Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творческие задания (на выбор)




1. Представьте себя рыцарем, живущим в старинном замке. Расскажите, каким вы представили себе замок. Чем занимались обитатели замка? Вам нужно принять гостей в своем замке. Как же вы будете развлекать их?

2. Какие знаки могли бы стать символами Средневековья? Нарисуйте. Обоснуйте свой рисунок.

3. Представьте себя участниками рыцарского турнира. Опи­шите его. Воспользуйтесь иллюстрацией на с. 19 учебника.

4. А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте вни­мательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

Работа с загадками

— Отгадав загадки, вы узнаете о великих открытиях и изо­бретениях Средневековья, которыми мы пользуемся и се­годня.

Сидит Пахом на коне верхом,

Сам неграмотный, а читать помогает. (Очки.)

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон:

Один — разрезает, другая — цепляет.

Обоим работы в тарелке хватает. (Нож, вилка.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

Отгадайте слово по лексическому значению.

Застежка, обычно в виде твердого кружка, продеваемого в петлю. (Пуговица.)

Как называется взрывчатое соединение или смесь? (Порох.)

Какое изобретение было главным в Средние века? (Книго­печатание.)

Викторина

1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье? (В Средневековье были напечатаны первые книги.)

2. Как изменился облик Европы за время эпохи Средневеко­вья? (Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)

3. Как назывались здания для молитв? (Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы.)

4. Кто такой рыцарь Средневековья? (Воин на коне, закованный  в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)

5. Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой.)

6. Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обры­вистом утесе, острове посреди реки.)

7. Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъемный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху)

8. Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удоб­ным. Стекол в окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)

9. Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)

10. Кто первым создал печатную книгу? (Немец Иоганн Гутен­берг.)

11. Что он предложил использовать? (Разборный шрифт.)

12. Как назывались металлические буквы? (Литеры.)

13. Какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445 г.)

5. Обсудим!

Когда-то в Средние века

Повсюду жили рыцари,

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят —

Я не согласен с этим!

— А вы согласны? (Выслушать мнения детей.)

 Правила этикета

Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему он возник? (Примерный ответ. Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, об­лаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Су­ровые времена Средневековья прошли, но обычай — входя в комнату, снимать головной убор — остался. Этим человек показывает хозяевам, что уважает дом, в который вошел, живущих в нем людей. И это им приятно.)

— Обычай, здороваясь, снимать перчатки. Почему он сохра­нился и теперь? (С рыцарских времен идет обычай здорова­ясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке нет оружия, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас люди снимают пер­чатку или варежку из уважения к человеку.)

Эпоха рыцарства породила множество легенд, преданий, ей посвящено множество романов. О рыцарях писали Вальтер Скотт и Александр Дюма, Роберт Стивенсон и Марк Твен. А кто не знает о знаменитом рыцаре Дон Кихоте из Ламанчи, рожденном гением испанского писателя Мигеля Сервантеса?!

— Найдите книги о рыцарях — они поразят вас и своими сю­жетами, и своими тайнами, и образами рыцарей.

6. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Посмотрите на план. На все ли вопросы плана мы нашли ответ?

— Достигли поставленной цели?

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учеб­ника.)

— Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков остави­ла будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)

IX. Рефлексия

— Что показалось на уроке наиболее интересным?

— Где можно применить новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Я благодарю вас за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома. Будьте смелыми, отважными, честными, защи­щайте свою семью и Родину.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 15—21 учебника.

2. Выполнить задание 1 на с. 7 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Период Средневековья

Средние века — эпоха между Древним миром и Новым временем. Ко­гда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 г., когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение вели­кого государства древности — Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали об­рабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, томаты, какао...

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огне­стрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, суще­ствующие и поныне, — Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем Средневековьем.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связанно с экономическим развитием общества и с изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положение стран, их связи друг с другом.

Рыцари Средневековья

Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями мог­ли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение — меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений — герцогов, графов, баронов.

Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умения читать и писать для рыцаря не считались обязательными.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за ло­шадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за сто­лом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы отличившихся в боях ору­женосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам.

А чтобы в мирное время не притупилось их мастерство в военном искусстве, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюблен­ной дамы. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак которой он носил.

Жили рыцари в замках. Замок — это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI—XIIвв. становятся более живо­писными, с XIII—XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и во­допровода. Помещения освещались факелами из веток деревьев или пуч­ков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

Кто выстроил первый замок

Сама мысль о строительстве замков напрямую связана с обороной. Другими словами, замок был таким домом для правителя и властели­на, в котором при необходимости можно было бы успешно укрыться от врагов.

Главной причиной строительства замков стала сама феодальная система. Владетельные суверены царили на принадлежащих им землях и распоряжались судьбами живущих на них людей. Стремясь увеличить размеры владения, упрочить свою власть, феодалы нередко нападали на территорию ближнего или дальнего соседа. И конечно же, соседи тоже не оставались в долгу. Потому-то и приходилось господам превращать свои дома в непреступные крепости. Так возникли замки.

Поскольку условия жизни в разных странах Западной Европы были, в общем-то, во многом схожи, то и замки Франции, Германии, Испании и Англии похожи друг на друга. Одним из первых и наиболее известных крупных замков стал лондонский Тауэр, строительство которого было начато по приказу Вильгельма Завоевателя в 1078 г. Это сооружение вы­сотой в несколько этажей имело двойные стены, узкие окна и винтовые лестницы. В замке располагались феодал и его дружина.

Другой известный замок, Хедингэм, расположенный в графстве Эс­секс (Англия), построен в 1130 г. Двойные стены этой крепости были тол­щиной 6 м, а на углах еще мощнее. В центре замка находится огромный зал высотой в два этажа. Свет сюда попадает лишь через несколько ма­леньких окошечек, расположенных высоко под потолком. Архитекторы, приступая к строительству замков, всегда в военных целях изначально предусматривали сооружение узких и маленьких окон. Через такие окна воины могли поражать неприятеля, при этом оставаясь в безопасности.

Уже позднее крепости начали строить с внутренним двориком. В нем размещались различные хозяйственные постройки. В таких замках было больше свободного места, и, значит, они были более удобны для своих обитателей.

_______________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...