Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОЛЕВЫЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИИ А/Д
Инженерно-геологические изыскания проводят для сбора данных, характеризующих геологическое строение местности, по которой прокладывается дорога, и ее гидрогеологические условия. Объем и характер инженерно-геологических изысканий зависят от стадии разработки проекта, сложности и степени изученности природных условий района изысканий. При изысканиях для составления проекта все работы выполняют в поле в объеме, достаточном для проектирования земляного полотна, дорожных одежд и дорожных сооружений во всех сравниваемых вариантах. Для составления рабочих чертежей проводят дополнительные изыскания на участках изменения первоначально намеченной трассы, в местах индивидуального проектирования земляного полотна или пересечения трассой неустойчивых участков (оползней, просадочных грунтов), у искусственных сооружений, где это необходимо для привязки проектов или уточнения отметок заложения и условий устройства фундаментов опор искусственных сооружений. При полевых почвенно-грунтовых и геологических обследованиях необходимо:изучить грунты и гидрогеологические условия по намеченным вариантам трассы; произвести инженерно-геологическую съемку, геофизические и буровые работы по трассе, в местах переходов через большие водотоки и постройки инженерных сооружений, уделив особое внимание отдельным участкам трассы, проходящим в неблагоприятных геологических условиях (оползни, осыпи, карсты, болота); провести полевые определения физико-механических свойств; выполнить поиски и разведку карьеров местных дорожно-строительных материалов (включая отвалы побочных продуктов промышленности и карьеры грунтов для отсыпки насыпей). При оценке геологических условий на стадии разработки ТЭО и рекогносцировке на первой стадии изысканий для разработки проекта очень эффективно использование аэрогеологических методов. Применение методов стереофотограмметрии позволяет выявить заболоченные участки, достаточно надежно оценив их по глубине, участки распространения различных типов грунтов, неустойчивые склоны, закарстованные зоны, места залегания дорожно-строительных материалов. Аэрогеологические обследования значительно сокращают объем наземных инженерно-геологических изысканий. Дешифрирование аэрофотоснимков ведут с использованием снимков эталонных участков, обследованных в поле выборочным методом. Геологические и почвенно-грунтовые условия района изысканий оказывают большое влияние на выбор направления трассы, часто вызывая необходимость обхода неблагоприятных мест или проектирования специальных сооружений для обеспечения устойчивости земляного полотна. Грунтовые обследования должны дать полное представление о свойствах грунтов, как основания и материала для возведения земляного полотна. В обычных условиях необходимо обследовать грунты на глубину до уровня грунтовых вод, но не менее 2 м, а на участках, где предполагается устройство выемок, на 1,5—2,0 м ниже будущей подошвы выемки. В местах, где возможно уплотнение или боковое выжимание грунта под давлением насыпи (макропористые грунты, болота), основание обследуют на глубину, превышающую активную зону. Основным методом изучения грунтово-геологических условий при изысканиях дорог является механическое бурение с непрерывным отбором и осмотром керна и взятием образцов грунта с ненарушенной структурой диаметром не менее 100 мм. С этой целью применяют ручные мотобуры массой 20— 25 кг, работающие шнековым инструментом, или инструменты ручных комплектов, буровые прицепные установки и буровые самоходные установки на гусеничном ходу или на базе автомобилей повышенной проходимости. Высокую производительность проходки нескальных грунтов обеспечивают вибробуровые установки. Если обследуемые грунтовые напластования имеют незначительную мощность или если невозможно или экономически нецелесообразно доставлять механические буровые станки, закладывают шурфы. Буровые скважины и шурфы закладывают в пределах придорожной полосы шириной до 200 м во всех характерных местах рельефа — на водоразделах, склонах, пониженных местах, тальвегах и оврагах . При назначении места закладки шурфа и буровой скважины учитывают смену растительности, обычно характеризующую также и смену гидрогеологических условий. В местностях с умеренным климатом по растительному покрову можно судить о характере грунтов и глубине залегания грунтовых вод до 8—10 м. Оценка ведется по растительным сообществам (группам растений), которые наблюдаются в узкоограниченных условиях. Ведущим признаком расчетного уровня грунтовых вод в умеренных широтах является оглеение — образование в грунтах закисных соединений железа, имеющих голубовато-зеленый цвет. Верхняя граница оглеения может быть принята за расчетный средний многолетний уровень грунтовых вод. Количество шурфов зависит от геологической сложности местности. Буровые скважины располагают в местах, где шурф достигает водоносного горизонта, у искусственных сооружений и на участках выемок, где обычная глубина шурфов недостаточна. Прикопки глубиной 0,5—1,0 м закладывают между шурфами для уточнения мест изменений почвенно-грунтовых условий в среднем через 250— 300 м. Если прикопка обнаруживает значительное изменение характера залегания грунтов по сравнению с соседним шурфом, то прикопку увеличивают и углубляют, превращая в шурф. Все места закладки шурфов, прикопок, буровых скважин должны быть указаны в пикетажном журнале. В местах больших земляных работ инженерно-геологические изыскания проводят более детально. В местах устройства глубоких выемок при отсутствии грунтовых вод буровые скважины закладывают на 1—2 м глубже дна выемки через каждые 100—150 м, но не менее двух на одну выемку. В более глубоких выемках, а также если при первых обследованиях обнаружены неблагоприятные грунтово-гидрологические условия, шурфы и скважины закладывают по обеим сторонам трассы в шахматном порядке в количестве, необходимом для полной характеристики гидрологических условий. На участках расположения высоких насыпей шурфы и скважины закладывают через 50— 100 м, обследуя основание на глубину активной зоны в среднем на 3—4 м. Основные классификационные анализы грунтов (гранулометрический состав, коэффициент фильтрации грунтов, пористость) выполняют упрощенными полевыми методами в период изысканий с тем, чтобы на месте, учитывая весь комплекс природных условий, можно было бы обоснованно наметить конструкцию и рабочие отметки земляного полотна. Результаты анализов и измерений расположения слоев в шурфах и скважинах используют для нанесения данных о грунтах на продольном профиле. Контрольные образцы грунта отправляют на испытания в стационарные лаборатории, в том числе и для определения механических свойств. В местах расположения малых искусственных сооружений для бурения используют буры малых диаметров 50, 60, 78 и 89 мм. Для мостов длиной менее 10 м и труб под невысокими насыпями закладывают одну скважину глубиной 5—8 м, а при длине мостов более 25—30 м две-три скважины. При высоте насыпи над
трубами до 12 м глубину буровых скважин увеличивают до 8—10 м. Обследованию подвергают также места закладки будущих грунтовых карьеров для отсыпки насыпей. В процессе полевых работ на основании инженерно-геологических обследований должны быть получены также данные о прочности и деформативных свойствах грунтов. Для испытания слабых грунтов на сдвиг применяют установки лопастного типа, пенетрометры динамического и статического типов, проводят штамповые и прессиометрические испытания грунтов в буровых скважинах. По материалам обследования грунтов на продольном профиле дороги наносят продольный грунтовой разрез параллельно линии поверхности земли, принимая вертикальный масштаб 1 : 50. В местах закладки шурфов и буровых скважин помещают колонки грунтов, обозначая их условными знаками. Одноименные грунты на смежных колонках соединяют прямыми линиями, выписывая их наименования. В случаях резкого различия типов грунтов на смежных разрезах необходимо во избежание ошибок закладывать дополнительные прикопки и скважины. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 371. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |