Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация Объединенных Наций




В мае 1945 г. была разгромлена фашистская Германия - государство, , развязавшее Вторую мировую войну. Это была самая кровопролитная война в истории человечества. Она нанесла такой ущерб, что люди мно­гих стран, в первую очередь тех, которые воевали с фашистами, поняли старую истину: «Худой мир лучше доброй ссоры». Ведь любая «ссора» между двумя государствами может привести к страшным бедствиям.

Вторая мировая война еще продолжалась, а люди воюющих стран уже думали о том, как строить мирную жизнь, как предотвратить новые войны, как сохранить мирные отношения между государствами.

26 июня 1945 г. в Нью-Йорке (США) была создана новая между­народная организация - Организация Объединенных Наций (ООН).В уставе ООН сказано, что создана она в первую очередь для поддер­жания международного мира и безопасности. Если народ какой-либо с граны попадет в беду, если в стране голод, стихийное бедствие или эпи­демия (болезни) — на помощь тоже придет Организация Объединенных Наций: она доставит продукты, медикаменты, одежду нуждающимся, отряды врачей и спасателей. ООН занимается также вопросами развития хозяйства, культуры, образования.

Центр ООН, ее штаб-квартира, находится в Нью-Йорке. Число государств, входящих в эту организацию, постоянно растет. Сейчас их более 180.

_____________________________

Тема:  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

Цели:проверить знания и умения по данному разделу; фор­мировать адекватную оценку своих достижений, представление о жизни древних славян.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — формулировать собственные мысли; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхи­щать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, части разрезанных рубашек из бумаги для игры, энциклопедии, допол­нительный материал по данной теме, физическая карта Евразии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Вопросы для повторения (по выбору учителя)

1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?     

а) Новейшее время

б) эпоха Древнего мира

в) первобытная история

2. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?

а) Средние века

б) Новейшее время

в) эпоха Древнего мира

3. В глубине пещер первобытный человек изображал:

а) животных

б) людей

в)растительность

4. Первые орудия труда первобытного человека были из:

а) камня               б) металла            в) дерева

5. Следы существования первобытных людей археологи на­ходят:

а) в Восточной Африке

б) в Северной Америке

в) в Центральной Европе

6. На берегах какой реки возникло Египетское государство?

а) Нил                  б) Дон                  в) Нева

7. Буддизм возник: а) в Европе

б)в Индии

в) на Ближнем Востоке

8. В Средневековье воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом — это:

а)рыцарь              б) ковбой             в)оруженосец

9. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь           б) Агора               в) Академия

10. Здания для молитв у мусульман:

а) соборы             б) храмы               в) мечети

11. Здания для молитв у христиан:

а) мечети

б) церкви, соборы

в) молельни

12. Книгопечатание появилось:

а) в Средневековье

б) в Новое время

в) в Древнем Египте

13. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутенбергом, назывались:                                     

а) литеры             б) литавры            в) лавры

14. Кто первым побывал на Южном полюсе?

а) Роберт Пири

б) Фернан Магеллан

в) Руаль Амундсен

15. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»

а) Жюль Берн

б) Даниель Дефо

в) Рафаэль Санти

16. В XX в. изобрели:

а) паровоз              б) автомобиль        и) компьютер

17. Кто был первым космонавтом?

а) Алексей Леонов

б) Юрий Гагарин

в) Валентина Терешкова

18. В XX в. было изобретено самое разрушительное оружие в истории:

а) атомное

б) химическое

в) бактериологическое

Тест

(Учитель может использовать задания теста 9 «Новое время. Новейшее время» из пособия «Окружающий мир. Разноуровне­вые задания. 4 класс».)

Проверочная работа

(Ученики работают на с. 12 рабочей тетради, пользуясь учеб­ником (с. 206—210). По «Страничкам для самопроверки» оцени­вают свою работу. Можно провести взаимопроверку.)

Проверка сочинений

(Сочинения на тему «Что я могу сделать для своей эпохи?» учитель может поместить на доску, на выставку. Желающие могут зачитать свое сочинение вслух.)

III. Самоопределение к деятельности

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала! По Н. Кончаловской

О чем нам сегодня расскажет Русь? Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Жизнь древних славян».)

(Выслушать предположения детей.)

- Посмотрите на вопросы на доске: кто? какие? где? как? чем? Что бы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте свои вопросы, используя данные слова. (Ученики задают вопросы.)

— Кто такие наши предки?

- Какими они были?

— Где жили?                                                                 

— Как жили?

- Чем занимались?

— Какова цель урока? (Узнать о жизни древних славян и отве­тить на поставленные вопросы.)

- Ваши предложения по работе. (Работать по группам, чтобы успеть ответить на все вопросы.)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

- Сегодня мы будем исследователями. Кто это? (Те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает что-то.)

