Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 2. Медицинские регистры (регистры патологии). Характеристика принципов формирования




 

Одним из важнейших направлений в информатизации здравоохранения на ближайшие годы является создание государственной системы мониторинга здоровья населения. В течение ряда последних лет в структуре заболеваемости отмечается рост числа больных с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и многими другими хроническими патологиями. Для успешного снижения заболеваемости и смертности необходимо решать задачи оперативного территориального мониторинга с целью проведения профилактики и своевременного лечения пациентов на более ранних стадиях заболевания. Для эффективного проведения таких процедур должна быть отлажена процедура регистрации, наблюдения и своевременного реагирования на ситуацию роста заболеваемости, а в качестве инструмента должны использоваться информационные системы с поддержкой функций сбора, хранения и обработки данных о пациентах (медицинские регистры).

Регистры – это персональные списки или картотеки на все население или определенную его группу. Чаще всего регистры формируются на больных с хронической патологией или умерших от определенного вида патологии. За заболевшими наблюдают в течение всей жизни. Эпидемиологические данные, собранные в регистрах, позволяют эффективно прослеживать развитие болезни и устанавливать факторы риска.

Регистр представляет собой информационную систему, предназначенную для сбора, хранения и анализа данных о пациентах с определенной патологией (или группой патологий) на определенной географической территории.

Одной из характеристик медицинских регистров является количество регистрируемых показателей, которые могут быть статическими и динамическими. Статические показатели (дата рождения, место рождения и др.) единожды вносятся в регистр, динамические (диагноз, лечение и т.д.) могут изменяться во времени, причем изменение может носить характер обязательности, к примеру, если пациент должен обследоваться один раз в год.

Функции регистров:

а) оценка влияния факторов риска на развитие и течение заболеваний;

б) оценка естественного течения заболевания;

в) оценка эффективности или безопасности одной или нескольких медицинских технологий;

г) оценка факторов, влияющих на течение и исходы заболевания (состояния);

д) оценка способов применения медицинской технологии в реальной практике;

е) оценка качества жизни пациентов;

ж) оценка качества медицинской помощи;

з) оценка объемов оказания медицинской помощи и затрат ресурсов здравоохранения.

Медицинские регистры в рамках своей деятельности ориентированы на решение достаточно специализированных задач, призванных обеспечить регистрацию пациентов с определенной группой патологий на определенной территории и принятие различных решений на базе этой информации.

Все задачи можно разделить на три основных категории:

1) задачи сбора, хранения и первичной обработки данных о пациентах;

2) задачи анализа данных – получение новой информации («вторичной» информации – знаний) для принятия решений в рамках регистрируемой патологии;

3) технические и служебные функции по поддержке жизнедеятельности регистра.

К первичным задачам относятся задачи, касающиеся сбора, хранения и использования данных регистров, а также формирования необходимых документов и отчетности, т.е. те задачи, которые обеспечивают доступность информации и преемственности оказания медицинской помощи пациентам регистрируемой патологии:

1) регистрация пациентов с присвоением уникального регистрационного идентификатора;

2) наблюдение (ввод, корректировка, контроль необходимых данных);

3) снятие с учета;

4) учет и хранение динамики регистрируемой патологии;

5) привязка к месту жительства и медицинским центрам, в которых наблюдается пациент;

6) поиск карт;

7) настройка на социально-демографический состав населения;

8) формирование отчетов.

Как правило, первичные задачи решают все используемые медицинские регистры.

Ко второй группе задач относятся задачи обработки и анализа данных, находящихся в регистре для принятия определенных решений, например:

1) мониторинг эпидемиологической обстановки по регистрируемой патологии;

2) расчет показателей заболеваемости, смертности и выживаемости;

3) определение (и распределение) материальных средств для оказания специализированной медицинской помощи;

4) оптимизация загруженности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и лечащего персонала;

5) контроль качества оказания медицинской помощи;

6) формирование и контроль за специальными очередями(группами) пациентов для предоставления специализированной медицинской помощи.

Во внедрении и эксплуатации регистра принимают участие три группы пользователей:

1) медицинский персонал – обеспечивает информационное наполнение регистра;

2) управленческий персонал – использует медицинский регистр для принятия решений;

3) технический персонал – решает задачи по поддержке регистра.

Пациенты, которые заносятся в медицинский регистр, участвуют в эксплуатации регистра опосредованно.

Третья группа задач осуществляет сервисные (технические) задачи по функционированию регистров, например:

- слияние баз данных различных «частей» регистров в единую базу данных;

- редактирование и возможность добавления новых справочников;

- настраиваемость форм отчетов;

- возможность интеграции с другими регистрами иинформационными системами (возможность обмена данными);

- возможность функционального расширения (увеличения регистрируемых патологий и др) регистра;

- возможность удаленного доступа к регистру и др.

В формулировке целей и задач регистра должен быть определен тип исследуемой популяции (признак, по которому пациенты включены в регистр). В зависимости от задач исследования регистры классифицируются следующим образом:

1. Регистры больных с определенным заболеванием или состоянием (например, регистр больных сахарным диабетом, болезнью Гоше).

2. Регистры больных с определенным заболеванием или состоянием, объединенных по еще какому-либо дополнительному признаку или признакам (например, регистр больных инфарктом миокарда, с развитием мерцательной аритмии).

3. Регистр больных, получающих определенную медицинскую помощь (например, регистр больных, имеющих право на получение набора социальных услуг).

4. Регистры больных, у которых применялась определенная медицинская технология (например, регистр больных множественной миеломой, которым проводилось лечение с использованием бортезомиба).

Регистры бывают:

1. Эпидемиологический регистр: информация обо всех случаях заболеваний определенной популяции (на административной территории).

2. Госпитальный регистр: регистрация случаев, диагностированных и пролеченных в одном медицинском учреждении (детальные данные о каждом пациенте, результатах лечения, клинических исследованиях новых методов).

Также регистры квалифицируются:

1. Регистры для мониторинга состояния здоровья: отдельных категорий населения – видов патологии.

2. Регистры для контроля над эффективностью лечения (в том числе по конкретным препаратам).

Регистры обеспечивают:

1. Однократный ввод и многократное использование информации (анкетной, анамнестической и др.).

2. Единство кодирования клинической и другой информации.

3. Совершенствование ведения медицинской документации.

4. Мониторинг динамики состояния пациентов.

5. Инфоpмационнуюподдеpжкувpачей и pуководителей здравоохранения.

6. Сравнительную оценку персональных и статистических данных во временном разрезе.

7. Формирование медицинских документов (эпикризы и т.п.), утвержденных статистических отчетных форм и дополнительных (в запросном режиме).

Существуют регистры онкологических, сердечно-сосудистых, врожденных, профессиональных заболеваний и т. п. Рассмотрим некоторые из них.

Регистр больных сахарным диабетом включает следующие разделы:

-медикаменты и способы лечения; - использование противодиабетических средств;

- номенклатура и количество назначенных медикаментов;

- определение осложнений, инвалидности, исходов беременностей, смертности, продолжительности жизни.

Регистр противотуберкулезной службы решает определенные вопросы:

- анализ заболеваемости и смертности;

 - раннее выявление туберкулеза;

 - контроль лечения;

 - мониторинг лекарственно-устойчивого туберкулеза и бактериовыделителей.

С целью профилактики хромосомных заболеваний человека в Беларуси создан Национальный регистр данных врожденных патологий. В электронную базу данных занесены все известные в медицине случаи хромосомных и генетических изменений у жителей Белоруссии за последние десятилетия. В регистре насчитывается около 80 тыс. таких случаев.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...