Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси
Цель:формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать единство с окружающим миром. Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске деформированные предложения, карточки для индивидуальной работы, тексты для работы в группах. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Индивидуальное задание на карточке Карточка 1 Расскажите, что такое кремль. Карточка 2 В чем важность открытия берестяных грамот? Карточка 3 Какие сооружения украшали древний Киев? Фронтальный опрос — От каких слов произошло слово «город»? (Городить, огораживать.) — Что из себя представляли первые города? (Поселки-крепости.) — С какой целью города были огорожены стенами? (Такие огороженные поселки — надежное убежище при нападении врагов.) — Как назывался центр русского города? (Кремль.) — Что располагалось внутри кремля? (Княжеский дворец, дома знати, главная городская церковь.) — Как назывался стольный град великих князей? (Киев.) — При каком князе в Киеве появились замечательные архитектурные постройки? (При Ярославе Мудром.) — Назовите эти сооружения. (Золотые ворота, Софийский собор, храмы, каменные дворцы, деревянные терема с затейливой резьбой.) — На берегах какой реки расположился город Новгород? (Волхов.) — А у какого озера он стоит? (Ильмень-озера.) — Каково было местоположение этого города? (На оживленном торговом пути.) — Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.) — Что нашли археологи? (Мостовые, берестяные грамоты.) — Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писала.) Работа в парах — Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 1, 2 на с. 17 рабочей тетради. Какое название иллюстрации придумали? III. Самоопределение к деятельности Итак, мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. И сегодня мы на уроке подробно поговорим о письменности на Руси. — Цели этого урока вы определите, восстановив предложения. (Кто на Руси создал славянскую письменность? На чем и чем писали на Руси?) письменность Кто Руси славянскую на создал? на чем Руси На писали и чем? Наша с вами задача - найти ответы на поставленные вопросы. IV. Открытие нового знания Работа в группах — Кто создал на Руси славянскую письменность? Ответ вы найдете, прочитав текст. (Ученики работают с текстом.) Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка». Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла кириллицей. — Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.) — Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору? — Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.) — Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.) (См. дополнительный материал к уроку.) Работа по учебнику — Прочитайте два абзаца на с. 56 учебника. Сформулируйте свои вопросы по прочитанному тексту. (Ученики работают самостоятельно. Задают вопросы в виде игры «Ты — мне, я — тебе».) — Что такое летопись? (Летопись — описание событий по годам.) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето ... не бысть ничего», «В лето ... бысть тишина». В конце XI в. — начале XII в. в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». — Как вы думаете, о чем хотел сказать Нестор? (Перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство») Работа в парах — Сейчас найдем ответ на второй вопрос: «На чем и чем писали на Руси?» Для этого самостоятельно прочитайте статью на с. 56—57 учебника и найдете ответы на следующие вопросы. Вопросы • Кто трудился над созданием книг в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.) • Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые.) • Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.) • Какого цвета краска охра? (Желтого.) • Какими были книги в Древней Руси? • На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергамене.) • Что такое пергамен? (Материал из телячьей кожи.) • Чем писали в Древней Руси9 (Перьями и писалами.) V. Физкультминутка VI. Работа по новой теме Выполнение заданий в рабочей тетради — Прочитайте отрывок из древнего повествования, выполняя задание 1 на с. 19. Найдите слова, которыми историки называют эту летопись. («Повесть временных лет».) — Кто написал эту повесть? (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.) — Назовите фамилию изобретателя книгопечатания. (Гутенберг.) — Как называется запись из года в год? (Летопись.) — Подберите синоним к слову «букварь». (Азбука.) — Как называют краску желтого цвета? (Охра.) — Как называется буква в типографском наборе? (Литера.) — Как называется знак древнеегипетского письма? (Иероглиф.) — Назовите столицу Византии. (Царьград.) — Если буквы расположить по порядку, что получится? (Алфавит.) — Запишите все ответы, выполняя задание 2 на с. 19. Какое слово получилось из первых букв этих слов? (Глаголица.) Викторина 1. Что такое летопись? (Записи о важнейших событиях.) 2. Где и кем велись эти записи? (При княжеских дворцах, в монастырях монахами.) 3. Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».) 4. Кто написал ее? (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.) 5. О чем рассказывал он? (О восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.) 6. Как называют эту летопись историки? (Повестью о начале Руси.) 7. Как дошли до нас древние рукописи? (В виде отдельных листов или книг.) 8. Кто трудился над созданием рукописной книги? (Несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.) 9. Что использовали в качестве материала для письма до XIVв.? (Пергамен.) 10. Что такое пергамен? (Писчий материал из телячьей кожи.) 11. Почему его очень ценили? (Потому что он дорого стоил. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте.) 12. Чем писали? (Коричневыми или черными чернилами.) 13. Что использовали для украшения рукописей? (Краски: киноварь оранжево-красного цвета и охру желтого цвета.) 14. Какие орудия для письма использовали? (Очищенные птичьи перья, чаще гусиные.) 15. Как украшали книги? (Орнаментом, изящными миниатюрами, начальная буква превращалась в настоящее произведение искусства.) 16. Что служило обложкой книги? (Переплет делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были отделаны золотом и драгоценными камнями.) 17. С какой целью приделывали застежки - ремешки с петлями? (Чтобы листы книг не скручивались.) 18. Всем ли были доступны эти книги? (Нет, они были очень дороги.) (Обсуждение вопросов рубрики «Обсудим!» на с. 57-58 учебника. Учащиеся высказывают свои мнения.) 3. Работа сCD (Просмотр презентации.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |