Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Применение социометрических техник




Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена М. Боуэном. Генограмма показывает образцы поведения внутрисемейных взаимоотношений, передающиеся из поколения в поколение. Определяет, как события ненормативного и нормативного кризиса: смерть, болезнь, рождение ребёнка (не рождение ребёнка, например: аборт) и др. влияют на современные схемы поведения у членов семьи. На генограмме высвечиваются внутрисемейные диады, треугольники и др. Генограмма позволяет консультанту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Цель методики - получить информацию, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Генограмма составляется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Чаще всего, членам семьи данная информация является интересной и полезной, и даёт почву для размышлений. Основой беседы является проблема предъявляемого симптома: определяется идентифицированный пациент, временное и пространственное развёртывание симптома и др. Необходимо учитывать, что поведение носителя симптома отражает особенности целостной дисфункции семьи. Описание семейной истории необходимо начинать с предыстории женитьбы (встречи будущих супругов), рождение детей, учитывать переезды и др. Полезно опираться на информацию, которая заранее собрана с помощью социограммы (описание которой представлено ниже). 

Информацию по семейной истории, консультант фиксирует с помощью специальных символов техники генограммы [8, с. 315-318; 12, с.178-183]. Данный метод позволяет охватить всю семейную историю как единую систему. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи имеют возможность самоидентификации, узнают о том, что происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Генограмма обладает коррекционными и диагностическими свойствами, ускоряет процесс консультирования.

 

Социограмма

Социограмма представляет собой метод оценки внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Для применения в семейной терапии эта техника адаптирована Робертом Шерманом. Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они бы предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Методика может быть эффективным средством выявления привязанностей и дружеских взаимоотношений в школьном коллективе. Она выявляет лидеров, отверженных, и другие различные роли в семейной группе. Выборы относительно тех или иных членов группы, приоткрывают убеждения, чувства, действия людей. Выявляется структурная организация семейной системы.

Список вопросов всегда подготавливается заранее, в соответствии с конкретной ситуацией в семье. Чаще всего вопросы выглядят следующим образом: «С каким членом семьи вы обычно...? С каким членов семьи вам бы хотелось...?»

Окончания вопросов могут быть следующие: «ходить в гости, составлять планы, заниматься работой по дому, вести беседу, шутить, ругаться, ходить за покупками, выяснять отношения и др.» Ответы на все вопросы заносятся на схему.

Можно использовать другие варианты методики, например, применить формулировку: "Угадай кто" - "Кто в семье...?" Окончание формулировок могут быть следующие: «больше всего склонен к пессимизму, самый начальственный, самый одинокий, самый злой, самый умный, активный, хитрый и др.» Данная техника является средством оценки семейных ролей и ролевых ожиданий. Выявляемые различия между этими двумя показателями указывает на существующий в семье потенциальный конфликт или неудовлетворенность. Техника эффективна в работе с большими семьями. Она полезна в диагностике приемных семей и новообразованных семей, например, после развода [14, с. 49-58].

В практике психологического консультирования, часто, применяется проективная графическая методика «Семейная социограмма» [6]. Процедура исследования такова, что испытуемым на бланке, диаметром 110 мм необходимо нарисовать, используя символы кружков, членов своей семьи. Инструкция даётся следующая: «Перед Вами на листе изображён круг. Нарисуйте в нём самого себя и других членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Если данное задание выполняют несколько членов семьи, то они не должны советоваться друг с другом. Круг в семейной социограмме отражает психологическое пространство семьи, а символы внутри круга – положение её членов в данном пространстве. Производится оценка с учётом следующих критериев: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков, обозначающих членов семьи; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между кружками. Например, своеобразное слипание (наслоение) кружков говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи (симбиотических связях и эмоциональной поглощённости). Иногда, предлагается клиентам нарисовать социограмму в двух вариантах» «Реальная семья» и «Идеальная семья» - это даёт возможность сделать сопоставление реальных и идеальных самооценок испытуемого, принятие или непринятие им своего образа «Я» и наличие внутриличностного конфликта [9].        

 

Семейное пространство

"Семейное пространство" это техника, которая предоставляет консультанту важную информацию по поводу организации семейной системы. Члена семьи даётся инструкция - нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения.

Изучение использования семейного пространства выявляет важные аспекты внутрисемейной динамики. На первом месте стоит – исследование, как используется семейное пространство. 

В работе с родителями, чаще всего используется следующий метод:  предлагается большой лист бумаги, карандаши, мелки и др. На котором, консультант просит нарисовать план дома, где они жили до женитьбы в своих семьях. Находящиеся рядом дети в это время наблюдают за процессом. Если родители проживали в разных домах (по разным адресам), то, их просят нарисовать план дома, который наиболее запечатлелся в памяти. Консультант предлагает во время рисования клиентов, выполнять задания соответственно следующий вопросов:

ü рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната;

ü попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме;

ü была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи;

ü когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи;

ü были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить;

ü было ли у вас какое-то особенное место в доме;

ü попытайтесь как можно яснее представить себе, в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединённости;

ü как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет;

ü вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме;

ü вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи. [8, с. 322-323].

Можно использовать различные планы выполнения данной техники, а именно: 1) родители работают с рисунками, а дети наблюдают; 2) дети работаю с рисунками, а родители наблюдают; 3) и родители и дети работают над одним рисунком.

