Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОЛЕВЫЕ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИИ А/ДСтр 1 из 16Следующая ⇒
ИЗЫСКАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ . ВИДЫ ИЗЫСКАНИЙ. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. Инженерные изыскания для строительства являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения. На основе материалов инженерных изысканий для строительства осуществляется разработка предпроектной документации, в том числе градостроительной документации и обоснований инвестиций в строительство, проектов и рабочей документации строительства предприятий, зданий и сооружений, включая расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, эксплуатацию и ликвидацию объектов, ведение государственных кадастров и информационных систем поселений, а также рекомендаций для принятия экономически, технически, социально и экологически обоснованных проектных решений. Виды изысканий. В состав инженерных изысканий для строительства А/Д входят следующие виды: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инж-гидрометеорологические, инж-экологические, а также изыскания грунтовых, строительных материалов, и оценка опасности и риска от природных и техногенных процессов. Основанием для выполнения изыскат. работ является договор м/у заказчиком и исполнителем инж. изысканий с обязательными приложениями к нему: технического задания, календарного плана работ, расчета стоимости и по требованию заказчика- программы инж. изысканий. В договоре устанавливаются: состав, этапность и сроки выполнения. В том числе особые условия договора, определяющие обязательства сторон и ответственность за срыв сроков и.т.д. Состав инженерных изысканий всех видов устанавливается соответствующим сводом правил в зависимости от цели инженерных изысканий и стадии проектирования. Инженерные изыскания для строительства с целью обоснования предпроектной документации должны обеспечивать комплексное изучение природных и техногенных условий района и составление прогноза возможного изменения этих условий при взаимодействии с объектом строительства. Стадии проектирования а.д. Проектирование автомобильных дорог осуществляют в одну или две стадии. В одну стадию осуществляют проектирование простых, технически несложных объектов местного значения, и дорог в благоприятных, хорошо изученных природных условиях. При этом широко используют типовые и повторно применяемые оправдавшие себя в условиях эксплуатации индивидуальные проекты. В две стадии проектируют крупные дороги общегосударственного и республиканского значений, а также дороги в районах со сложными природными особенностями, требующими особого учета. Задания на проведение изысканий и разработку проектов автомобильных дорог выдаются проектным организациям на основании разрабатываемых плановыми органами схем развития и размещения предприятий разных отраслей народного хозяйства. На основе этих работ, относящихся к так называемой предпроектной стадии, которая предшествует разработке проектов важнейших дорог, составляют детальные технико-экономические обоснования (ТЭО) эффективности строительства или реконструкции дорог и крупных инженерных сооружений на дорогах. Стадии проектирования. Общие положения строительных норм. Современная технология проектирования автомобильных дорог (проектная подготовка нового строительства) включает три основные стадии. 1-я стадия — разработка предпроектной документации обеспечивает реализацию следующих этапов инвестиционно-строительной деятельности: определение цели инвестирования; ходатайство (декларация) о намерениях инвестирования; обоснование инвестиций в строительство дороги. 2-я стадия — разработка проекта (стадия «Проект»). На данной стадии принимают основные принципиально важные проектные решения по выбранному на первой стадии варианту трассы (проектирование трассы в плане, профиле и т.д.). 3-я стадия - разработка рабочих чертежей и прочей документации (стадия «Рабочая документация»). На данной заключительной стадии проектной подготовки строительства новых трасс выполняется анализ и доработка (уточнение и детализация) чертежей и других материалов, выполненных на предшествующих стадиях проектирования (с учетом результатов рекогносцировочного обследования района проложения трассы). Количество стадий проектирования зависит от степени сложности объекта (категории дороги), условий района (природных, техногенных), объемов предстоящих работ и т.д. В несложных условиях (климатических, геологических и пр.), при хорошей изученности района (наличии достаточно надежных материалов инженерных изысканий давностью не более двух лет) дороги невысоких категорий (III, IV, V) могут проектироваться в две стадии - предпроектная документация и стадия «проект». При двухстадийном проектировании доработка материалов, вынос трассы в натуру, т.е. полевое трассирование, планово-высотная привязка к пунктам опорной геодезической сети, топографическая съемка полосы местности вдоль трассы (съемка текущих изменений при наличии планов) в масштабах 1:1000 - 1:500, досъемка пересечений и вновь появившихся инженерных коммуникаций и прочие полевые работы, предусмотренные СНиП 11-02-96 к выполнению на 3-й стадии проектной подготовки строительства дорог, выполняются на стадии «Проект». Следует отметить особо, что если трасса проходит по территории населенных пунктов и промышленных предприятий, то независимо от стадийности вместо полевого трассирования (вынос трассы в натуру) должна выполняться крупномасштабная топографическая съемка полосы местности по выбранной трассе с последующей камеральной укладкой трассы по материалам съемки в существующих системах координат и высот. Ширина полосы съемки вдоль трассы должна составлять до 100 м на незастроенных территориях, на застроенных должна ограничиваться шириной проезда (улицы). Допускается увеличение полосы съемки на участках с опасными природными и техногенными процессами; при этом она не должна быть более 300 м (не рекомендуется). Как правило, ширина полосы съемки обосновывается в программе изысканий в зависимости от категории дороги, полосы отвода и природных условий местности.
