коэффициент организаторских способностей.

0,20—0,55 — это низкий уровень проявления организаторских способностей;

0,56—0,65 — ниже среднего; 0,66—0,70 — средний; 0,71—0,80 — высокий; 0,81—1,00 — очень высокий.

Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и про­фессионального развития. Желаем успехов.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕПЕДАГОГА

6.1. Профессионализм и саморазвитие личности педагога

6.2. Обучение в вузе

6.3. Карьера педагога

6.1. Профессионализм и саморазвитие личности педагога

Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность этого феномена, что было рас­смотрено ранее (образование как ценность, как система, как про­цесс, как результат). Совершенно очевидно, что реализация всех этих аспектов образования связана с личностью педагога, с необ­ходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уров­ня профессионализма.

Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот про-

цесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице?

Ответы на эти вопросы волнуют многих молодых специали­стов, получивших диплом об окончании вуза. Но немногие из них задумываются, что начало карьеры любого специалиста заклады­вается еще в период обучения. И от того, насколько грамотно поведет себя беспечный студент, напрямую зависит его будущая успешность.

В данной главе речь пойдет не только о профессии педагога, но и об основных принципах профессионального развития любого человека.

Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастер­ство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, опти­мальностью в выборе средств (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).

В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мас­терство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли ему научиться спе­циально? Или способность к творчеству — удел избранных? Боль­шинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе твор­ческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку прихо­дится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицирован­ного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.

Давайте разберемся, что же это такое — самообразование!

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «само­созидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразова­ние выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индиви­да к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса.

Каковы функции самообразования?

М. Князева [1] выделяет несколько таких функций:

1) экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;

2) ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе;

3) компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

4) саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

5) методологическая — преодоление профессиональной узо­сти, достраивание картины мира;

6) коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8) омолаживания — преодоление инерции собственного мыш­ления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказы­ваться от положения учащего и переходить на положение учаще­гося);

9) психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохра­нение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

10)      геронтологическая — поддержание связей с миром и черезних — жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятель­ность личности. Поскольку феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы, именно оно и про­кладывает путь к выходу из этого тупика.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свобод­ное движение в культуре, неформальное общение с ней — а зна­чит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие че­ловека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.

Рассматривая самообразование как вид свободной духовной дея­тельности, можно назвать его самым свободным путем к ускорен­ному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сто­рон своего духовного Я.

Особо отметим, что одной из составляющих любого творчества являются понимание и оценка культуры, движение в контексте тех культурологических процессов, которые происходят в совре­менном обществе. Самообразование все чаще направляется в сфе­ру приобретения и уточнения наших общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Выверение идеологии своей жиз­ни и деятельности — эта составляющая линия в самообразовании поистине постоянна и одинаково важна для каждого человека, для любого возраста.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами культу­ры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей лич­ности. Но как стать Личностью? Как создать себя?

По всей видимости, для того чтобы получить желаемый ре­зультат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием.

Что это значит?

Прежде всего, это означает умение взять на себя личную от­ветственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответствен­ность на других, вы попадаете в зависимость от них, и ваше раз­витие замедляется.

Совершенно необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именно ваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную тра­екторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траектория — возможность личности на ос­нове выбора определять свой образовательный путь, удовлетво­ряя потребности в образовании, в получении квалификации в из­бранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганиза­ции и саморегуляции.

В самоорганизации личности проявляется психологическая под­готовленность к профессиональной деятельности. Как отмечает Н. Р. Битянова[2], саморегуляция— это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, перера­ботка негативных переживаний. Управление своим развитием осу­ществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовос­питания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образа себя в будущем.

Иными словами, для того чтобы добиться хороших результа­тов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недо­статки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но лич­ностное развитие.

По К. Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к ин­дивидуализации, или саморазвитию. Индивидуализация — это про­цесс «становления собой», напрямую связанный с понятием лич­ностного роста.

Что же понимают под личностным ростом психологи?

К. Юнг считал, что личностный рост — это расширение зна­ний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности [3].

Автор индивидуальной психологии А. Адлер рассматривал лич­ностный рост как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию [4].

Один из основателей гуманистического направления в психо­логии А. Маслоу рассматривал личностный рост как последова­тельное удовлетворение «высших» потребностей на основании до­стигнутых базовых. Расти, по Маслоу, это значит не оставаться в потенциальности. «Лучший выбор жизни» всегда находится в нас. Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и самим собой [5].

Психолог-гуманист К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает орга­низм и «самость» [6].

Виктор Франки, создатель логотерапии и экзистенциального анализа, в качестве движущего фактора развития личности выде­лял стремление человека к поиску и реализации собственного смыс­ла жизни. Личностный рост, по Франклу, заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в данный момент.

Таким образом, личностный рост — это качественные измене­ния личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая ос­тановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности [7].

С точки зрения деятельностного подхода в психологии, опти­мальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.

