Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛЕВЫЕ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИИ А/Д




ИЗЫСКАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ . ВИДЫ ИЗЫСКАНИЙ. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.

Инженерные изыскания для строительства являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения. На основе материалов инженерных изысканий для строительства осуществляется разработка предпроектной документации, в том числе градостроительной документации и обоснований инвестиций в строительство, проектов и рабочей документации строительства предприятий, зданий и сооружений, включая расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, эксплуатацию и ликвидацию объектов, ведение государственных кадастров и информационных систем поселений, а также рекомендаций для принятия экономически, технически, социально и экологически обоснованных проектных решений.

Виды изысканий. В состав инженерных изысканий для строительства А/Д входят следующие виды: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инж-гидрометеорологические, инж-экологические, а также изыскания грунтовых, строительных материалов, и оценка опасности и риска от природных и техногенных процессов. Основанием для выполнения изыскат. работ является договор м/у заказчиком и исполнителем инж. изысканий с обязательными приложениями к нему: технического задания, календарного плана работ, расчета стоимости и по требованию заказчика- программы инж. изысканий. В договоре устанавливаются: состав, этапность и сроки выполнения. В том числе особые условия договора, определяющие обязательства сторон и

ответственность за срыв сроков и.т.д. Состав инженерных изысканий всех видов устанавливается соответствующим сводом правил в зависимости от цели инженерных изысканий и стадии проектирования. Инженерные изыскания для строительства с целью обоснования предпроектной документации должны обеспечивать комплексное изучение природных и техногенных условий района и составление прогноза возможного изменения этих условий при взаимодействии с объектом строительства.

Стадии проектирования а.д.      

Проектирование автомобильных дорог осуществляют в одну или две стадии. В одну стадию осуществляют проектирование простых, технически несложных объектов мест­ного значения, и дорог в благоприятных, хорошо изученных при­родных условиях. При этом широко используют типовые и пов­торно применяемые оправдавшие себя в условиях эксплуатации индивидуальные проекты.

 В две стадии проек­тируют крупные дороги общегосударственного и республикан­ского значений, а также дороги в районах со сложными природ­ными особенностями, требующими особого учета.

Задания на проведение изысканий и разработку проектов ав­томобильных дорог выдаются проектным организациям на основа­нии разрабатываемых плановыми органами схем развития и раз­мещения предприятий разных отраслей народного хозяйства. На основе этих работ, относящихся к так называемой предпроектной стадии, кото­рая предшествует разработке проектов важнейших дорог, состав­ляют детальные технико-экономические обоснования (ТЭО) эф­фективности строительства или реконструкции дорог и крупных инженерных сооружений на дорогах.

 Стадии проектирования. Общие положения строительных норм. Современная технология проектирования автомобильных до­рог (проектная подготовка нового строительства) включает три основ­ные стадии.

1-я стадия — разработка предпроектной документации обеспе­чивает реализацию следующих этапов инвестиционно-строительной деятельности: определение цели инвестирования; ходатайство (декла­рация) о намерениях инвестирования; обоснование инвестиций в строительство дороги.

2-я стадия — разработка проекта (стадия «Проект»). На данной стадии принимают основные принципиально важные проектные реше­ния по выбранному на первой стадии варианту трассы (проектирование трассы в плане, профиле и т.д.).

3-я стадия - разработка рабочих чертежей и прочей докумен­тации (стадия «Рабочая документация»). На данной заключительной стадии проектной подготовки строительства новых трасс выполняется анализ и доработка (уточнение и детализация) чертежей и других ма­териалов, выполненных на предшествующих стадиях проектирования (с учетом результатов рекогносцировочного обследования района проложения трассы).

Количество стадий проектирования зависит от степени слож­ности объекта (категории дороги), условий района (природных, техно­генных), объемов предстоящих работ и т.д. В несложных условиях (климатических, геологических и пр.), при хорошей изученности рай­она (наличии достаточно надежных материалов инженерных изыска­ний давностью не более двух лет) дороги невысоких категорий (III, IV, V) могут проектироваться в две стадии - предпроектная документация и стадия «проект».

