Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности развёртывания ненормативных кризисов семьи




Измена

Измена, адюльтер (от фр. Adultere) — прелюбодеяние обозначается как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Супружеская неверность может носить как эпизодический, так и систематический характер.

Проблема разрешения или запрета замены партнёра (или подключение нового) в сексуальных отношениях всегда сопряжена с политическими и экономическими законами общества. Форма брака вытекает из поддерживающего идеологического воззрения, который придает ему рациональный характер. В разных исторических культурах отношение к измене (замене) рассматривалось с различных сторон. Примером являются беспорядочные половые связи первобытного общества. С другой стороны жёсткие каноны средневековых моногамных браков в Западной Европе явились импульсом для расцвета различных форм проституции. Несмотря на то, что моногамный брак главная необходимость авторитарного общества, поскольку является основной базой для идеологического препарирования подрастающего поколения, особенно по поводу материальной зависимости женщин и т.д., иногда он давал исторические «сбои». Например, после того, как численность европейцев резко сократилась в результате Тридцатилетней войны, крайстаг (окружное собрание) в Нюрнберге издал 14 февраля 1650 г. Указ, отменяющий требования моногамии: «Вследствие того, что насущные нужды Священной Римской империи требуют замены населения, резко уменьшившегося за время этой Тридцатилетней войны, павшего от меча, болезней и голода … на протяжении следующих десяти лет каждому мужчине должно быть позволено взять в жёны двух женщин» [15, с. 184].        

Имеется исторический опыт свободных (гражданских) сексуальных отношений революционных культур, в том числе и в Советской России. Например, немецкий журнал «Ди Интернационале» в 1927 году написал следующее: «С решением великого социального вопроса, с ликвидацией частной собственности был в принципе решён и вопрос о браке, по сути своей являющийся вопросом собственности… Коммунистическая точка зрения сводится к тому, проблема брака как социальная проблема исчезнет с построением коммунизма, что возможно лишь постепенно и включает в себя формирование абсолютно новой начиная с самых своих основ социальной жизни. … Если коммунизм означает растворение семьи в обществе, - а развитие событий в Советском Союзе указывает, что путь действительно ведёт в этом направлении, - то, ясно, что такого рода рассмотрением семьи исчезнет и её проблема, проблема брака» [там же, с.239].  

В консультировании анализ причин измены необходимо проводить с учётом того, на какой стадии развития брака она произошла: есть ли совпадения с нормативными семейными кризисами. Необходимо учитывать её длительность и тип: была ли эта связь продолжительной или случайной и насколько сильна эмоциональная связь с новым сексуальным партнёром. Большое значение имеет опыт детских воспоминаний имевшихся измен со стороны родителей, их стиль и качество отношений и стратегии выхода из конфликтов в подобных ситуациях. Как подобные ситуации повлияли на нарушение детско-родительских взаимоотношений, что, в итоге, дало: межпоколенные коалиции, перевернутую иерархию, ролевые инверсии и др.

 Измена, чаще всего, обозначает супружескую дисгармонию и свидетельствует о противоречиях и конфликтах между супругами. Не всегда она является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Измена может быть обусловлена неудовлетворённостью актуальных потребностей: в безопасности, в любви и принятии, в самоуважении и др.

Исследования психоаналитиков отмечают, что чаще всего, причинами измен является психологический внутренний конфликт партнёров в длительном браке между притуплением (временным или окончательным) чувственного желания, с одной стороны, и растущей со временем нежной привязанности к партнёру – с другой. Свободные сексуальные отношения, наиболее ясным проявлением которых, являются связи, длящиеся всего час или одну ночь, отличаются от длительных сексуальных отношений отсутствием нежности к партнёру и интереса к нему, вызванного именно этим чувством. В целом, отношение к половому партнёру может быть вызвано различными мотивами, а именно:

1. Сексуальная привязанность к партнёру вследствие совместно пережитого чувственного наслаждения. В ней имеется элемент благодарности (не путать с покорностью), относящейся к наслаждению ожидаемому;

2. Привязанность к партнёру вследствие вытесненной ненависти – реактивная любовь. В целом представляет собой садомазохистскую позицию по отношению к себе и партнёру, отношения чаще всего носят симбиотический характер: «вместе не могут и порознь тоже»;

3. Отношения вследствие неудовлетворённой чувственности. Её характерный признак – переоценка, а её суть – торможение чувственности и бессознательно гаснущее ожидание сексуального удовольствия. Оно легко может превратиться в ненависть. Отношения подобно постоянному ожиданию «чего-то» от партнёра – «надуманного героя или героини». 