ПОЛЕВЫЕ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИИ А/Д Топографо-геодезические работы при изысканиях состоят в построении геодезической основы и крупномасштабной съемки площадки, трассировании линейных сооружений, геодезической привязки геологических выработок, гидрологических точек. При проложении магистрального хода или при окончательной разбивке трассы на местности измеряют углы поворота трассы и расстояния между ними. Направление линии задается помощником начальника партии и фиксируется на местности постановкой по теодолиту вех. Их располагают настолько часто, чтобы в каждом створе было не менее трех вех, а на длинных прямых из промежуточной точки были видны в каждую сторону не менее чем две вехи. При встрече препятствий, мешающих провешиванию трассы, делают ее выноски, используя для точной разбивки углов теодолит. Ширину рек и неприступные расстояния определяют вычислением по углам, измеряемым от разбитого перпендикулярно к трассе базиса. Для временного закрепления трассы на период съемок вместо снятых вех через одну-две забивают колья высотой 1,5—2 м. В вершинах углов поворота забивают колышек, над которым центрируют инструмент. За группой, прокладывающей трассу, следует группа пикетажиста, состоящая из техника и четырех-пяти рабочих. В их задачу входят промер длины трассы, разбивка ее на 100-метровые участки — пикеты, выявление промежуточных точек, отметки которых в связи с изменением рельефа должны быть определены при нивелировании, съемка ситуационного плана придорожной полосы. К числу промежуточных точек относятся также урезы воды на пересекаемых или расположенных вблизи от трассы водотоках и болотах. Группа пикетажиста разбивает также поперечники и зарисовывает
схемы существующих водопропускных сооружений. Длину трассы измеряют стальными 20-метровыми лентами. Точки пикетов и плюсов отмечают забиваемыми вровень с поверхностью грунта колышками («точками») и обозначающими их более высокими колышками («сторожками»), на которых надписывают номер пикета и расстояние от него до плюса, округленное до целых метров. В местах, где рельеф местности в поперечном направлении меняется, пикетажист снимает поперечные профили. К числу таких мест относятся участки, где трасса проходит по существующей дороге или плотине, косогоры с поперечным уклоном круче 1:5, места в непосредственной близости от водотоков и железных дорог. Ширина полосы, охватываемой съемками, зависит от назначения съемки. Так, для построения по снятым поперечным профилям плана в горизонталях и последующего точного трассирования необходима большая ширина съемки. При крутых труднодоступных склонах для съемки поперечников целесообразно использовать наземную фототеодолитную съемку. Все записи ведутся пикетажистом в специальном журнале на миллиметровой бумаге. В нем указывают углы поворота, пикеты и все промежуточные точки, реперы со схематическим изображением, планом расположения и схемой закрепления. В высотном отношении трассу закрепляют реперами, используя в качестве реперов предметы, не подверженные сдвигам или вертикальным смещениям при промерзании и оттаивании грунтов (фундаменты капитальных строений, выходы скал), или специальные железные стержни, заделанные в бетонную подушку, расположенную ниже уровня промерзания. Временные реперы, используемые в процессе изысканий и строительства, устраивают из деревянных и железобетонных столбов, располагаемых через 1—3 км в зависимости от сложности рельефа. Для получения продольного профиля трассы и последующих расчетов объемов земляных работ и определения отверстий искусственных сооружении нивелируют все пикеты и плюсы, реперы, урезы воды, русла тальвегов. Нивелирование ведут два нивелировщика. Первый нивелирует все точки линии и осуществляет привязку к реперам. Второй проводит контрольное нивелирование трассы, используя связующие точки, реперы, поперечники, живые сечения водотоков и ходы по руслам пересекаемых тальвегов для определения их продольных уклонов. Нивелирование, как правило, выполняют из середины участка при нормальных расстояниях от инструмента до рейки на связующих точках 75—100 м. Через реки отметки передают двойным нивелированием со стоянок, расположенных по обеим сторонам реки. В горной или резко пересеченной местности, где геометрическое нивелирование недостаточно производительно, целесообразно использовать оптические дальномеры повышенной точности. Углы наклона при определении расстояний между связующими точками измеряют одним полуприемом в прямом и обратном направлениях, округляя отсчеты по рейке до 1 см. Во всех сложных местах, где потребуется уточнение положения трассы или размещение тех или иных инженерных сооружений, снимают планы в горизонталях (мостовые переходы, транспортные развязки, сложные участки трассы - косогорные ходы, оползни, проходы около вершин оврагов и т. д., места разработки карьеров дорожно-строительных материалов или грунта для отсыпки насыпей и др.). Выбор способа съемки определяется местными условиями и удобством организации и проведения работ. В практике изыскательских работ находят применение:
нивелирование по квадратам. Оно целесообразно при слабо выраженном рельефе на площадках для строительства зданий или устройства пересечений в разных уровнях; теодолитные ходы с поперечниками. Метод применим при небольшой ширине снимаемой полосы, слабо выраженном рельефе, в местности, заросшей лесом и кустарником. Магистраль прокладывают по возможности посередине снимаемой полосы. Расположение поперечников по отношению к магистральному ходу определяется формами рельефа и удобству съемки без излишних работ по расчистке просек. Разновидностью этого метода является съемка площадей нивелированием по квадратам; тахеометрическая съемка, наиболее удобная в пересеченной открытой местности. Метод требует меньше полевых работ, чем съемка поперечниками; мензульная съемка, которая позволяет точно отразить на плане рельеф и ситуацию, но наиболее трудоемка и требует выполнения всего объема работ в поле; наземная стереофотограмметрическая (фототеодолитная) съемка. Целесообразна при съемке небольших по протяженности, не покрытых растительностью труднодоступных и опасных участков с крупными формами рельефа — крутых скальных обрывов, узких и глубоких ущелий, насыпей, склонов, с которых возможны обвалы и др. Определение координат точек на местности и составление ее плана выполняют по фотографическим изображениям, снятым с двух точек на концах базиса фотографирования. Эти снимки образуют стереопару.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 478. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |