Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 5. Организация Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) в Республике Беларусь. Назначение системы. Принципы организации




 

Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды является сведение воедино разрозненной экологической информации и обеспечение всех уровней управления объективными и достоверными данными для принятия оперативных управленческих решений и определения стратегии природопользования.

Национальная система мониторинга окружающей среды призвана объединить все организации и ведомства, выполняющие работы в области экологии и охраны окружающей среды. Это объединение происходит как в организационном, так и в информационном аспектах .

НСМОС включает организационно-самостоятельные и проводимые на общих принципах следующие виды мониторинга окружающей среды:

- мониторинг земель;

- мониторинг поверхностных вод;

- мониторинг подземных вод;

- мониторинг атмосферного воздуха;

- мониторинг озонового слоя;

- мониторинг растительного мира;

- мониторинг лесов;

- мониторинг животного мира;

- радиационный мониторинг;

- геофизический мониторинг;

- локальный мониторинг окружающей среды.

Проведение видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляется на основе следующих общих принципов:

- согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

- совместимости технического и программного обеспечения;

- достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды;

- согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной экологической информации о состоянии экологических систем;

- обязательности ведения наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов на пунктах наблюдений, включенных в установленном законодательством порядке в государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

- комплексности обработки и использования экологической информации;

- доступа государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан к экологической информации;

- оперативности предоставления и обмена экологической информацией.

Реализация общих принципов проведения мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляется посредством:

- разработки, координации и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов;

- регламентации и контроля сбора и обработки данных мониторинга окружающей среды;

- обеспечения единства измерений при получении данных мониторинга окружающей среды;

- анализа экологической информации и ведения специализированных банков данных мониторинга окружающей среды;

- обеспечения обмена экологической информацией в НСМОС (далее - информационный обмен);

- оценки и разработки прогнозов состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов;

- подготовки и предоставления экологической информации по результатам проведения мониторинга окружающей среды государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам;

- гармонизации с международными информационными системами в области мониторинга окружающей среды.

Организацию и координацию функционирования НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды путем:

- формирования и ведения государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС;

- установления режима, порядка и форматов информационного обмена;

- создания и ведения банков обобщенной экологической информации;

- подготовки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси ежегодного обзора состояния окружающей среды по результатам проведения мониторинга;

- разработки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси проектов концепций и государственных программ в области мониторинга окружающей среды;

- обеспечения работы Межведомственного координационного совета по реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

- координации научных исследований в области мониторинга окружающей среды;

- регулирования в пределах своей компетенции проведения мониторинга окружающей среды.

Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют:

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;

- Министерство образования в части мониторинга озонового слоя;

- Национальная академия наук Беларуси в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга;

- Министерство лесного хозяйства в части мониторинга лесов;

- Государственный комитет по имуществу в части мониторинга земель.

НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части обмена экологической информацией. Обмен экологической информацией между указанными системами осуществляется на безвозмездной основе в порядке, определяемом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям.



Оценка техногенных рисков

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...