Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК РФ НА МИРОВОМ РЫНКЕ




Проблемы внешнеэкономической деятельности предприятий АПК РФ на мировом рынке

Развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации связано с осуществлением экспортно-импортных операций на мировых рынках и проведением различных маркетинговых мероприятий, что предполагает использование инструментов международного маркетинга для осуществления эффективной производственной, товарной, сбытовой и ценовой политики на глобальном уровне (мировая торговля; международные кредитно-финансовые связи; инвестиционное сотрудничество; научно-технические связи; внешнеэкономическая реклама; международные социально-культурные и информационные услуги).

Лидирующие позиции в международных экономических отношениях занимают развитые страны «G20», на долю которых приходится 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира, а также страны большой восьмерки – «G8», в которых весомую роль играет Россия, являясь по объемам ВВП – 5-й экономикой мира, обладающей 1/6 частью суши и 40% мировых природных ресурсов.

Динамично развиваясь в международном экономическом пространстве (Всемирной Торговой Организации, Евразийского экономического сообщества и Таможенного Союза), аграрный сектор российской экономики испытывает объективную необходимость повышения эффективности функционирования и применения инновационных форм международного маркетинга. Изменения рыночной конъюнктуры мировых агропродовольственных рынков создают для отечественного АПК условия неопределённости и могут провоцировать угрозы его дальнейшего развития. Однако грамотное применение маркетинговых инструментов и использование конкурентных преимуществ позволят многократно увеличить объёмы производства и сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции, повысить рентабельность продаж и имидж государства на мировой арене.

Основу современных международных экономических отношений составляет мировая торговля, суммарный годовой оборот которой за последние 50 лет вырос более чем в 70 раз, составив в 2012 году около 20 трлн долларов [4]. В качестве товаров на мировом рынке выступают готовые изделия, сырьевые продукты и услуги.

Существенной особенностью сельскохозяйственного экспорта, является его представленность либо непосредственно продуктами питания, либо сырьем для их производства, потребность в которых определяется не только экономическими, социальными и историческими, но и физиологическими факторами. Причем эту потребность человек вынужден удовлетворять ежедневно, а производство носит в большинстве случаев сезонный характер и зависит от биотехнологических и физиологических особенностей животных и растений определенных стран.

В настоящее время наибольшее значение в мировом производстве и сбыте продовольствия играют три зерновые культуры: пшеница, рис и кукуруза. В начале XX века Россия была крупнейшим экспортером зерна, в «постсоветский» период – лишилась лидерства, однако в последние годы мы частично вернули себе утраченные позиции (табл. 4 по [4]).

Таблица 4

Мировые лидеры в производстве главных зерновых культур 2010-2017 гг.

Пшеница Рис Кукуруза
1 США Китай США
2 Евросоюз Индия Китай
3 Россия Индонезия Бразилия
4 Канада Бангладеш Мексика
5 Украина Вьетнам Евросоюз

 

Товарная структура мировой торговли продовольствием постепенно меняется, поскольку продовольственная безопасность, наряду с другими глобальными проблемами, оказывает огромное влияние на развитие и само существование человеческой цивилизации.

Если на протяжении XX века человечество развивалось в атмосфере противостояния Восток–Запад, т.е. социалистического и капиталистического мира, то в настоящее время это напряжение уступило место противостоянию богатого, сытого, спокойного мира развитых стран Севера и голодного, бедного, жестокого мира развивающихся стран Юга. Не случайно великий философ Жан Жак Руссо говорил: «Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо – это сельское хозяйство. Обладай Вы хоть всеми богатствами мира, но если Вам нечем питаться – Вы зависите от других. Торговля обеспечивает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу» [1].

В настоящее время население планеты растает быстрее, чем производство продовольствия. Треть населения мира голодает. 50 % населения Африки находится на пороге голода, смертность от недоедания составляет несколько миллионов человек в год. Поэтому решить продовольственную проблему можно лишь путём перевода сельского хозяйства на более высокий уровень интенсивности и оптимизации распределения продуктов питания (табл. 5). В этом отношении Россия обладает огромным потенциалом.

Таблица 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...