Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Самоопределение к деятельности




- Наш урок я хочу начать со стихотворения Николая Михай­ловича Языкова.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы.

Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

 Там соловей поет звучнее...

- Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (Восточные славяне.)

— О каком временном периоде в жизни восточных славян мы говорили на прошлом уроке?

Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке. (Предположе­ния детей.)

— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Во времена Древней Руси».)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Рассказ учителя

Правление у славян. Государей у славян не было, а в каждой се­мье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие и как зародилось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к со­седнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рожде­ства Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Работа с картой

— Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию Древней Руси в конце ГХ в., в середине XI в. Сравните. (Тер­ритория Древней Руси к середине XIв. увеличилась.)

А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли.)

Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путе­шествуя по ней?

Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Черни­гов, Ростов, и к концу ГХ в. на карте Восточной Европы появилось государство — Киевская Русь. К середине XI в. Русь занимала про­странство от Балтийского моря до Черного.

3. Работа по учебнику С. 40-42

(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)

— О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст вос­становил ваши знания?

— Какая информация явилась для вас новой?

— О чем бы вы хотели узнать больше? (Ответы детей.) Олег продолжал объединение славянских земель. С самого

возникновения Русь ставила перед собой задачи — овладение усть­ями Днепра и Дуная. В 907 г. начался поход на Византию. В нача­ле лета огромная рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой ата­кой, россы высадились на берег, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Был заключен мир­ный договор. Объединив славянские земли, отстояв их в борьбе с чужеземцами, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.

Обобщение

• Главой Руси был... (великий князь).

• Его советники... (бояре — крупные землевладельцы, принад­лежащие к высшему слою господствующего класса).

• Его опора и поддержка... (дружина).

Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружи­на»? (Войско, армия.)

• Русский князь, который особенно прославился своими во­енными подвигами,... (Олег).

Литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге,... (отрывок из «Летописи временных лет»).

V. Работа по теме урока

Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко

Летописи рассказали и о другом славном русском князе — Владимире. Давно он княжил на Руси — тысяча лет прошла с тех пор, а люди все еще помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Крас­ным Солнышком.                                      

Как вы думаете, за что могли дать такое прозвание? (Ответы детей.)

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказy князя Вла­димира на южной границе были построены крепости, а от крепо­стей до самого Киева — сигнальные башни.

(См. дополнительный материал к уроку.)

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добры ни Никитич и Алеша Попович.

Работа по репродукциям картин

— Кого на Руси называли богатырем? (Человека очень большой силы, стойкости, отваги.)

Что общего у всех богатырей? (Они герои русских былин, со­вершающие воинские подвиги.)

Русских богатырей воспевают в былинах, художники посвящают им свои работы.

(Учитель показывает репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова.)

На картине изображены три богатыри — воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Ни­китич, сметливый Алеша Попович. В центре на черном коне си­дит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Попо­вича стрела всегда наготове.

За спинами богатырей — Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо — это величавый образ Руси. Герои полны решимо­сти не пропустить врага. Когда смотришь на богатырей, охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.

(Показ репродукции картины М.А. Врубеля «Богатырь».)

Могучий ясноглазый всадник на огромном коне. Как удиви­тельно реальное переплетается здесь с фантастическим! Богатырь вполне конкретен, но необычен размерами и воспринимается как воплощение исполинской силы природы. Стало быть, и пейзаж является не просто фоном, а тем загадочным миром, вне кото­рого он не может существовать. Эта загадочность определяется у Врубеля переходом от дня к ночи. Догорает заря, лес медленно погружается в свою пугающе таинственную жизнь. Синеватые сумерки окутывают елочки с сидящими на них ястребами, приглу­шают краски, переливы которых усиливают ощущение неясной тревоги и ожидания чего-то необычного.

Рассказ учителя

Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом глав­ная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию — христианство.

— Как вы понимаете слово «крещение»? (Ответы детей.) (Слова на доске: крещение, христианство.)

По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы.

Период правления князя Владимира можно разделить на два этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов — деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога и заручиться его поддержкой, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на закла­ние приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон) в 988 г., а вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

4. Работа по учебнику С. 43-44

(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)

— О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст вос­становил ваши знания?

— Какая информация явилась для вас новой?

— О чем информации мало?

5. Блицопрос

• Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? {Князя Владимира.)

• За что его так прозвали? (Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в ог­ромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Князь Владимир заботился о русском государстве и о русском народе.)

• Назовите былинных русских богатырей. (Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

• Почему народ сложил о них сказки  и былины? (Они слу­жили на богатырских заставах и надежно защищали рубежи родной Руси.)

• Какой еще след в истории оставил князь Владимир? (Князь Владимир вошел в историю как креститель Руcu.)

• С какой целью князь Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и, если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами.)

VI. Физкультминутка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...