Данная техника способствует выявлению воспоминаний, связанных с присутствующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Воспоминания изучаются с целью анализа современных внутрисемейных отношений, особенностей ролевого поведения, использования семейных мифов и легенд в родительских семьях супругов. В целом, в процессе выполнения заданий создаётся возможность включить членов семьи во взаимодействие друг с другом, которое имеет психокоррекционное и диагностическое качество, где, с одной стороны, идёт оценивание семейной ситуации в целом, а другой стороны, активизируется взаимодействие и включенность членов семьи в жизнь друг друга.

 

 Семейная скульптура

Техника «Семейная скульптура» направлена на изучение внутрисемейных отношений, через определение видения места каждого члена в семейной системе.

В процессе выполнения данной техники, происходит уменьшение проекций и защит, поскольку, сама по себе процедура выполнения несёт в себе элемент нестандартности и спонтанности. Техника «скульптура» является диагностическим и коррекционным средством. Поскольку, выступает как объединяющий фактор, заставляющий думать о семье как о неком единстве в разнообразии, где являются важными и целое и каждый его элемент - человеческая личность.

«Семейную скульптуру» можно использовать на любом этапе консультирования. Её можно проводить с несколькими членами семьи, а мебель и предметы можно использовать в качестве заменителей отсутствующих членов семьи. «Скульптура» может изображать семью в различные временные периоды (настоящем, прошлом, будущем).

Консультант, предлагает «скульптору» (клиенту) обращался с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его невербально охарактеризовать. Работа над скульптурой продолжается до тех пор, пока создающий «скульптор» не удовлетворится своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с "материалом". Можно предложит построить скульптуру «идеальной» семьи, использовать движения и фразы и др. Таким образом, существует много вариантов использования методики «семейная скульптура».

При проведении анализа «творения» могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы:

1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?

2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас?

3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть?

6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название вашему произведению.

Можно также организовать обсуждение семьей и консультантом проделанной работы. Скульптура может быть использована при индивидуальной и группой работе. Скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает субъективное мнение одного из членов семьи [8, c. 319-321].

Ролевая карточная игра

   Данная техника направлена на выявление ролей и обязанностей во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняется каждым членом семьи. При работе с данной техникой изучаются особенности межличностного общения в семье при совместном решении поставленных консультантом задач. Через игровую деятельность изучаются индивидуальные способности, негативные механизмы и семейная динамика. Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее время, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укладывается спать. Предлагаются, также, карты, в которых имеется ряд ролей, где члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе. В картах предлагаются следующие роли:

«Роли-обязанности»: организатор дома; закупщик еды; планировщик ужина; мойщик пола; его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей;  мальчик на побегушках; распорядитель; убиральщик со стола после еды; делатель напитков; повар, накрывальщик стола; разгрузчик посудомойки; кормитель животных; купальщик маленьких детей; тот, кто укладывает детей спать; садовый работник; организатор праздников; создатель правил; «дисциплинарный» человек, отвечающий за все и др.

 «Роли во взаимодействии»: Позитивные: говорящий правду, помогающий, понимающий, творческий, счастливый, дипломат. Негативные: обвинитель, умиротворитель, компьютер, одинокий волк, сбиватель с толку, жертва, крикун и др.

Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной карточной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязанностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Консультант имеет возможность наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации. Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каждого участника.

Семья получает следующую инструкцию: «Перед вами лежит колода карт. Каждый из вас должен выбрать карты, ему соответствующие и положить их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге».

Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. «Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон». Кроме того: «Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду». Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. При оценке результатов «игры» консультантом используется магнитофон, результаты видеосъёмки и др. Оценка ролевой карточной игры исследуется соответственно следующих направлений:

УМЕНИЯ:

 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи. Соглашения между членами семьи о ролях, взятых для себя и других. Являются ли большинство ролей точно сформулированными - или же они ложны и не должны достаться никому?

2.Ответственность, распределение обязанностей. Какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи?

3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли.

4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настроены ли они на соревнование друг с другом?

5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в данной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? Способны ли члены семьи давать другим свободу, поддерживать их особенность и индивидуальность?

6.Роли, принятые самим субъектом «не на показ». Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как «плохие», или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д.

НЕГАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

1. Унижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксированные на магнитофоне.

2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи выбирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания.

3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопросы (необходимо фиксировать и то, и другое).

СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА:

 1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль «Создателя правил» и «Дисциплинария»? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и типично-мужских обязанностях?

2.Поиски «козлов отпущения». Выбирает ли кто-нибудь карту «Жертва» или может быть кто-то эту карту получает (в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль «Спасителя»?

3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему другими членами семьи.

4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими (с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывания другим негативных ролей?

5.Гнев. Кто отбирает роли у других, делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт.

6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями - то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку (или стремятся произвести благоприятное впечатление на консультанта, выглядеть в лучшем свете).

7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые конфликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других - все это может быть выявлено в ходе игры.

Следует отмечать невербальные проявления в поведении. Какие реакции были у участников: фразы, эмоциональные звуки, проявление гнева, непредусмотренный правилами захват карт, необузданное веселье и др. Данная техника является очень полезной, так как показывает семье - кто какие обязанности в действительности выполняет и позволяет семье искать новые более конструктивные пути в распределении домашнего труда. Все скрытые установки, как позитивные, так и негативные, по поводу обязанностей всплывают здесь на поверхность [13].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...