В целом, мотивы вступления во внебрачные отношения могут быть представлены следующей классификацией:

1. Новая любовь. Эта причина характерна для браков, где любовь незначительна или вовсе отсутствует (рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, страхе одиночества).

2. Возмездие – стремление отмстить за супружескую неверность.

3. Поруганная любовь – отсутствие взаимности, безответственность чувства. Поиск любви в другом партнёре, где возможна взаимность. Иногда сам изменяющий не любит партнёра, но откликается на его чувство.

4. Поиск нового любовного переживания, как правило, характерен для супружеств со значительным стажем, либо это может быть в семьях с такой моралью, когда от жизни стремятся получить всё возможное.

5. Восполнение – с помощью супружеской неверности пытаются восполнить недостаток любовных отношений – из-за длительной разлуки, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.

6. Тотальный распад семьи: измена – фактический результат создания новой семьи, когда первая воспринимается как нежизнеспособная.

7. Случайная связь – когда измена не характеризуется регулярностью и глубиной переживания (опьянение, настойчивость партнёра, «удобный случай») [1].

Развод

Развод- это разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах и реорганизация семейной системы. События развода всегда сопряжены с продолжительными и болезненными переживаниями всех членов семьи.

В современных исследованиях представлены различные периодизации развёртывания процесса развода. Например, О. Карабанова отмечает, что развод включает два периода — собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы — неполной семьи. В собственно разводе можно выделить три фазы: 1) обдумывание и принятие решения о разводе; 2) планирование ликвидации семейной системы; 3) сепарация [6].  

А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий, а именно:

1. Эмоциональный развод, который обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем.

2. Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.

3. Юридический развод — оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.

4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотношений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.

7. Психологический развод на эмоциональном уровне — это принятие факта распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно-поведенческом — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений [8].

Э. Кюблер-Росс предлагает следующие стадии переживаний в результате утраты супружеских отношений:

1.Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому ему трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии актуализируется работа защитных механизмов: рационализация («наконец пришло освобождение», «рано или поздно это все равно бы произошло»), обесценивание («на самом деле брак был ужасным», «мой муж полное ничтожество»), отрицание («ничего такого не случилось», «все хорошо») и др.

2.Стадия озлобленности. На этой стадии возникает чувство злости по отношению к партнеру. Покинутый партнер переживает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд. Нередко он начинает манипулировать детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3.Стадия переговоров. Здесь предпринимаются попытки восстановить брак. Супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4.Стадия депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетенное настроение. Человек чувствует себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают.

5.Стадия принятия. Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни. В случаях, когда в браке были дети, они тоже нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к новой ситуации [10].

С. Дак расписывает распад эмоциональных отношений соответственно четырех фаз: интрапсихической, диадической, социальной, фазы «отделки». Цели и результаты данных фаз представляются следующим образом:

Цель интрапсихической фазы состоит в понимании того, что именно в данных отношениях является неудовлетворительным, идентификации своих проблем с неопределенными аспектами отношений, поиске способов повышения удовлетворенности партнером и отношениями с ним. Результатом прохождения первой фазы могут быть:

• смирение с существующими в браке проблемами;

• принятие решения о том, чтобы выразить партнеру свое неудовольствие.

Цель диадической фазы - конфронтация с партнером и перестройка или прекращение отношений с ним. Начинают преобладать негативные эмоции, все больше возрастает тревожность, появляется чувство вины. Фаза может длиться годами. Для нее характерны «выяснения отношений» между супругами и попытки что-либо изменить в их взаимодействии. Результатом прохождения второй фазы будут:

• перестройка и сохранение отношений;

• принятие решения о прекращении отношений.

Цель социальной фазы добиться принятия ближайшим социальным окружением факта прекращения их отношений. Наблюдается постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируются волнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества и т. п. На этом этапе в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья).