Я буду выступать в роли консультанта. У каждой группы свой объект для исследования: первая группа отвечает на вопрос «Кто такие наши предки?»; вторая расскажет о том, какими они были; третья — где они жили; четвертая группа исследует вопрос, как они жили; пятая узнает, чем они занимались.

(Дети изучают предложенный им материал: учебник, энцик­лопедии, дополнительный материал по данной теме, ресурсы сети Интернет.)

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

(Выступления групп. Учитель дополняет рассказы учащихся новыми сведениями, иллюстрациями, показом слайдов.)

Кто такие наши предки? Нашими предками были славяне. Великий русский ученый М.В. Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, т. е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «славящиеся».

Какими онибыли? Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Один из византийцев, живший в VI в., писал, что они очень высокого роста и огромной силы, цвет кожи у них не очень белый или золотистый, но и не совсем черный. Это неплохие и совсем незлобные люди. Им свойственны гостеприимство, радушие, проявляе­мое к иноземцам, и свободолюбие.

Где жили? Полторы тысячи лет тому назад, в V в. н. э., славяне мощ­ными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. В ходе этого движения славяне разделились на три вет­ви — восточную, западную и южную. Наши предки, восточные славяне, заселили в VI в. большую часть Восточно-Европейской равнины по бе­регам рек Днепр, Волга, Ока, Западная Двина.

Как гласит летопись, славяне «пришли и сели по Днепру и назва­лись полянами», потому что жили они на больших полянах - местах, где лес был не таким густым, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, потому что «дрягва» - это болото, болотистая  местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те  же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем словенами и построили город, назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся сла­вянский народ...

- Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и ска­жите, почему именно на этих территориях остановились славяне.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озерах, на болотах куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной.

Только предки наших предков появлялись тут весной.

То ль в ладьях они приплыли, то ль верхами, то ль пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели все кругом

И решили: места много, есть, что есть, и есть, что пить!

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Работа с картой

-  Рассмотрите карту на с. 35 учебника. Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян? (Славяне населяли ог­ромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.)

- Найдите эти моря и реки на физической карте Евразии. (Дети работают у карты.)

- Какие племенные объединения были у славян? (Жили сла­вяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)

- Какое из племен занимало наибольшее пространство? (Пле­мя восточных славян.)

Как жили наши предки? Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом и на своих местах. Во главе стоял родовой старей­шина. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности сражалось все мужское население — народ­ное ополчение.

Жилище древних славян(см. иллюстрацию в учебнике на с. 37). Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили часто­кол из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обте­сывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Выходов за этот частокол делали несколько, чтобы в слу­чае нападения можно было скрыться от врагов.

Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней тол­стый слой соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду.

Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помо­гало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2—3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, — это постели. Как ни просто устроено жилье, а в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Чем занимались? Славяне селились по берегам водоемов. Поэтому основным их занятием было рыболовство. Реки были кормилицами. В них водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными ры­боловами. Орудием ловли рыбы служил гарпун, а позже — сплетенные неводы — сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки — из ивовых прутьев.

Жизнь среди лесов определила еще одно занятие славян — охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких жи­вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя­ным наконечником. Использовали топоры с рукоятками и пращи (это кожаный ремень для метания камней). При помощи силков ловили сла­вяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Силки это специальные ловушки из прутьев или веревок.

Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и оде­жду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со­боля, служили основным средством обмена, т. е. выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».

Наши предки разводили свиней, коров, коз, лошадей, домашнюю птицу. Женщины и дети занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для этого наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

— А еще славяне занимались бортничеством. Что это такое? (Борть — это дуплистое дерево, в котором селился пчели­ный рой.)

Но самым главным становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой расчищали участок в лесу. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землей, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо, выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овес, рожь, бобы, го­рох. На огороде выращивали репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук.

Хлеб славяне называли «жито» — от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц.

— Какие пословицы о хлебе вы знаете?

• Хлеб — всему голова.

• Не пролил семи потов — вот хлеб и не готов.   

Ржаной хлебушка — калачу дедушка.

• Баловством хлеб не добудешь.

Во что верили славяне? Древние славяне были язычниками, т. е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, которые повелевали этими сти­хиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Для поклонения своим богам славяне не строили храмы. Они совершали обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов — идолы.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

Работа с иллюстрацией

— На иллюстрации на с. 36 учебника — выставка предметов быта славян. Обратите внимание на одежду. Как вы думае­те, из чего делали ткань? (Ответы детей.)

Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали и обрабатывали лен, ткали из полученных волокон полотно. Одежда называлась домотканой. Красили ткани отварами коры, корней, листьев растений. Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Считалось, что узорная вышивка оберегала от злых духов.

Игра «Собери рубашку»

Перед вами части разрезанных рубашек. Соберите из них     мужскую и женскую рубашку.

 (Девочки собирают женскую рубашку, а мальчики — муж­скую.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...