Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен «ненормативного кризиса»




Кризис, от греч. krineo - означает «разделение дорог», отсюда «кризис» - это острая ситуация для принятия какого-то решения, поворотный пункт и т.д.  Кризис характеризуется проявлением дисбаланса в жизни и деятельности людей, который обозначен, с одной стороны, невозможностью дальнейшего существования в прежнем статусе, как на объективном, так и на субъективном уровне, а, с другой стороны, неэффективностью применения известных стратегий решения проблем ввиду отсутствия опыта жизнедеятельности в подобной ситуации. На психологическом уровне кризис проявляется в виде  нарушения эмоционального баланса (сильных переживаний), наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. На уровне поведения кризисное состояние может проявляться по-разному, это связано с временной ситуационно или внутренне обусловленной дезинтеграцией. Человек может потерять ориентир в жизненной ситуации аналогично «ступору» или наоборот как реакция защиты, заняться компульсивной деятельностью подобно «белке в колесе». Выход из кризиса требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью в нестандартной для неё ситуации. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией и является, в своём роде, «хирургическим вмешательством» в структуру личности.       

Понятие кризиса сопряжено с такими переменными как: преодоление и не преодоление. Если кризисная ситуация успешно преодолена (отдельной личностью, социальной группой, например: семьёй и др.), то определенная дезорганизация и хаос оказываются средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и рост - с другой. Проблема смысла жизни в своем предельном варианте завладевает человеком в кризисной ситуации и становится особенно насущной. Невозможность находиться в привычной для индивида обстановке отношений и идентификаций (по накатанной схеме: дом, работа, коллеги и др.), которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности, обозначена безотлагательной перестройкой системы ценностей и смыслов существования в целом.   

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные [14]. Можно обозначить причинные факторы, влияющие на динамику семьи по типу ненормативных факторов как внешние и внутренние. К первым относятся внешние затруднения (отсутствие жилья, работы и др.), а также неожиданные события, выступающие как стресс (террористический акт, катастрофа на транспорте, природное стихийное бедствие и др.). Ко вторым - внутренним, можно отнести: комплексная неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, которое связано с поведением, здоровьем и др. одного из членов семьи. Что, приводит к неспособности семейной системы сохранять существовавшее ранее равновесное состояние в целом. Внешние причинные факторы ненормативного кризиса является сферой деятельности социальных работников, специалистов сферы социального попечительства и др. Внутренние факторы, чаще всего, имеют связь с личностными проблемами отдельно взятых членов семьи и представляют собой область практической деятельности и исследований психологов. На передний план выносятся субъективные переживания, отсутствие опыта адаптации в неизвестной ситуации, страхи и др.

В современной науке отмечено, что в каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

1.Кризисное событие.

2.Восприятие и понимание членами семьи происходящего.

3.Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.

4.Изменения в семейной системе.

5.Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса [там же].

При организации консультационной психологической помощи необходимо учитывать базовые закономерности влияния кризисных жизненных переживаний на личность. Ряд психологических теорий экзистенциальной, гуманистической направленности обозначают, что полноценно функционирующая личность или социальная группа формируется путем прохождения некоторых стадий в своем развитии. И каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом [7]. Форма, длительность и острота кризиса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и группы (системы отношений в ней). Для проведения теоретический анализ развёртывания компонентов ненормативного кризиса семьи, необходимо обозначить универсальные закономерности прохождения кризисного развития для личности и любой системы в целом, независимо от базовых причин его возникновения.

Эмоциональные переживания в любом кризисе можно разделить на несколько этапов, отличающихся по смыслу и силе. Они обозначаются следующим образом: обыденная жизнь; зов; смерть-возрождение; урок; завершение и возвращение.

Обыденная жизнь – это привычный способ существования в соответствии с условностями общества, где руководство к действиям основывается привычными схемами поведения. Большое значение уделяется сохранению стабильности и комфорта на уровне личности и социальных отношений.

Зов – начало изменений устоявшихся представлений о себе и социальных отношениях. Причиной может быть шокирующее столкновение с: болезнью, угрозой жизни, потерей близкого человека и др. Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тоски, чувства одиночества и отчужденности, абсурдности человеческого существования, мучительного вопроса о смысле жизни.

Смерть-Возрождение - пик кризиса, кульминация. Опыт прохождения заключается в тотальном уничтожении установленных долгими годами схем, паттернов в сознании человека. Отсюда, «смерть» прежней структуры, содержания Эго, его оценок, отношений. Смерть прежней структуры может являться следствием интенсивного переживания, эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, морального крушения. Смерть и возрождение наступают только в шоковой интенсивности опыта или вследствие кумулятивного эффекта сильных переживаний. При позитивной дезинтеграции смерть Эго воспринимается не как исчезновение с его метафизическим страхом небытия, а качественное преобразование, уход от привычного восприятия мира, чувства общей неадекватности, необходимости сверх контроля и доминирования. Данная форма раскрывается через переоценку всех ценностей, изменение целей жизни.

Урок – это получение существенного конструктивного опыта. За смертью и возрождением важен поиск новых целей, стратегий жизни, новых ценностей. Их нахождение часто становится прорывом, который круто меняет восприятие мира. Это могут быть новые социальные проекты, прозрения, касающиеся экзистенциальных смыслов существования, понимание своего места в обществе и своей миссии. На уровне восприятия себя - просветление, освобождение, чувство необычной легкости, ясности и простоты жизни. В период осознания и прояснения перспектив в новом качестве люди особенно чувствительны. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым.

Завершение и возвращение – это знание и опыт кризиса в этой фазе у человека появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые способы адаптации, которые помогают в будущем эффективнее справляться с такой же или подобной ситуацией. Чаще всего, аналогичная стрессовая ситуация в дальнейшем не включает кризисную схему для её решения.

Как отмечено в исследованиях экзистенциальной психологии, главным уроком кризиса является состояние равного отношения ко всему - глубинное понимания феноменологического смысла жизни. Образно говоря, человек переживший кризис ни за что «не хватается» и ничего не считает своим, у него ничего нет, и в то же время есть всё. Он начинает чувствовать, что это ВСЁ: все состояния, все идеи, все реакции – есть он сам. Он встал над полем человеческих переживаний и уже из этой точки имеет возможность входить в любую форму, в любое переживание, в любое состояние, в любое отношение, в любой контакт с реальностью.

Вершиной (кульминацией) любого кризиса являются – переживания (которые расцениваются как вершинные, «пиковые») они определяются как «эмоциональный прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино. По модальности и образному содержанию (позитивные – негативные) – это очень сильные эмоции как, может быть, радости, так и величайшей скорби и др. Пиковые переживания является как толчком для вхождения в кризис, так и выходом из него. При выходе из кризиса через пиковые переживания идёт опыт получения самоидентичности – принятия себя со всеми недостатками и качествами. Эмоции пиковых переживаний бывают двух видов:

1. Проявление высокого напряжения и возбуждения, которое выражается в виде неудержимого желания совершать какие-либо экстравагантные, поступки, например: прыгать, кричать, и.т.д.;

2. Проявление полной расслабленности, умиротворенности, спокойствия, чувство полёта, растворения вне времени и пространства и др. [12].

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...