При двухстадийном проектировании доработка материалов, вынос трассы в натуру, т.е. полевое трассирование, планово-высотная привязка к пунктам опорной геодезической сети, топографическая съемка полосы местности вдоль трассы (съемка текущих изменений

при наличии планов) в масштабах 1:1000 - 1:500, досъемка пересече­ний и вновь появившихся инженерных коммуникаций и прочие поле­вые работы, предусмотренные СНиП 11-02-96 к выполнению на 3-й стадии проектной подготовки строительства дорог, выполняются на стадии «Проект».

Следует отметить особо, что если трасса проходит по террито­рии населенных пунктов и промышленных предприятий, то независи­мо от стадийности вместо полевого трассирования (вынос трассы в натуру) должна выполняться крупномасштабная топографическая съемка полосы местности по выбранной трассе с последующей каме­ральной укладкой трассы по материалам съемки в существующих сис­темах координат и высот.

Ширина полосы съемки вдоль трассы должна составлять до 100 м на незастроенных территориях, на застроенных должна ограни­чиваться шириной проезда (улицы). Допускается увеличение полосы съемки на участках с опасными природными и техногенными процес­сами; при этом она не должна быть более 300 м (не рекомендуется). Как правило, ширина полосы съемки обосновывается в программе изысканий в зависимости от категории дороги, полосы отвода и при­родных условий местности.

 

 

ПОЛЕВЫЕ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ИЗЫСКАНИИ А/Д

 Топографо-геодезические работы при изысканиях состоят в построении геодезической основы и крупномасштабной съемки площадки, трассировании линейных сооружений, геодезической привязки геологических выработок, гидрологических точек.

При проложении магистрального хода или при окончательной разбивке трассы на местности измеряют углы поворота трассы и расстояния между ними. Направление линии задается помощником начальника партии и фиксируется на местности постановкой по теодолиту вех. Их располагают настоль­ко часто, чтобы в каждом створе было не менее трех вех, а на длинных прямых из промежуточной точки были видны в каждую сторону не менее чем две вехи.

При встрече препятствий, мешающих провешиванию трассы, делают ее выноски, используя для точной разбивки углов теодолит. Ширину рек и неприступные расстояния определя­ют вычислением по углам, измеряемым от разбитого перпендику­лярно к трассе базиса.

Для временного закрепления трассы на период съемок вместо снятых вех через одну-две забивают колья высотой 1,5—2 м. В вершинах углов поворота забивают колышек, над которым центрируют инструмент.

За группой, прокладывающей трассу, следует группа пикета­жиста, состоящая из техника и четырех-пяти рабочих. В их зада­чу входят промер длины трассы, разбивка ее на 100-метровые уча­стки — пикеты, выявление промежуточных точек, отметки которых в связи с изменением рельефа должны быть определены при ниве­лировании, съемка ситуационного плана придорожной полосы. К числу промежуточных точек относятся также урезы воды на пересекаемых или расположенных вблизи от трассы водотоках и болотах. Группа пикетажиста разбивает также поперечники и за­рисовывает

 

схемы существующих водопропускных сооружений.

Длину трассы измеряют стальными 20-метровыми лентами. Точки пикетов и плюсов отмечают забиваемы­ми вровень с поверхностью грунта колышками («точками») и обозначающими их более высокими колышками («сторожками»), на которых надписывают номер пикета и расстояние от него до плюса, округленное до целых метров.

В местах, где рельеф местности в поперечном направлении ме­няется, пикетажист снимает поперечные профили. К числу таких мест относятся участки, где трасса проходит по существующей дороге или плотине, косогоры с поперечным уклоном круче 1:5, места в непосредственной близости от водотоков и железных дорог. Ширина полосы, охватываемой съемками, зависит от назначения съемки. Так, для построения по снятым поперечным профилям плана в горизонталях и последующего точного трассирования необ­ходима большая ширина съемки. При крутых труднодоступных склонах для съемки поперечников целесообразно использовать на­земную фототеодолитную съемку.