Цель фазы «отделки» заключается в реорганизации пережитого опыта, его реинтерпретации с целью создания более благоприятной и не травмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером. Возможны следующие варианты исхода этой фазы: примирение с фактом распада отношений, извлечение позитивного опыта, личный рост партнеров;

• супружеские дисгармонии (измены, сексуальная неудовлетворенность в браке и др.).

• прошлый опыт воспринимается как собственная неудача и др. [4].

 

В исследованиях отмечено, что наиболее распространенными стратегиями поведения в ситуации развода являются:

1.Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизнь партнера, причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.

2.Манипулятивная, которая связана с желанием удержать, вернуть брачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уважения партнера.

3.Принимающая, обусловленная адекватной оценкой реальности и принятием ее такой, какая она есть, что дает возможность сохранить с бывшим партнером отношения, не обесценивая совместно прожитые годы, и свести к минимуму негативные последствия для детей [14].

После развода ситуация может быть осложнена взаимоотношениями с родственниками и детьми. Сильное воздействие может оказывать стереотипное мышление социального окружения (коллег по работе, соседей по дому и др.), по типу «одинокая женщина – это неприлично… и др.». Особенно, если драма развода разворачивалась «на глазах общественности» небольшого населённого пункта (посёлка и др.), где, в целом, присутствует проблема информационно-сенсорного голода.  

Развод — это кризис, который тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на развод во многом определяется их возрастом. Наиболее сильное влияние оказывает на детей дошкольного и подросткового возраста. В возрасте 3,5—6 лет ребенок не способен адекватно понять происходящие перемены в семье и нередко обвиняет во всем себя. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач. Чувство боли у ребёнка в связи с разводом родителей связано с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора его самого. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. На остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов:

• характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

• особенности протекания процесса развода;

• с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

• характер взаимоотношений бывших супругов после развода и др. [там же].

Кризис разрыва супружеских связей может давать установки на развитие дисфункциональных моделей отношений в постразводных семьях:

•  обесценивание ребёнком образа родителя, ушедшего из семьи;

•  усиление симбиотической связи оставшегося родителя и ребёнка в неполной семье;

• усиление чувства вины ребёнка перед родителем, оставшимся с ним снижение самооценки, а также развитие ролевых инверсий и размытости границ детско-родительской подсистемы;

• создание межпоколенных коалиций между прародителями и внуками;

• конкурентные отношения между прародителями и родителями и снижение статуса и авторитета разведённых родителей (нарушения по параметру иерархии) и др.

  

Повторный брак

Семья, образующаяся в повторном браке, имеет сложную картину развития, чем семья впервые находящаяся в браке. Повторный брак также имеет последовательность стадий жизненного цикла семьи, а, с другой стороны, на него накладывается опыт отношений из первого брака. Данные браки можно условно соотнести на те, где супруги не имеют детей из предыдущего брака и те, где имеют (об этих семьях говорят как воссозданных, смешенных). В семьях с детьми особо остро встаёт проблема вхождения в новые роли отца-отчима, матери-мачехи и т.д. Поэтому, как отмечает О. Карабанова, задачей повторного брака, становится создание условий объединения трех и более семей для образования новой семейной системы. Данные условия представляются следующим образом: 1) определение новых границ семейной системы, состава семьи, правил и норм взаимодействия; 2) создание новой ролевой структуры семьи с учетом прежнего опыта главенства, распределения ролей и осуществления функций контроля; 3) формирование нового семейного самосознания, семейной культуры и семейной истории [6].

В современной науке представлено много типологий повторных браков. Например, С. Кратохвил представил типологию, трёх видов семей в повторном браке каждая, из которых имеет свои особенности:

1) брак, где один из супругов ранее состоял в браке, а второй не состоял;

2) брак разведенных супругов, прежде состоявших в браке;

3) брак, в котором участвуют вдовцы или вдовы [9].

Основаниями для классификации повторных браков могут следующие причины, связанные с жизненной историей в предыдущем браке, возрастом, наличием или отсутствием детей и др.:

1.Характер прекращения предыдущих брачных отношений:

• Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод.

• Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного партнера.

