Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П. Актуализация опорных знаний




 1. Фронтальный опрос

- Почему древние славяня селились по берегам рек и морей?

- Где возник город Киев?

- Кто был главой Киевской Руси?               

- Что вы знаете о князе Олеге?

- Назовите русского князя, который вошел в историю как креститель Руси. Страницы истории России

- В каком году было крещение Руси?

- Какие былины об Илье Муромце вы нашли? (Дети читают былины, демонстрируют книги.)

Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Как было организовано управление в Древней Руси?

Карточка 2

Каковы заслуги князя Владимира?

Карточка 3

В чем значение принятия Русью христианства?

Карточка 4

Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

Работа в группах

- Сегодня будем работать в группах. Вспомним правила ра­боты в группе. (Не говорить всем вместе, всем смотреть на говорящего (учитель или ученик), реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не со­гласен, не понял), возражая или соглашаясь с другим, обра­щаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что...».)

Кроссворд 1

1                

 

 

2      

 

 

 

3          

 

4              

 

  5        

 

 

6              

 

    7            

 

8                

1. Важное событие, произошедшее в 998 г. (Крещение.) 2. Русский князь, который прославился своими военными подвигами. (Олег.) 3. Дороги, связывающие между собой жи­телей Древней Руси. (Водные.) 4. Так стали называть добрых молодцев, служивших на заставах. (Богатырь.) 5. Советники и помощники князя. (Бояре.) 6. К воротам этого города прибил свой щит князь Олег. (Царьград.) 7. Здание для молитв на Руси после ее крещения. (Собор.) 8. Имя князя Красное Солнышко. (Владимир.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Новгород.)

Кроссворд 2

1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь? (Кочевники.) 2. Имя русского богатыря. (Илья.) 3. На какой реке происходило креще­ние Руси? (Днепр.) 4. Как люди прозвали князя Олега? (Вещий.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Киев.)

III. Самоопределение к деятельности

Молодцы, вы верно разгадали кроссворды. Сегодня на уроке  речь пойдет о городах Древней Руси Киеве и Новгороде. Тема урока: «Страна городов».

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания

I. Выдвижение и проверка предположений

- Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как они появились. Выскажите свои предположения на этот счет. (Высказывания детей.)

- Проверьте свои предположения по учебнику (с. 46,2-й абзац). (Ученики читают текст.)

- Кто оказался ближе к истине?

Мы знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.

Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со сторо­ны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плот­но прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хоро­шо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами — от слов «городить», «огораживать». В городах жили князья со своими дружинниками (воинами), купцы, ремесленники.

Работа с картой

— Найдите на карте на с. 41 учебника города Киев и Новго­род. Что вы можете о них рассказать? (Киев стоит на реке Днепр, расположен ближе к Черному морю, Новгород ближе к Балтийскому морю.)

— А теперь рассмотрим схемы этих городов. На с. 47 — древ­ний Киев, на с. 49 — древний Новгород. Что вы можете рас­сказать об этих городах? (Высказывания детей.)

Работа в группах

(Ученики читают задание на с. 46 учебника и выполняют его.)

Вопросы для первой группы

1. Как назывался центр древнего русского города?

2. Что располагалось внутри кремля?

3. Кто жил за пределами кремля?

4. Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Яро­славе.

Вопросы для второй группы

1. Какой город расположился на берегах реки Волхов у Иль­мень-озера?

2. Кто жил в Новгороде?

3. Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде?

4. Кто управлял городом?

5. Что стало известно благодаря работе археологов?

6. Что такое береста и чем писали на ней?

V. Первичное закрепление Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

Киев. Древний Киев в X в. занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в него можно было только через Софийские ворота. В городе были построе­ны церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI в. Занимаемая им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Золотые и Львовские ворота.

Летописцы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был по­строен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве — памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 г. 13-купольный кирпично-каменный храм и XI в. был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником. В настоящее время передан Русской православной церкви.

(См. дополнительный материал к уроку.)

Новгород. Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов, со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзель. Добраться до него можно было только водным путем. Весь город был  как бы разделен рекой Волхов на две части — софийскую и торговую стороны. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. Постепенно город расширялся.

(См. дополнительный материал к уроку.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

I. Рассказ учителя

В 1054 г. умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновья­ми. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свои владения, за что прозван был Долгоруким. С его именем связана одна легенда.

Ехал как-то Долгорукий со своей дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами коней да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий зверя о трех головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного — знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град». Выехал князь на приго­рок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. Эй, боярин! — грозно крикнул Долгорукий, — земля сия под град новый отведена!» И в 1147 г. на этом месте был основан новый город.

- Какой? (Город Москва.)

«Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную гордую Москву, — не прошло и года от ее построения. Многие ее еще называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого бояри­на Степана Кучки» — так пишет о Москве А. Ишимова в своей книге.

 (Учитель показывает книгу «История России в рассказах для детей».)

О Москве мы будем вести речь на следующих уроках.

Викторина

1. Какими были первые города? (Это были поселки-крепости, окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надеж­ными убежищами.)

2. Как назывался центр древнего русского города? (Центр го­рода был обычно укреплен и назывался кремлем.)

3. Что располагалось внутри кремля? (Княжеский дворец и дома знати, главная городская церковь.)

4. Кто жил за пределами кремля? (Ремесленники, торговцы и другой городской люд.)

5. Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Яро­славе. (Золотые ворота, Софийский собор, деревянные тере­ма, храмы, каменные дворцы.)

6. Какой город расположился на берегах реки Волхов у Иль­мень-озера? (Великий Новгород.)

7. Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.)

8. Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (Оружей­ники, ювелиры, камнерезы, кожевники.)

9. Кто управлял городом? (Посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.)

10. Что стало известно благодаря работе археологов? (Новго­родцы ходили по деревянным мостовым. Их настилали с X по XV в. — 500лет. Древние новгородцы писали на бересте.)

11. Что такое береста? (Березовая кора.)

12. Чем писали на бересте? (Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками — писалами.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...