Все записи ведутся пикетажистом в специальном журнале на миллиметровой бумаге. В нем указывают углы поворота, пикеты и все промежуточные точки, реперы со схематическим изображением, планом расположения и схемой закрепления. В высотном отношении трассу закрепляют реперами, используя в качестве реперов предметы, не подверженные сдвигам или верти­кальным смещениям при промерзании и оттаивании грунтов (фун­даменты капитальных строений, выходы скал), или специальные железные стержни, заделанные в бетонную подушку, расположен­ную ниже уровня промерзания. Временные реперы, используемые в процессе изысканий и строительства, устраивают из деревянных и железо­бетонных столбов, располагаемых через 1—3 км в зависимости от сложности рельефа.

Для получения продольного профиля трассы и последующих расчетов объемов земляных работ и определения отверстий искус­ственных сооружении нивелируют все пикеты и плюсы, реперы, урезы воды, русла тальвегов. Нивелирование ведут два нивелировщика. Первый нивелирует все точки линии и осуществляет привяз­ку к реперам. Второй проводит контрольное нивелирование трассы, используя связующие точки, реперы, поперечники, живые сечения водотоков и ходы по руслам пересекаемых тальвегов для определения их продольных уклонов.

Нивелирование, как правило, выполняют из середины участка при нормальных расстояниях от инструмента до рейки на связую­щих точках 75—100 м. Через реки отметки переда­ют двойным нивелированием со стоянок, расположенных по обеим сторонам реки. В горной или резко пересеченной местности, где геометрическое нивелирование недостаточно производительно, целе­сообразно использовать оптические дальномеры повышенной точности. Углы наклона при определении расстояний между связующими точками измеряют одним полуприемом в прямом и обратном направлениях, округляя отсчеты по рейке до 1 см.

Во всех сложных местах, где потребуется уточнение положения трассы или размещение тех или иных инженерных сооружений, снимают планы в горизонталях (мостовые переходы, транспортные развязки, сложные участки трассы - косогорные ходы, оползни, проходы около вершин оврагов и т. д., места разработки карьеров дорожно-строительных материалов или грунта для отсыпки насы­пей и др.). Выбор способа съемки определяется местными усло­виями и удобством организации и проведения работ.

В практике изыскательских работ находят применение:

   

нивелирование по квадратам. Оно целесообразно при слабо выраженном рельефе на площадках для строительства зданий или устройства пересечений в разных уровнях;

теодолитные ходы с поперечниками. Метод применим при не­большой ширине снимаемой полосы, слабо выраженном рельефе, в местности, заросшей лесом и кустарником. Магистраль проклады­вают по возможности посередине снимаемой полосы. Расположе­ние поперечников по отношению к магистральному ходу опреде­ляется формами рельефа и удобству съемки без излишних работ по расчистке просек. Разновидностью этого метода является съемка площадей нивелированием по квадратам;

тахеометрическая съемка, наиболее удобная в пересеченной от­крытой местности. Метод требует меньше полевых работ, чем съемка поперечниками; мензульная съемка, которая позволяет точно отразить на плане рельеф и ситуацию, но наиболее трудоемка и требует выполнения всего объема работ в поле; наземная стереофотограмметрическая (фототеодолитная) съем­ка. Целесообразна при съемке небольших по протяженности, не покрытых растительностью труднодоступных и опасных участков с крупными формами рельефа — крутых скальных обрывов, узких и глубоких ущелий, насыпей, склонов, с которых возможны обвалы и др. Определение координат точек на местности и составление ее плана выполняют по фотографическим изображениям, снятым с двух точек на концах базиса фотографирования. Эти снимки обра­зуют стереопару.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...