Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выполнение заданий в рабочей тетради




— Найдите одно неверное утверждение, выполняя задание 1 на с. 22 и работая в парах. (3.)

Самостоятельно выполните задание 2. Назовите три сло­ва, которые вписали в клеточки. (Калита, Константин, Кремль.)

Знаете ли вы название монастыря на иллюстрации в зада­нии 3 на с. 23? (Троицкий монастырь, Троице-Сергиев.)

Мозговой штурм

1. Какие земли оказались более безопасным для жизни? (Се­веро-восточные земли, наиболее удаленные от Орды.)

2. Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Яро­славль и др.)

3. Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости.)

4. Какие ремесла возродились в этих городах? (Трудились куз­нецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменоте­сы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

5. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Тро­ицкий.)

6. Кто его основал? (Сергий.)

7. Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович.)

8. Почему его прозвали Калитой?

9. Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла.)

10. Как это удавалось Ивану Калите? (Он сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей Русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.)

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха.)

12. Какое княжество было самым сильным на Руси в те време­на? (Московское.)

13. Чем прославился в истории Иван Калита? (Он начал объеди­нение вокруг Москвы русских земель.)

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 69 учеб­ника.)

VIII. Рефлексия

— Какой вывод вы для себя сделали?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок?

(Оценивание своих знаний с помощью картинок-символов: все понял, смогу объяснить другому; понял, но другому объяснить не смогу; остались вопросы.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 65—69 учебника.

2. Подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля.

Дополнительный материал

Кремль

В 1365 г. в один из засушливых дней в Москве начался пожар. Город сгорел весь, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (впоследствии Дмитрий Дон­ской). Он возвел новые стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2—3 м. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль выдер­жал его осаду.

Более ста лет служили надежной защитой Москве и Руси белокамен­ные стены и башни Кремля. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и не однажды разрушались от пожаров. К середине XV в. стены сильно обветшали, в некоторых местах были заделаны брев­нами и уже не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже XV—XVI вв., и был возведен тот Кремль, который мы знаем и любим.

______________________________

Тема: Куликовская битва

Цель:сформировать представления о подвигах защитников Руси.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование:электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, тест, слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Блицопрос

• Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

• Как возникали монастыри?

• Как назывался монастырь около города Радонежа?

• Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?

Карточка 2

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

Тест

1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?

 а) Невский           б) Долгорукий      в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев                 б) Москва             в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка

б) кошель с деньгами

в) головной убор

4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменялись

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была

Сообщения учащихся

(Прослушивание сообщений о Москве и Кремле.)

III. Самоопределение к деятельности

— Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.

ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о битве.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Рассказ учителя

(Рассказ сопровождается показом слайдов.)

На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчи­кам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Мо­сковское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневан­ный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и об­ратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Ива­нович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монгола­ми все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со сво­ими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дру­жинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких же­лезных колец. Кроме кольчуг, употреблялись еще кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных уда­ров к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сза­ди прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий вооружался по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле, налуче. Колчан и налуч де­лали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князя благословил Сергий Радонежский — основа­тель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пе­ресвета и Ослябю.

Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - на­встречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Ку­ликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпухов­ского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина на­смерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы сыпались дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стре­мительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отсту­павшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была пол­ной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на осво­бождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжа­лись. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столк­новения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликов­ская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончатель­ное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику

С. 70-72

Прочитайте текст. Какими качествами должны были обла­дать воины в ту пору? {Воины должны были быть смелыми, отважными, любить свою Родину.)

— Когда состоялась битва на поле Куликовом?

Работа с картой

— Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск. {Русские войска вышли из Мо­сковского княжества и направились на Куликово поле. Вой­ска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...