Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структурированные задания во время консультирования
Структурированные задания могут служить в качестве образовательного и диагностического средства или орудия терапевтической интервенции. Совместная работа семьи над конкретным заданием: а) задействует сопротивляющихся членов семьи; б) способствует привлечению к выполнению заданий тех, кто, возможно, не является вербально-ориентированным; в) помогает конкретной работе с теми вопросами, с которыми семья обратилась за помощью. Задания, описанные в этом разделе, тщательно структурируются семейным консультантом для наблюдения и оценки деятельности семьи, а также для присоединения к семье с целью изменить поведение ее членов на основе модификации последовательности действий каждого из участников. Обычно семью просят решить какую-то проблему, задачу, сделать выбор или что-то проделать вместе. С помощью данных процедур могут быть количественно и качественно оценены, как клинически, так и с использованием групповой динамики, образцы внутрисемейного общения, предписывание ролей, эмоциональные связи между членами семьи. В то время как семья выполняет структурированные задания, консультант должен стать наблюдателем происходящего процесса. Может быть предложено множество заданий: - Закажите еду (например, обед), используя какой-то ограниченный набор блюд, например, одно блюдо из мяса, два овощных салата, какой-то один напиток и один десерт. Семья обсуждает меню и договаривается о выборе, который устроил бы всех. - Решите, кто в вашей семье выглядит наиболее начальственно, кто самый большой нарушитель спокойствия, самая большая плакса, самый большой бездельник. - Распорядитесь суммой денег, которые необходимо потратить сразу. - Проведите дегустацию продуктов (например, пирожные, напитки и т.д., где количество единиц меньше, чем членов семьи) и др. Полученная информация обрабатывается на основе следующих факторов: лидерство, проведение контроля, руководство в выполнении заданий и др. Выявляется стиль общения, коалиции и семейные правила. Данная техника может быть применена в работе с супружескими парами и семьями, в особенности с теми, члены которых ориентированы на действие и для которых вербальная интервенция может оказаться малоэффективной. При использовании в диагностических целях техника высвечивает образцы общения, правила и организацию семейной системы.
Выводы по главе Практика семейного психологического консультирования чаще всего придерживается двух основных теоретико-методологических направлений: психодинамического подхода и теории систем, которые перекликаются и взаимно дополняют друг друга. Система— это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты — это свойства частей, а отношения связывают систему воедино. Отсюда, Семья– это открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям. Каждую систему можно определить исходя из ее границ по отношению к окружению. Границы– это эмоциональные барьеры, защищающие целостность членов семьи в рамках подсистем. Они представлены правилами, схемами поведения, определяющими паттерны интеракций. Обычно консультант проводит обследование, опираясь на теоретическую модель, где теория представляет собой основу, через которую рассматривается семья. Преимущественно построения оценки на основе специфической теоретической модели заключатся в том, что методы психологического воздействия вытекают непосредственно из теории. В основе каждой модели лежит допущение, что семейные паттерны можно пронаблюдать и измерить. Модели – это социально принятые категории, на основе которых, предоставляются практические методы оказания психологической помощи семье в ходе консультирования. При построении стратегии консультационной работы нужно учитывать взаимосвязь между взаимообусловленными понятиями: «семейная система» - «семейная проблема» - «симптом» - «идентифицированный пациент». Идентифицированный пациент - это член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психологу-консультанту. Идентифицированный пациент, как носитель симптома может возникнуть в семье на любой стадии развития семейной системы. Симптом и система связаны между собой и служат для целей поддержания семейного гомеостаза, независимо от осознания членами семьи его дисфункционального качества в данный момент жизненного времени семьи. На различных этапах работы с семьёй специалистом-консультантом могут быть использованы эмпирические (наблюдение, интервью и др.), диагностические (стандартизированные психодиагностические тестовые методики) методы психологических исследований, а также, методы оценки семейной системы, применяемые именно в практике семейного консультирования и психотерапии. Данные методы несут в себе как диагностическую, так и коррекционную функции одновременно, поскольку, обладают проективными характеристиками. К специальным методам коррекционно-диагностического порядка относят: социометрические, структурные и поведенческие техники.
Основные понятия Психологическое консультирование семьи Семейная система Границы семейных подсистем Модели патологического семейного функционирования Семейный диагноз Идентифицированный пациент Техники исследования и коррекции семьи Вопросы для самопроверки 1. Какие научно-методологические направления являются основой в современной практике психологического консультирования семьи? 2. Раскройте суть понятия «семейная система», её механизмы и принципы функционирования? 3. Назовите модели патологического функционирования семьи? Раскройте содержание данных моделей с учётом перспектив консультационной работы. 4. Что означают понятия: «семейный диагноз», «индентифицированный пациент»? Раскройте понятие «симптома» в преломлении к практике психологического консультирования семьи. 5. Какие существуют техники коррекционно-диагностического порядка, используемые в практике семейного консультирования? Объясните их цели и задачи. Список литературы 1. Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. – Киев: Port-Royal, 1997. 2. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодаления критических ситуаций. М., 1984. 4. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М., 1998.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |