Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси




Цель:формировать представление о возникновении славян­ской азбуки, появлении письменности на Руси.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять из­вестное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотруд­ничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске деформированные предложения, карточки для индивидуальной работы, тексты для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Расскажите, что такое кремль.

Карточка 2

В чем важность открытия берестяных грамот?

Карточка 3

Какие сооружения украшали древний Киев?

Фронтальный опрос

— От каких слов произошло слово «город»? (Городить, огора­живать.)

Что из себя представляли первые города? (Поселки-крепости.)

— С какой целью города были огорожены стенами? (Такие огороженные поселки надежное убежище при нападении врагов.)

Как назывался центр русского города? (Кремль.)

Что располагалось внутри кремля? (Княжеский дворец, дома знати, главная городская церковь.)

— Как назывался стольный град великих князей? (Киев.)

При каком князе в Киеве появились замечательные архи­тектурные постройки? (При Ярославе Мудром.)

Назовите эти сооружения. (Золотые ворота, Софийский со­бор, храмы, каменные дворцы, деревянные терема с затейли­вой резьбой.)

— На берегах какой реки расположился город Новгород? (Волхов.)

А у какого озера он стоит? (Ильмень-озера.)

— Каково было местоположение этого города? (На оживлен­ном торговом пути.)

Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.)

Что нашли археологи? (Мостовые, берестяные грамоты.)

Как назывались заостренные палочки для письма на бере­сте? (Писала.)

Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 1, 2 на с. 17 рабочей тетради. Какое название иллюстрации при­думали?

III. Самоопределение к деятельности

Итак, мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. И сегодня мы на уроке по­дробно поговорим о письменности на Руси.

— Цели этого урока вы определите, восстановив предложения. (Кто на Руси создал славянскую письменность? На чем и чем писали на Руси?)

письменность Кто Руси славянскую на создал? на чем Руси На писали и чем?

Наша с вами задача - найти ответы на поставленные вопросы.

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

— Кто создал на Руси славянскую письменность? Ответ вы найдете, прочитав текст.

(Ученики работают с текстом.)

Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Ки­рилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на ос­нове греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла кириллицей.

— Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слы­шим, а буквы пишем и видим.)

— Кто и с какой просьбой обратился к византийскому импе­ратору?

— Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал пер­вую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.)

(См. дополнительный материал к уроку.)

Работа по учебнику

— Прочитайте два абзаца на с. 56 учебника. Сформулируйте свои вопросы по прочитанному тексту.

(Ученики работают самостоятельно. Задают вопросы в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

— Что такое летопись? (Летопись — описание событий по годам.) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении

года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето ... не бысть ничего», «В лето ... бысть тишина». В конце XI в. — на­чале XII в. в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, ко­торый создал первую русскую летопись «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».

— Как вы думаете, о чем хотел сказать Нестор? (Перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство»)

Работа в парах

— Сейчас найдем ответ на второй вопрос: «На чем и чем пи­сали на Руси?» Для этого самостоятельно прочитайте ста­тью на с. 56—57 учебника и найдете ответы на следующие вопросы.

Вопросы

Кто трудился над созданием книг в Древней Руси? (Пере­писчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.)

Какие чернила использовали для письма? (Черные или ко­ричневые.)

• Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.)

• Какого цвета краска охра? (Желтого.)

• Какими были книги в Древней Руси?

• На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергамене.)

• Что такое пергамен? (Материал из телячьей кожи.)

• Чем писали в Древней Руси9 (Перьями и писалами.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте отрывок из древнего повествования, выполняя задание 1 на с. 19. Найдите слова, которыми историки на­зывают эту летопись. («Повесть временных лет».)

Кто написал эту повесть? (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.)

— Назовите фамилию изобретателя книгопечатания. (Гутен­берг.)

Как называется запись из года в год? (Летопись.)

— Подберите синоним к слову «букварь». (Азбука.)

Как называют краску желтого цвета? (Охра.)

— Как называется буква в типографском наборе? (Литера.)

Как называется знак древнеегипетского письма? (Иеро­глиф.)

Назовите столицу Византии. (Царьград.)

Если буквы расположить по порядку, что получится? (Ал­фавит.)

— Запишите все ответы, выполняя задание 2 на с. 19. Какое слово получилось из первых букв этих слов? (Глаголица.)

Викторина

1. Что такое летопись? (Записи о важнейших событиях.)

2. Где и кем велись эти записи? (При княжеских дворцах, в мо­настырях монахами.)

3. Назовите самую известную летопись Древней Руси. («По­весть временных лет».)

4. Кто написал ее? (Монах Киево-Печерского монастыря Не­стор.)

5. О чем рассказывал он? (О восточнославянских племенах, на­шествиях кочевников, первых русских князьях.)

6. Как называют эту летопись историки? (Повестью о начале Руси.)

7. Как дошли до нас древние рукописи? (В виде отдельных ли­стов или книг.)

8. Кто трудился над созданием рукописной книги? (Несколь­ко мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.)

9. Что использовали в качестве материала для письма до XIVв.? (Пергамен.)

10. Что такое пергамен? (Писчий материал из телячьей кожи.)

11. Почему его очень ценили? (Потому что он дорого стоил. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте.)

12. Чем писали? (Коричневыми или черными чернилами.)

13. Что использовали для украшения рукописей? (Краски: ки­новарь оранжево-красного цвета и охру желтого цвета.)

14. Какие орудия для письма использовали? (Очищенные пти­чьи перья, чаще гусиные.)

15. Как украшали книги? (Орнаментом, изящными миниатюра­ми, начальная буква превращалась в настоящее произведение искусства.)

16. Что служило обложкой книги? (Переплет делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были отделаны золотом и драгоценными камнями.)

17. С какой целью приделывали застежки - ремешки с петля­ми? (Чтобы листы книг не скручивались.)

18. Всем ли были доступны эти книги? (Нет, они были очень дороги.)

(Обсуждение вопросов рубрики «Обсудим!» на с. 57-58 учеб­ника. Учащиеся высказывают свои мнения.)

3. Работа сCD

(Просмотр презентации.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...