2.Наличие или отсутствие опыта брачных отношений:

• Брак, в котором один из партнеров имел опыт супружеских отношений.

• Брак, в котором оба партнера имели опыт супружеских отношений.

3.Число детей, рожденных в предыдущих браках:

• Брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущих браков.

• Брак, в котором один из партнеров имеет детей от предыдущих браков.

• Брак, в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков.

4.Разница в возрасте между партнерами:

• Брак, в котором партнеры являются ровесниками или один из них незначительно старше другого.

• Брак, в котором один партнер намного старше другого (разница в возрасте превышает 10 лет).

Члены новой семьи при переживании кризиса повторного брака могут столкнуться со следующими трудностями:

ролевая неопределенность;

отсутствие общих традиций или норм;

проблемы в определении границ новой семьи;

сложности установления близких отношений с членами расширенных семей; если в семью попадают дети от предыдущих браков — трудности в детско-родительских взаимоотношениях;

отягощение повторного брака проблемами, не разрешенными в предыдущем браке и др. [14].

Длительность семейного кризиса повторного брака и связанных с ним переживаний носят индивидуальный для каждой семьи характер. Ролевая неопределенность в семье, возникшей в результате повторного брака, может приводить к разнообразным, специфическим для данного кризиса, эмоциональным проблемам. Нередко распространенными семейными мифами о повторном браке являются следующие формулировки: «Если партнер любит меня, то будет любить и моих детей…, мачеха (отчим) никогда не будет любить моего ребенка, потому что он ей (ему) не родной…и др.».

Эффективные отношения в семье повторного брака должно быть всегда с проницаемыми границами подсистем. Важным является открытое взаимодействие между детьми и родителями, которые живут отдельно. Следует укреплять авторитет отчима или мачехи для того, чтобы исключить угрозу возникновения такого структурного нарушения, как перевернутая иерархия. Преимуществом повторного брака является то, что партнеры уже лишены части иллюзий по поводу супружеской жизни и подходят к ней более рационально, поэтому прикладывают больше усилий для сохранения нового брака. При возникновении семейных дисгармоний супруги с большей ответственностью подходят к изменению отношений и испытывают меньше страхов в случае необходимости разрыва неудачных отношений. Часто, неоднократное заключение людьми повторных браков детерминировано  действием их повторяющихся семейных сценариев (выбор партнера бессознательно осуществляется по тем же основаниям, что и предыдущий).

 

Усыновления приемных детей

Усыновление является одним из значимых социальных институтов, связанным с резким ростом числа детей сирот при живых родителях. Развёртывание детско-родительских отношений в новой семье определяется базовой мотивацией родителей, которые принимают решение об усыновлении. Мотивы могут быть следующие:

мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Причины усыновления могут быть связаны с бесплодием супругов, которое воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Чаще всего инициатором усыновления выступает супруга. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх наследственности, предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка;

•мотив смысла жизни — приемный ребенок придает осмысленность, позволяет определить жизненные цели и задачи родителям;

• мотив преодоления одиночества — ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;

•альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Приемный родитель акцентирует внимание благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Может возникнуть опасность такого вида мотивации в стремлении родителя построить асимметричные отношения, в которых ребенку осваивает роль потребителя (брать, ничего не отдавая взамен);

•мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Существует риск идеализации прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного умершего ребёнка и усыновленного ребенка.

•мотив стабилизации супружеских отношений. Ребёнок выступает как средство налаживания  супружеских отношений. Такое решение не всегда является успешным, так как воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития может явиться поводом для конфликтов и большего охлаждения супругов.

прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения. Носит односторонний меркантильный потребительский интерес со стороны такого псевдо родителя.

При проведении консультирования кризиса усыновления необходимо большое внимание уделять психологической адаптации как двустороннему процессу, в котором и родители и ребенок решают задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Идёт включение ребёнка в семейную систему, освоение роли, семейных правил, налаживание эффективных форм отношений. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), формирование адекватного образа ребенка в сознании.

О. Карабанова предлагает следующий перечень основных направлений оказания психологической помощи усыновленным детям:

• создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи);

•установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и сопереживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности;

•коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приёмных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов;

• помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления;

•расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности;

•помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя» [6].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...