Иными словами, чем большего вы достигаете в профессио­нальном становлении, тем больше развиваетесь как личность.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Че­ловеком, а значит его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.

Что же такое профессионализм!

Профессионализм — степень овладения индивидом профес­сиональными навыками, а профессионал — индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию [8].

Профессионализм как психологическое и личностное образо­вание характеризуется не столько профессиональными знания­ми, навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием дей­ствительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Таким образом, саморазвитие — это результат профессиональ­ного творчества, а не только прироста знаний, умений и навыков.

Призванием становится интерес, помноженный на труд, — писал В. А. Сухомлинский [9].

Как замечает Н. Битянова, настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многи­ми выдающимися людьми) не может вырастать у человека из за­нятий только одной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Вы­сокий профессионализм хотя и невозможен без развития у чело­века специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессиона­лизма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей, и превращение общечеловеческих ценно­стей в его собственные ценности, что означает нравственную вос­питанность его личности [2].

Помимо этого важную роль в обретении профессионализма играют и другие условия:

- личное отношение к профессии;

- понимание своих личных ограничений и ресурсов профессио­нальной деятельности;

- личный опыт жизни в целом, а не профессиональные тре­бования (определяет отношение к вариантам саморазвития);

- особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности спе­циалиста);

- проблемные ситуации, цели и методы профессиональной дея­тельности;

- методологические установки и нормы профессионального мы­шления (возникают в сознании человека в результате рефлек­сивного освоения им профессиональной деятельности).

Наряду с этими процессами появляется субъективная позиция и новый тип освоения деятельности — отношение к ней. Тем са­мым формируется индивидуальная профессиональная картина мира — новообразование в структуре профессии и активное к ней отношение. Все это напрямую связано с понятием самосознания, т. е. осознанием и оценкой человеком самого себя как субъекта прак­тической и познавательной деятельности, как личности.

Специфика профессионального педагогического самосознания за­ключается в том, что оно вырастает из личностного самосозна­ния, так как педагог в процессе выполнения своей профессио­нальной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация на другого, на взаимодействие с этими другими и определяет тот образ педагогической деятельно­сти, на который ориентируется педагог.

Профессиональное самосознание содержит представление профес­сионала о себе и свой ценности, своем вкладе в общее дело. Струк­туру профессионального самосознания в общем виде можно оха­рактеризовать следующими положениями:

1) сознание своей принадлежности к определенной профес­сиональной общности;

2) знание, мнение о степени своего соответствия профессио­нальным эталонам, о

 своем месте в системе профессиональных ролей;

3) знание человека о степени его признания в профессио­нальной группе;

4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосо­вершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;

5) представление о себе и своей работе в будущем (Е. А. Кли­мов).

Педагогическое самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой тех процес­сов, которые происходят в нем.

В профессиональном становлении можно выделить две составля­ющие: становление личностное и становление статусное (внеш­нее). Как правило, достижение определенного уровня в личност­ном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.

Рассмотрим, как происходит формирование профессионализма в личностном плане.

Е. И. Рогов [10] выделил здесь три направления:

изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархи­ческого строения (в ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькам профес­сионального мастерства, развивается специфическая система спо­собов выполнения деятельности — формируется личностный стиль деятельности);

изменение личности субъекта, проявляющееся как во внеш­нем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах обще­ния), так и в формировании элементов профессионального само­сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионально­го мировоззрения;

изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (это проявляется: в когнитив­ной сфере — в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере — в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенно­сти от этого несмотря на трудности; в практической сфере — в осознании своих реальных возможностей влияния на объект).

В результате установка субъекта воздействовать на объект заме­няется потребностью во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений — от дилетантства (т. е. поверхностных профессиональных знаний, уме­ний и навыков) до формирования жестких профессиональных стереотипов (иногда вплоть до профессиональной деформации личности).

Какие факторы оказывают преимущественное влияние на про­фессиональное становление?

Естественно, прежде всего это личностные особенности и же­лание развиваться.

Если исходить из идеи субъектности, признавая человека твор­цом собственной жизни, то одной из характеристик субъекта вы­ступает активность. В данном случае мы говорим об активности как осознанном и управляемом процессе, а не об импульсивных действиях.

По мнению психологов, социальная активность представляет собой показатель того, насколько и как индивид использует свои возможности. Как пишет Е. И. Рогов, одним из важнейших при­знаков общественной активности личности является свободное волеизъявление человека, самодеятельность личности и ее спо­собность ставить цель, предвидеть результаты деятельности и ре­гулировать ее интенсивность.

Не менее значимым выступает фактор самой профессиональ­ной деятельности, которая заставляет развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходи­мые и обязательные. Развитие этих качеств существенно влияет на самооценку педагога, которая, в свою очередь, выступает в каче­стве одного из показателей личностной активности.

Далее отметим и способ вхождения в профессию. От того, ка­ким образом человек начал свою профессиональную деятельность, насколько отличались его ценностные установки от ценностных установок той среды, в которой он оказался в начале освоения профессии, зависит и качество его становления в дальнейшем.

Еще один фактор, который можно назвать существенным, — это длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. стаж. Не всегда увеличение стажа говорит о повышении уров­ня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тен­денция, когда человек оказывается во власти стереотипов, кон­сервируется, перестает развиваться. Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с их социальной ро­лью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на ста­новление их личности, нести ответственность за их жизнь и здо­ровье. Все это зачастую способствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту.

Существуют и негативные факторы, осложняющие процесс профессионального становления педагога. Прежде всего к таким факторам относятся кризисы. Р. А. Ахмеров [11] выделил некото­рые из них.

Кризис нереализованности. Человек начинает думать: «Моя жизненная программа не выполнена», «Жизнь не удалась», «Не повезло». Он не видит свои достижения и успехи или недооцени­вает их и в своем прошлом не усматривает существенных собы­тий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Кризис опустошенности. Возникает, когда в настоящей жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» и не спо­собен на осуществление задуманного.

Кризис бесперспективности. Возникает, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о будущем. Человек, обладая активно­стью, имея определенные достижения и ценные личные качества, все же затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования.

В тяжелых случаях эти кризисы могут сочетаться в разных вари­антах («опустошенность + бесперспективность», «нереализованность + опустошенность»). Каждый человек переживает их по-сво­ему. Но если педагог подготовлен к кризисам, знает об их существовании, ему легче с ними справиться или помочь в пре­одолении их другим людям.

Перейдем ко второй, внешней, стороне профессионального рос­та педагога и рассмотрим факторы, влияющие на него. В общих чертах их можно разделить на три группы.

Прежде всего это индивидуальные особенности человека.

Каждый из нас обладает определенным набором свойств, ко­торые либо обусловлены биологически, либо приобретаются в процессе обучения и воспитания.Склонность к той или иной де­ятельности, а также качества, необходимые для ее осуществле­ния, — вот что зачастую является определяющим для получения эффективного результата. Иногда человек делает ошибочный вы­бор, недооценивая или переоценивая свои способности, и убеж­дается в неверности пути только тогда, когда сталкивается с че­редой неудач.

Следующий фактор — потребность общества в тех или иных специалистах, спрос на людей определенных профессий и опре­деленного уровня квалификации. Не секрет, что с развитием ры­ночной экономики значительно выросла актуальность когда-то «непрестижных» специальностей (финансистов, экономистов, бухгалтеров) и многие молодые люди кинулись получать именно такое образование. Но уже сегодня спрос на эту категорию работ­ников постепенно падает, рынок наполнен, и через несколько лет востребованность их будет существенно ниже, чем рассчиты­вали бывшие абитуриенты. Поэтому, планируя свою профессио­нальную самореализацию, необходимо внимательно изучить ста­тистику и данные социологических исследований: ни в какой другой сфере следование моде не может привести к таким дорого­стоящим последствиям, как в выборе профессии; платье можно поменять, а вот дело жизни — не всегда.

Кстати, современная ситуация на рынке образования характе­ризуется небывалым спросом на образовательные услуги. Естествен­но, что в новых социально-экономических условиях многим лю­дям пришлось кардинально менять сферу деятельности, получать новые специальности, учиться новым технологиям. Все это требу­ет значительного увеличения количества учебных заведений, а зна­чит, и преподавателей. Кроме того, для сегодняшнего образован­ного человека недостаточно узкоспециальных знаний. Как правило, для повышения профессионального авторитета требуется масса новых умений (владение компьютерными технологиями обучения, умение обращаться с оргтехникой и т. д.). Поэтому именно педа­гогическая деятельность может быть самой актуальной в ближай­шие годы.

И, наконец, третий фактор — близлежащие возможности. К ним относятся те ре

сурсы, которыми обладает человек при вы­боре своей профессии: реальное знание о будущей работе от чле­нов семьи, возможность протекции, расположение образователь­ного учреждения вблизи от места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретного учебного заведения, материальное положение и т.д. Иногда этот фактор при выборе профессионально-образовательной стратегии оказы­вается самым значимым, что накладывает отпечаток на весь ха­рактер профессионального становления в целом.

Теперь рассмотрим все этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении.

В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жиз­ненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е. А. Климовым [12, с. 418— 424].

Оптант (или фаза оптанта, оптации). Этап выбора профессии.

Адепт (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в спе­циализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.).

Адаптант(или фаза адаптации, привыкания молодого специ­алиста к работе). Адаптации требует вхождение во многие тонко­сти работы. Деятельность педагога связана со множеством непред­виденных ситуаций (хотя их типы в общем-то ограниченны), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для учителя эта фаза длится 3—5 лет.

Интернал(или фаза интернала). Это опытный работник, кото­рый уже может самостоятельно и успешно справляться с основ­ными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал своим как в сознании других, так и в самосознании.

Мастер (или фаза мастерства). Работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, ши­рокой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль де­ятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основа­ния считать себя незаменимым работником.

