![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 2. Медицинские регистры (регистры патологии). Характеристика принципов формирования
Одним из важнейших направлений в информатизации здравоохранения на ближайшие годы является создание государственной системы мониторинга здоровья населения. В течение ряда последних лет в структуре заболеваемости отмечается рост числа больных с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и многими другими хроническими патологиями. Для успешного снижения заболеваемости и смертности необходимо решать задачи оперативного территориального мониторинга с целью проведения профилактики и своевременного лечения пациентов на более ранних стадиях заболевания. Для эффективного проведения таких процедур должна быть отлажена процедура регистрации, наблюдения и своевременного реагирования на ситуацию роста заболеваемости, а в качестве инструмента должны использоваться информационные системы с поддержкой функций сбора, хранения и обработки данных о пациентах (медицинские регистры). Регистры – это персональные списки или картотеки на все население или определенную его группу. Чаще всего регистры формируются на больных с хронической патологией или умерших от определенного вида патологии. За заболевшими наблюдают в течение всей жизни. Эпидемиологические данные, собранные в регистрах, позволяют эффективно прослеживать развитие болезни и устанавливать факторы риска. Регистр представляет собой информационную систему, предназначенную для сбора, хранения и анализа данных о пациентах с определенной патологией (или группой патологий) на определенной географической территории. Одной из характеристик медицинских регистров является количество регистрируемых показателей, которые могут быть статическими и динамическими. Статические показатели (дата рождения, место рождения и др.) единожды вносятся в регистр, динамические (диагноз, лечение и т.д.) могут изменяться во времени, причем изменение может носить характер обязательности, к примеру, если пациент должен обследоваться один раз в год. Функции регистров: а) оценка влияния факторов риска на развитие и течение заболеваний; б) оценка естественного течения заболевания; в) оценка эффективности или безопасности одной или нескольких медицинских технологий; г) оценка факторов, влияющих на течение и исходы заболевания (состояния); д) оценка способов применения медицинской технологии в реальной практике; е) оценка качества жизни пациентов; ж) оценка качества медицинской помощи; з) оценка объемов оказания медицинской помощи и затрат ресурсов здравоохранения. Медицинские регистры в рамках своей деятельности ориентированы на решение достаточно специализированных задач, призванных обеспечить регистрацию пациентов с определенной группой патологий на определенной территории и принятие различных решений на базе этой информации. Все задачи можно разделить на три основных категории: 1) задачи сбора, хранения и первичной обработки данных о пациентах; 2) задачи анализа данных – получение новой информации («вторичной» информации – знаний) для принятия решений в рамках регистрируемой патологии; 3) технические и служебные функции по поддержке жизнедеятельности регистра. К первичным задачам относятся задачи, касающиеся сбора, хранения и использования данных регистров, а также формирования необходимых документов и отчетности, т.е. те задачи, которые обеспечивают доступность информации и преемственности оказания медицинской помощи пациентам регистрируемой патологии: 1) регистрация пациентов с присвоением уникального регистрационного идентификатора; 2) наблюдение (ввод, корректировка, контроль необходимых данных); 3) снятие с учета; 4) учет и хранение динамики регистрируемой патологии; 5) привязка к месту жительства и медицинским центрам, в которых наблюдается пациент; 6) поиск карт; 7) настройка на социально-демографический состав населения; 8) формирование отчетов. Как правило, первичные задачи решают все используемые медицинские регистры. Ко второй группе задач относятся задачи обработки и анализа данных, находящихся в регистре для принятия определенных решений, например: 1) мониторинг эпидемиологической обстановки по регистрируемой патологии; 2) расчет показателей заболеваемости, смертности и выживаемости; 3) определение (и распределение) материальных средств для оказания специализированной медицинской помощи; 4) оптимизация загруженности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и лечащего персонала; 5) контроль качества оказания медицинской помощи; 6) формирование и контроль за специальными очередями(группами) пациентов для предоставления специализированной медицинской помощи. Во внедрении и эксплуатации регистра принимают участие три группы пользователей: 1) медицинский персонал – обеспечивает информационное наполнение регистра; 2) управленческий персонал – использует медицинский регистр для принятия решений; 3) технический персонал – решает задачи по поддержке регистра. Пациенты, которые заносятся в медицинский регистр, участвуют в эксплуатации регистра опосредованно. Третья группа задач осуществляет сервисные (технические) задачи по функционированию регистров, например: - слияние баз данных различных «частей» регистров в единую базу данных; - редактирование и возможность добавления новых справочников; - настраиваемость форм отчетов; - возможность интеграции с другими регистрами иинформационными системами (возможность обмена данными); - возможность функционального расширения (увеличения регистрируемых патологий и др) регистра; - возможность удаленного доступа к регистру и др. В формулировке целей и задач регистра должен быть определен тип исследуемой популяции (признак, по которому пациенты включены в регистр). В зависимости от задач исследования регистры классифицируются следующим образом: 1. Регистры больных с определенным заболеванием или состоянием (например, регистр больных сахарным диабетом, болезнью Гоше). 2. Регистры больных с определенным заболеванием или состоянием, объединенных по еще какому-либо дополнительному признаку или признакам (например, регистр больных инфарктом миокарда, с развитием мерцательной аритмии). 3. Регистр больных, получающих определенную медицинскую помощь (например, регистр больных, имеющих право на получение набора социальных услуг). 4. Регистры больных, у которых применялась определенная медицинская технология (например, регистр больных множественной миеломой, которым проводилось лечение с использованием бортезомиба). Регистры бывают: 1. Эпидемиологический регистр: информация обо всех случаях заболеваний определенной популяции (на административной территории). 2. Госпитальный регистр: регистрация случаев, диагностированных и пролеченных в одном медицинском учреждении (детальные данные о каждом пациенте, результатах лечения, клинических исследованиях новых методов). Также регистры квалифицируются: 1. Регистры для мониторинга состояния здоровья: отдельных категорий населения – видов патологии. 2. Регистры для контроля над эффективностью лечения (в том числе по конкретным препаратам). Регистры обеспечивают: 1. Однократный ввод и многократное использование информации (анкетной, анамнестической и др.). 2. Единство кодирования клинической и другой информации. 3. Совершенствование ведения медицинской документации. 4. Мониторинг динамики состояния пациентов. 5. Инфоpмационнуюподдеpжкувpачей и pуководителей здравоохранения. 6. Сравнительную оценку персональных и статистических данных во временном разрезе. 7. Формирование медицинских документов (эпикризы и т.п.), утвержденных статистических отчетных форм и дополнительных (в запросном режиме). Существуют регистры онкологических, сердечно-сосудистых, врожденных, профессиональных заболеваний и т. п. Рассмотрим некоторые из них. Регистр больных сахарным диабетом включает следующие разделы: -медикаменты и способы лечения; - использование противодиабетических средств; - номенклатура и количество назначенных медикаментов; - определение осложнений, инвалидности, исходов беременностей, смертности, продолжительности жизни. Регистр противотуберкулезной службы решает определенные вопросы: - анализ заболеваемости и смертности; - раннее выявление туберкулеза; - контроль лечения; - мониторинг лекарственно-устойчивого туберкулеза и бактериовыделителей. С целью профилактики хромосомных заболеваний человека в Беларуси создан Национальный регистр данных врожденных патологий. В электронную базу данных занесены все известные в медицине случаи хромосомных и генетических изменений у жителей Белоруссии за последние десятилетия. В регистре насчитывается около 80 тыс. таких случаев.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1511. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |