Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы поведения людей при конфликте, типы конфликтных личностей. Типичные ошибки конфликтующего человека.




Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие — жестко отстаивают свою точку зрения. Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфлик­там, затрагивающим их. Так, "мыслители" более всего чувствитель­ны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. "Практику" важнее единство практических исходов, це­лей совместной деятельности. "Собеседники" остро реагируют на оценку эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше.

Некоторые специалисты считают, что в каждом достаточно боль­шом учреждении есть свой "склочник" и "антисклочник". Склоч­ник — это универсально конфликтный тип личности, для которого состояние конфронтации так же естественно, как для "антисклоч­ника" — сотрудничество. И если склочник раздувает конфликт, то "антисклочник" любыми путями пытается потушить его.

В психологии выделяют следующие типы конфликтных личностей:

1)Демонстративный тип -хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.

2)Ригидный тип- подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив.

3) Неуправляемый тип -импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого типа плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.

4) Сверхточный тип -скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

5)Бесконфликтный тип -неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли.

Типичные ошибки конфликтующего человека:

1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.
2. Неспособен изменить тактику, переключиться на другое.
3. Не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс.
4. Мыслит стереотипно, стремиться втиснуть решение в рамки существующих,норм,правил.
5. Отвлекает от основной цели на другие, побочные, уходит в сторону от главной проблемы.
6. Видит только один путь решения, а не их многовариантность.
7. Работает только в предметной области, не может рефлективно анализировать и двигаться к взаимодействию.
8. Создает препятствия для генерирования идей, излишне критикует, нагнетает страх и т.д.
9. Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы.
10. Боится риска.










Конструктивные и деструктивные конфликты. Психологическая сущность конструктивного и признаки деструктивного конфликта.

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

   Деструктивные конфликты сначала разрушают систему отношений между людьми, а затем вносят дезорганизацию в ход объективных процессов. Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей.

Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

Психологическая сущность конструктивного и признаки деструктивного конфликта:

Поскольку конфлик­ты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию, а именно:

1) конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

2) в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия;

3) конфликт - это определенное отрицание "отживших" отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

4) в конфликте "изживается" внутренняя напряженность, "выплескиваются" агрессивные чувства, "разряжаются" неврозы;

5) конфликт - способ самоутверждения личности, особенно у подростка, у которого конфликт ­- необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

6) внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности;

7) межгрупповые конфликты могут способствовать росту сплоченности, солидарности группы;

Необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

С другой стороны выделяются признаки деструктивного конфликта:

1) расширение конфликта;

2) эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается);

3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;

Рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

Конфликт поколений: причины, последствия и пути преодоления

Причины конфликтов поколений:

Научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства

Пренебрежение к прошлому. Молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» свою собственную историю без оглядки па прошлое.

Тип воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости жизни, лишенной всяких ограничений. Свой умственный и нравственный уровень они считают более чем достаточным, не ощущают обязанностей, не знают трудностей










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 475.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...