Авторитет (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, из­вестный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производ­ственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, уме­лости, умения организовать свою работу, окружить себя помощ­никами.

Наставник (или фаза наставничества). Авторитетный мастер сво­его дела, имеющий единомышленников, последователей, учени­ков. Он передает опыт молодым, следит за их ростом. Его жизнь наполнена осмысленной перспективой.

Если немного укрупнить представленные этапы, то они могут выглядеть так:

довузовский этап;

вузовский;

послевузовский.

Первый этап — довузовский.

Предположим, что вы выбрали профессию при доминирова­нии какого-то одного из указанных выше факторов. Как это отра­зится на вашем продвижении в профессии?

Если вы полагались в основном на свои индивидуальные осо­бенности и предпочтения, знаете, на что вы способны, — счи­тайте, что дальнейшее профессиональное становление пойдет у вас более интенсивно. Ведь именно заинтересованный человек мо­жет легче освоить привлекательную для него деятельность.

Если вы ориентировались в основном на потребности обще­ства, то вам надо не только овладеть знаниями в определенной области, но и выработать в себе некоторые качества, необходи­мые для будущей работы, которыми вы, возможно, не обладаете.

В случае если вы поступили в тот или иной вуз, пойдя по пути наименьшего сопротивления, тогда вам придется в его стенах всерьез задуматься, где же можно применить те знания, которые вы получили авансом, «про запас».

Таким образом, преимущественное положение имеют те сту­денты, которые сделали свой выбор осознанно, с учетом индиви­дуальных склонностей, — их профессиональное становление бу­дет более качественным.

Второй этап — вузовский.

Его мы рассмотрим более подробно далее, в специальном па­раграфе этой главы, так как он имеет огромное значение для всей последующей профессиональной деятельности человека.

Третий этап — послевузовский.

Динамика профессионального становления специалиста в по­слевузовский период включает три стадии:

адаптация к профессии, во время которой происходят интери-оризация и ассимиляция нормативно-ценностного профессиональ­ного плана;

индивидуализация, которая может иметь конструктивную или деструктивную тенденцию;

интеграция, на уровне которой обозначаются различия в пла­не субъектной включенности в профессию, что выражается в ха­рактере педагогического творчества и степени инновационности деятельности конкретного специалиста.

По мнению ученых, самый тяжелый период на данном этапе — период адаптации.

Трудности профессиональной адаптации связаны с ограничен­ным видением сферы и путей профессиональной самореализации. Отмечается, что для преодоления этих трудностей необходимы специально организованная работа по осознанию личного отно­шения к профессии и принятие профессионального выбора через самопринятие.

У каждого специалиста период адаптации занимает разный отрезок времени, но менее болезненно его проходят молодые спе­циалисты, имеющие лучший уровень подготовленности. Причем это относится не только к багажу теоретических знаний, но и к набору совершенно определенных умений, речь о которых пойдет в следующем параграфе.

 

6.2. Обучение в вузе

Итак, давайте поговорим о том, как вам построить свою дея­тельность на втором этапе вашего профессионального продвиже­ния — обучаясь в вузе.

Несмотря на довольно распространенную среди студентов точ­ку зрения, что время обучения в вузе — самая беззаботная и весе­лая пора, советуем не присоединяться к ней полностью. Ведь имен­но в это время закладывается фундамент вашей будущей карьеры, вы не только знакомитесь с будущей профессией, но и вступаете в новые контакты, обретаете опыт реального профессионального взаимодействия.

Соответственно ваши умения можно разделить на две большие категории. Это умение учиться (обучаться) и умение общаться (стро­ить продуктивные отношения с людьми). Конечно же, эти умения неразрывно связаны между собой, а иногда и определяют друг друга, но все же рассмотрим каждое из них в отдельности.

Что можно отнести к первому умению! Где, чему и как можно учиться на вузовском этапе? Какие знания, помимо получаемых непосредственно в учебном заведении, необходимы в первую оче­редь?

Напомним, что человек учится всю жизнь. Умение учиться — важнейшая составляющая профессии педагога. По утверждению А. Дистервега, «учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим вос­питанием и образованием» [13, с. 74]. И нельзя забывать, что сейчас знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше, следо­вательно, современному педагогу надо постоянно обновлять их.

В чем проявляется умение учиться? Прежде всего — в исполь­зовании приемов умственной деятельности или интеллектуаль­ных стратегий (мыслительных, логических, мнемических и др.) по отношению к некоторому классу учебных ситуаций. Это и уме­ние организовать свое время, планировать и контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, выбирать под­ходящие методы учения, сотрудничать с другими людьми. Это су­щественное расширение спектра смыслов учения в условиях пе­рехода от умения учиться к умению учиться вместе, что означает становление обобщенных социокультурных способностей лично­сти (В. Я. Ляудис). Более того — это и способность принять реше­ние относительно собственного процесса учения (П. Симоне), самомотивация (Ю. Н. Кулюткин).

Попробуем обозначить возможности, которые могут послужить в качестве источников самообразования.

Напомним, что самообразование может быть двух типов: си­стематическое и ситуативное (когда знания и навыки приобрета­ются по мере возникновения потребности в них). Мы будем гово­рить преимущественно о систематическом самообразовании, так как именно оно позволяет полнее реализовать выбранную про-­

фессионально-образовательную стратегию.

Учебный процесс в вузе построен таким образом, что студен­там предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. К теоретическим относятся лекционные за­нятия, к практическим — семинары, лабораторные работы, прак­тикумы и непосредственно практика (учебная и производствен­ная). Иногда студенты недооценивают значение лекций, считая, что смогут самостоятельно познакомиться с материалом, излага­емым лектором. Это большая ошибка. Как правило, именно пре­подаватель может эффективно отобрать материал, подать его в актуальном контексте, объяснить степень новизны или архаично­сти изложенного в учебниках.

Обучение в вузе для людей, собирающихся заниматься педаго­гической деятельностью, предоставляет совершенно уникальные возможности. С самого первого курса вы оказываетесь внутри пе­дагогического процесса, выступая в роли и объектов, и субъектов педагогической деятельности. То есть сам процесс обучения в дан­ном случае является моментом педагогической практики. Вы мо­жете анализировать ход учебного процесса не только с точки зре­ния обычного человека, но и с профессиональных позиций: не столько сдаете экзамены, но и учитесь их принимать; не только слушаете лекции, но и учитесь их читать; не только общаетесь с однокурсниками, но и учитесь управлять общением в коллективе. У вас есть все основания для того, чтобы анализировать педагоги­ческий стиль, приемы и методы ваших преподавателей, учиться у них эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные навыки и пополнять арсенал педагогических тех­ник. Не упустите эту возможность!

Однако никакие усилия преподавателей не окажутся эффек­тивными, если вы не будете расширять спектр источников само­образования за счет привлечения внешних ресурсов. Каких же?

Первый и традиционный: книги, периодическая печать, средства массовой информации. Сюда же можно отнести и дистанционное самообразование — через Интернет. Не будем убеждать вас в не­обходимости читать специальную литературу и учебники, реко­мендуемые преподавателями. Но хотелось бы обратить внимание на то, что сегодня только академических библиографических ис­точников явно недостаточно. Многие проблемы, появляющиеся в современной жизни, не были отражены в литературе ранее. А по­тому их осмысление возможно только путем знакомства с акту­альными и «свежими» публикациями, через знакомство с мнени­ем видных ученых, высказываемым в телепередачах и газетных интервью. Поэтому чем внимательнее вы будете следить за новы­ми изданиями, тем больше вероятность, что ваши знания будут востребованы вами же с гораздо большей эффективностью.

Существенным представляется и обладание информацией о различных конференциях, семинарах, выставках, которую мож­но почерпнуть из СМИ и специальной периодики. Участие в по­добных мероприятиях дает шанс всегда быть в курсе событий, вовремя узнавать о новинках литературы и тех идеях, над которы­ми работают передовые ученые. Как правило, в научных сообще­ниях всегда содержится много историко-библиографических све­дений, которые будут полезны в процессе обучения.

Второй источник — исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — непременная составляю­щая педагогического труда. Исследуя окружающий мир, вы не только упорядочиваете свои знания о нем и о профессии, но и формируете свой педагогический стиль, свое профессиональное и личностное мировоззрение. В систематическом самообразова­нии очень важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего профессио­нального интереса. Эта тема может быть глобальной, а может быть и локальной. Здесь важен сам навык. В вузе, как правило, есть много возможностей заниматься исследовательской деятель­ностью. Современные курсы по педагогическим дисциплинам предполагают и многообразие различных проектов — курсовых, дипломных, конкурсных. Неплохо, если с самого начала студент займется исследованием наиболее интересной, по его мнению, проблемы, рассматривая ее с разных позиций и с разным уров­нем проработки; тогда к моменту окончания вуза накопится много материала, что значительно облегчит написание квалификаци­онной работы.

Исследовательская деятельность дает не только повышение уровня самообразования, но и помогает найти единомышленни­ков, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс познакомить научно-педагогиче­скую общественность с результатами своей работы через собствен­ные публикации в прессе и выступления на тематических конфе­ренциях. К сожалению, в нашей стране студенты, как правило, не отличаются профессиональной активностью, ошибочно пред­полагая, что построение карьеры начнется после получения до­кумента о высшем образовании. Во многих странах это не так. Именно выпускники, проявившие свои способности еще будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более вы­годные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по социальной и профессиональной лестнице.

Третий источник систематического самообразования — это обу­чение на различных курсах.

Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен об­ладать не только знаниями о непосредственном предмете профес­сиональной деятельности, но и разнообразными умениями, не­обходимыми для ее осуществления. Неплохо поэтому параллельно с учением в вузе освоить еще какие-то полезные навыки, особен­но на первом курсе, когда нагрузка не так велика. Например, можно пойти на курсы стенографии (это позволит быстрее конспектиро­вать на лекциях и работать в библиотеке) или на курсы обучения работе в сети Интернет, или на курсы по формированию имид­жа, изучению иностранного языка и т. д.

Отдельно стоит заняться проблемой ораторского искусства. Не секрет, что многие молодые педагоги не умеют говорить образно, красиво, выразительно, а ведь риторические умения — одни из самых значимых; ярко выраженная мысль привлекает внимание аудитории к лектору.

На старших курсах можно пройти тренинги личностного рос­та, тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Было бы отлично, если бы в комплекте с дипломом бакалавра или магистра у вас к концу обучения в вузе были еще какие-то документы, подтверждающие разнообразие ваших умений. Это хорошая стартовая позиция.

Четвертый источник — работа.

Многие абитуриенты, благополучно пройдя все испытания и поступив в вуз, ошибочно предполагают, что в ближайшие че-тыре-пять лет они избавлены от необходимости думать о трудо­вой деятельности. Видимо, все еще распространены твердые убеж­дения, актуальные в советские времена, что одновременно с поздравлениями с окончанием вуза вы получите заманчивые пред­ложения от работодателей. К сожалению, это не так. Поэтому работать надо начинать как можно раньше. Пока вы учитесь в вузе, у вас есть прекрасная возможность попробовать себя в раз­личных видах деятельности, примерить на себя разные профес­сиональные роли, вовремя понять, какие именно знания вам понадобятся в реальной практике. Тогда процесс обучения ста­новится не только интересным, но и существенно экономит ваше время.

Как же правильно подойти к поиску работы и чего от нее ждать? Кем реальнее всего устроиться человеку, стоящему в самом нача­ле профессиональной самореализации?

Обычно студенты занимаются репетиторством, работают няня­ми, вожатыми в детских летних лагерях, делают лингвистические переводы или работают помощниками в различных проектах.

Давайте рассмотрим, что дает вам та или иная трудовая дея­тельность.

Начнем с самого распространенного варианта — репетиторство. В той или иной мере эта работа знакома каждому студенту: навер­няка еще в школе приходилось помогать однокласснику решить задачки или объяснять правила орфографии младшей сестренке. Теперь же вы выступаете в роли учителя, на котором лежит ответ­ственность не только за конечный результат, но и за сам процесс обучения, за те взаимоотношения, которые возникнут в процессе общения. Родители ученика — ваши работодатели, с которыми вам предстоит пройти всю процедуру знакомства, построения отноше­ний и расставания. Вы сможете окунуться в мир реальных проблем, возникающих у родителей с неуспевающим ребенком, изнутри посмотреть на взаимоотношения учеников и их родственников, услышать оценки школьных учителей, поймете, как не надо обу­чать и воспитывать. Выполнение этой работы потребует от вас оп­ределенной гибкости, культуры и выдержки — ведь дети бывают капризными, ленивыми и необязательными. Вам придется посто­янно изобретать способы, чтобы заинтересовать маленького «не­знайку». Несомненно, вы заинтересуетесь различными педагоги­ческими технологиями или методами обучения, а выявление «белых пятен» в вашем образовании позволит вовремя заполнить их.

Другая распространенная работа, на которую приглашаются молодые педагоги, — работа вожатого в детских и молодежных лагерях. Пробуя себя в этой деятельности, вы сможете развить в себе (или во всяком случае понять, что именно требуется для подобной деятельности) организаторские умения: «заряжать» своей энергией других; находить лучшее применение каждому человеку; непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении конкретных практических задач; проявлять инициати­ву и требовательность; выбирать меры воздействия на других лю­дей; разрешать конфликты и идти на компромиссы; самостоятельно решать организационные вопросы. Вы сможете увидеть, чем отли­чается общение детей в малых и больших группах, как меняется их восприятие взрослого, насколько важен авторитет педагога в решении вопросов с дисциплиной.

В настоящее время растет интерес студентов к исследователь­ской работе. Вы можете предложить свои услуги для проведения социологических опросов (коммуникативные навыки), обработ­ки результатов этих опросов (методические навыки), поисков нуж­ной информации в библиотеках или Интернете (общеучебные и информационно-поисковые навыки).

Какой бы ни была выполняемая вами работа, она обязательно поможет в дальнейшем профессиональном продвижении.

По каким критериям надо оценивать полезность работы? Очень часто при поиске ее одним из важнейших критериев студенты считают материальные условия. Если ваше финансовое положе­ние требует именно такой работы, этот случай мы комментиро­вать не будем. Но если вы можете позволить себе некоторый вы­бор, прислушайтесь к нашим советам.

Итак, что может дать работа помимо денег?

Перечислим возможные варианты:

опыт;

репутацию; информацию; контакты; друзей.

Самыми главными, на наш взгляд, являются опыт и репутация. Как бы ни был мал ваш заработок, помните, что вы приобретаете гораздо большую ценность, вы набираете опыт, а значит — учи­тесь. Что касается репутации, то это такое же важное приобрете­ние, как и диплом. Человек, имеющий хорошую репутацию, все­гда менее уязвим.

Кстати, при поиске работы не зацикливайтесь на одной опре­деленной области (хотя, естественно, лучше поработать в той сфере, где вы собираетесь строить вашу карьеру). Здесь важен на­вык взаимоотношений в производственной сфере. Имея опыт ра­боты, вы лучше будете представлять, что ждет вас по окончании учебного заведения, насколько востребованы будут те или иные ваши качества и умения. И у вас будет прекрасная возможность откорректировать свой образовательный маршрут.

Помимо репутации и опыта вы получаете и еще одно важное приобретение: информацию, новые знания.

Во-первых, знания о себе самом. Попадая в совершенно незна­комую ситуацию, вы с удивлением можете обнаружить, что пере­оценивали свои способности, или, наоборот, имели заниженную самооценку.

Во-вторых, знания о самой работе. Пройдя непосредственное обучение азам мастерства, вы сможете лучше представлять и ха­рактер трудностей, которые обязательно возникнут в послевузов­ской деятельности, или сможете открыть массу приятных момен­тов в, казалось бы, скучном занятии.

В-третьих, информацию о необходимых знаниях, которые мо­гут существенно облегчить вам выполнение работы.

В-четвертых, о той области (организации), в которой выпол­нялась работа. Посмотрев на ситуацию изнутри, вы составите представление о том, как проходит деятельность в той или иной специфической сфере общественной жизни, и при поиске по­стоянной работы у вас будет больше шансов не ошибиться в выборе.

В-пятых, знания о характере взаимоотношений с коллегами вообще и с работодателем в частности. Известно, что даже самые хорошие академические знания и безупречное владение профес­сиональными навыками не всегда способствуют росту авторитета человека в производственном коллективе. Имея даже минималь­ный опыт работы и общения, вы сможете убедиться в необходи­мости повышения своей коммуникативной культуры, толерант­ности и гибкости.

Вместе с тем мы хотели бы предостеречь вас от одной часто встречающейся ошибки. Какой бы ответственной и перспектив­ной ни была ваша трудовая деятельность, на этапе обучения в образовательном учреждении все же главным для вас является именно выполнение учебного плана. Иногда студенты пропуска­ют лекционные и практические занятия, ссылаясь на необходи­мость работать. Это нередко приводит к тому, что появляются новые проблемы, связанные с академической задолженностью по от­дельным предметам. Таким образом, решая одни проблемы, вы можете создать себе другие. Пожалуйста, помните: «Сначала нуж­но делать важные дела, а потом — неотложные».

Пятый источник самообразования — окружающая действитель­ность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми вы общаетесь, их знания и опыт.

Говоря об окружающей действительности, в первую очередь необходимо отметить важность восприятия любой информации, которая попадает в поле вашего зрения. Постарайтесь научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропус­кать через своеобразную профессиональную призму: а чем она может пригодиться в моей будущей деятельности? А что сделал бы я, столкнувшись с подобной ситуацией в своем классе, со своими воспитанниками? Такой подход позволяет развивать реф­лексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабаты­вать собственную модель поведения в аналогичных случаях.

Отдельного разговора требуют и отношения, которые вы воль­но или невольно

 выстраиваете со своими однокурсниками и пре­подавателями.

Обязательно постарайтесь как можно лучше узнать их и подру­житься с ними. Не избегайте общения с неприятными людьми — превратите и этот фактор в учебную ситуацию. Ведь на протяже­нии вашей профессиональной деятельности вам придется сталки­ваться с разными характерами, разными взглядами и способами поведения людей. Учитесь сегодня!

Старайтесь оказывать максимальную поддержку однокурсни­кам. Если вам не всегда хочется это делать, вспоминайте о том, что очень часто мы не можем разглядеть вокруг себя известных в будущем людей. А вдруг рядом с вами учится такой человек?

Довольно часто студенты не думают о том, что отношения с преподавателями — важная часть их профессионального станов­ления. Преподаватели, как и однокурсники, могут в дальнейшем стать и вашими работодателями, и вашими рекомендателями. В настоящее время в системе образования разрабатывается и реа­лизуется множество проектов, к участию в них приглашаются наи­более ответственные и энергичные люди, на которых можно по­ложиться. Участие в подобных проектах существенно увеличит диапазон ваших контактов, которые могут сыграть важную роль во всей последующей профессиональной карьере.

Иногда случается, что негативное отношение к какому-то пре­подавателю переносится на преподаваемый им предмет. Вряд ли это правильно. Надо прежде всего думать о той пользе, которую принесет вам сотрудничество с высококвалифицированным спе­циалистом, пусть и не очень симпатичным человеком. Многое в жизни происходит вопреки нашим ожиданиям, и тогда мы мо­жем говорить о понятии «шанс». Как вспоминал Д. С. Лихачев, его увлечение древнерусской литературой началось после вынуж­денного посещения спецкурса, на который он попал совершенно случайно и откуда не мог уйти из-за чувства неловкости (кроме него там присутствовал только один студент).

Таких примеров немало. Поэтому никогда не надо с ходу от­вергать подвернувшийся шанс — а вдруг это именно то, чего вы давно ждали? Как верно заметил Т. Эдисон, «люди часто не могут распознать благоприятную возможность потому, что она подо­зрительно похожа на работу».

Для того чтобы не упустить свой шанс при общении с препо­давателями, постарайтесь узнать, какой проблематикой они за­нимаются, где ведут свои научные исследования, в каких обще­ствах состоят, какие из их публикаций можно было бы почитать. Все эти сведения будут не только важны для вас в качестве науч­ной информации, но будут полезны и с точки зрения расшире­ния информационного и социально-коммуникативного поля.

Расширению вашего информационного поля могут служить и контакты с однокурсниками и студентами других групп и курсов. Наверняка среди них немало интересных людей, которые посе­щают различные выставки, находят книжные новинки. Учитесь у них. Делитесь с ними полезной информацией, которая стала из­вестна вам. Охотно откликайтесь на их просьбы, связанные с учеб­ной деятельностью. Может быть, участие в чужой работе поможет вам и в дальнейшей вашей собственной.

Особое значение для будущих педагогов (как, впрочем, и для людей многих других профессий) имеет умение работать в коман­де. Отработке таких навыков способствуют семинарские занятия и работа над совместными проектами. Что это дает помимо разви­тия умения сотрудничать?

Конечно же, это:

умение подключить других для помощи на вашем участке ра­боты;

умение гасить конфликты;

умение планировать сроки завершения и сдачи работы; умение редактировать работы своих товарищей; умение сводить разрозненные материалы в коллективный от­чет (программу, проект), интеграцию усилий.

 

Заметки на полях

Д. Эймен, автор американского бестселлера «Не насту­пайте на грабли!», дает несколько конструктивных сове­тов о том, как лучше учиться у окружающих:

1. Умейте внимательно слушать.

2. Не открещивайтесь от той информации, которую вам пытаются передать. Не говорите «Да, но...», даже если она вам кажется неважной.

3. Не стремитесь быть правым и показать свою ком­петентность — а вдруг вы не все о себе знаете?

4. Уважайте личность собеседника и разделяйте его точку зрения — учитесь у тех, с кем не согласны, и у тех, кто неприятен.

5. Учиться можно у кого угодно: это не зависит ни от возрастных, ни от социальных и профессиональных разли­чий.

6. Периодически выбирайте себе «наставника» и общай­тесь с ним плотнее, чем раньше, активно обучаясь у него и провоцируя его поучать вас. Но сначала определитесь — чему вы хотите научиться и у кого.

Слушайте то, что он говорит о вас.

7. Помогайте другим — этим вы развиваете свои навыки.

8. Участвуйте в соревнованиях — не для победы, а для извлечения пользы. Здесь важен процесс, а не результат.

Изучение окружающей действительности обязательно поможет вам познакомиться и с различными специальностями, организа­циями, непосредственно связанными с вашей сферой деятельно­ста. Вы можете получить представление о существующих профес­сиях, многие из которых раньше таковыми не являлись или не были широко распространены (например, профессия социально­го педагога или школьного психолога). Общение с однокурсника­ми, знакомые или родственники которых работают в подобных областях, может дать вам информацию и о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, и об уровне оплаты и различных «профессиональных хитростях», о которых не пишут в учебниках. Не упускайте такую возможность!

Есть и еще одна важная сторона сотрудничества с окружающи­ми вас людьми. Они могут дать вам не только знания и умения, но и информацию (явную или скрытую) о вашей собственной лич­ности. Общение является своего рода элементом самодиагностики и может характеризовать вас с двух сторон: как личность и как будущего специалиста. Отношение окружающих, если подойти к их мнению конструктивно, позволит вам вовремя откорректиро­вать свои недостатки, перестроить манеру общения, развить эм-патические способности. К тому же среди своего нового окруже­ния вы можете приобрести долговременные связи двух типов: дружеские и профессиональные, партнерские.

И последний, шестой, источник самообразования — ваши увлече­ния {хобби). Их часто называют «специальными умениями». Как говорил В. А. Сухомлинский, «учитель должен в чем-то блистать».

Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мне­нию, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрас­но. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога яв­ляется крайне необходимой. Для чего важно обладать не узкопро­фильным, а широким кругозором? В первую очередь для повыше­ния собственного авторитета в глазах будущих воспитанников и коллег. Если вы хорошо поете или любите подводное плавание, или умеете играть в шахматы, или вышиваете крестиком роскош­ные пейзажи, — этот опыт может пригодиться и вашим учени­кам, ведь они, как и вы сами, всегда хотят общаться с интерес­ным человеком, способным научить их чему-то новому помимо школьной программы. Поэтому, как бы ни были вы увлечены до­стижением профессиональных вершин, не забывайте развиваться и в других направлениях!










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...