Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общего механизма государственного регулирования ВЭД АПК




Сфера регулирования

Уровень регулирования

федеральный региональный корпоративный
Экономический механизм Государственная поддержкаучастников внешнеэкономическойдеятельности.Прогнозирование платежного баланса. Анализ и оценка состояния МЭОс международными субъектами. Государственное стимулированиеэкспорта инновационной продукции. Регулирование валютного курса. Разработкаинструментов политики импортозамещения. Формирование региональной инфраструктуры ВЭД. Стимулирование агропромышленного и сельскохозяйственного экспорта. Создание межгосударственных аграрныхэкономических зон. Углубление отраслевой специализации региона. Усиление региональных конкурентных преимуществ в ВЭД АПК. Создание страховых и залоговыхфондов в сфере ВЭД для привлечения инвестиций и кредитов [9].   Создание предприятий с иностранными инвестициями.Производство конкурентоспособной продукции на экспорт. Производство продукции по импортозамещению. Определение объема цен и условий производства и продажи товаров.
Механизм управления Разработка общей стратегии ВЭД по аграрному направлению. Разработка государственных программ развития АПК в рамках реализации стратегии ВЭД. Организация внешних заимствований. Обслуживание внешнего долга. Таможенная политика. Контроль за динамикой цен. Валютные ограничения Региональная внешнеэкономическая политика. Региональная инвестиционная политика Сотрудничество с международными организациями и корпорациями. Увеличение соглашений с зарубежными партнерами о сотрудничестве в аграрной сфере. Регулирование и активизация приграничной торговли. Информационное обеспечение ВЭД. Формирование и реализация региональных программ развития ВЭД в АПК. Координация и контроль за ВЭД в АПК российских и иностранных субъектов. Разработка и реализация маркетинговых и ценовых стратегий выхода на внешние рынки. Разработкаиреализация Инвестиционныхпроектов.
Правовой механизм Принятие законов, регулирующих ВЭД. Обеспечение валютногои экспортного контроля. Нетарифное регулирование ВЭД (лицензирование, квотирование, эмбарго). Субсидии и преференции. Законы о развитии свободныхэкономических зон Унификация нормативно-правовой базы регионального и федерального уровней. Разработка правовых инструментов гарантий и страхования экспортныхкредитов. Предоставление гарантий и льгот участникам ВЭД в АПК. Региональные гарантии инвестиций. Заключениевнешнеторговых договоров и контрактов.  

 

Механизмуправления как связующее звено между экономическим и правовым механизмами должен включать следующие методы и инструменты импортозамещения продукции АПК:

-разработка и модернизация собственной продукции, аналогичной ранее импортируемой, но превосходящей ее по качеству. Россия может развивать это направление в сельском хозяйстве благодаря наличию необходимых факторов производства, ориентации на выпуск экологически чистой продукции на основе концепции «зеленой экономики» [2];

-производство аналогичной продукции на основе существующей производственной базы. Увеличение объемов производства можно достигнуть, привлекая домохозяйства, развивая производственную и потребительскую кооперацию. Государство должно поощрять развитие совместного предпринимательства с иностранными компаниями, расширяя сферу льготного кредитования и снижения налогов, что будет способствовать как насыщению внутреннего рынка, так и увеличению экспортного потенциала [2];

-производство сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки сырья, пищевой промышленности на основе лицензий, что также является эффективным методом импортозамещения [10]. Лицензионные сделки позволяют беспрепятственно производить продукцию взамен ее импорта. Продажу лицензионной продукции на национальном рынке лицензиата и других стран мира не могут остановить никакие санкции.

Система показателей оценки эффективности механизма государственного регулирования ВЭД на федеральном уровне:

-оптимальные макроэкономические пропорции;

-обеспечение национальной экономической безопасности;

-отток (приток) финансовых средств участников ВЭД;

-своевременное реагирование законодательно

-правовой базы на изменение мировой конъюнктуры;

-объемы поддержки национальных экономических субъектов, работающих на мировых рынках;

-удельный вес страны в международном экспорте;

-совершенствование структуры экспортно

-импортных операций;

-поступления в государственный бюджет от ВЭД в АПК;

-рост занятости и доходов населения за счет развития экспортно-ориентированных производств и развития всех видов ВЭД;

-темпы роста технического и технологического уровня производства;

-удельный вес качественно новой продукции в общей структуре экспорта государства;

-удельный вес конкурентоспособной продукции в общемобъеме производимой в стране продукции;

-темпы модернизации экономики, в том числе АПК.

Система показателей оценки эффективности механизма государственного регулирования ВЭД в АПК на региональном уровне:

-эффективное использование воспроизводственного потенциала АПК региона;

-пропорциирегионального воспроизводства;

-экономическая и экологическая безопасность международных программ и проектов в АПК региона;

-объем привлеченных иностранных инвестиций в АПК, их эффективность;

-удельный вес ВЭД в показателях занятости населения, уровня доходов населения, качества жизни;

-уровень модернизации производства в регионе;

-объем налогов, сборов, пошлин от ВЭД в регионе.

Система показателей оценки эффективности механизма государственного регулирования ВЭД на корпоративном уровне:

-рост объемов производства и реализации продовольствия, полуфабрикатов и сельскохозяйственного сырья;

-повышение доходов и прибыли предприятий, занимающихся ВЭД;

-темпы роста модернизации производства;

-повышение качества товаров и услуг;

-сокращение издержек производства;

-повышение конкурентоспособности продукции;

-рост производительности труда;

-рост рентабельности производства.

При разработке инструментов управления российским АПК и повышения его экспортной составляющей необходимо учитывать возможные риски при формировании единого экономического пространства со странами ЕАЭС и доступ их продукции на российский рынок. В рамках общего аграрного рынка может произойти изменение сложившегося за 20 лет разделения труда, в результате чего ряд российских отраслей потеряют свою

конкурентоспособность. Асинхронная государственная поддержка аграрной сферы в странах ЕАЭС также повышает риски для отдельных отраслей. В условиях антисанкций расширяются возможности реэкспорта для стран общего аграрного рынка ЕАЭС, перенаправление потоков экспорта в Россию [4].

Несмотря на то что Всемирный банк прогнозировал России выгоду в размере 49 млрд долл. в течение 3 лет после вступления в ВТО, санкции привели к финансовым потерям в размере 142 млрд долл. Торговые войны могут существенно поменять товарные потоки между странами, изменить вектор развития российского АПК с отрицательного на положительный при эффективном использовании механизма государственного регулирования аграрного сектора. Для России важно до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств по ВТО, общего аграрного рынка ЕАЭС создать необходимые условия для скорейшего перевода отраслей АПК на новую технологическую основу и повышение конкурентоспособности.

Целесообразно реализовать следующие направлениясовершенствования механизма государственного регулирования ВЭД в АПК:

-поощрять рост спроса на экологически чистую сельхозпродукцию, который быстро увеличивается во всем мире: мировой оборот рынка экологически чистых продуктов питания в год составляет более 30 млрд долл. Так как производство экологически чистых продуктов требует значительных финансовых вложений,целесообразно разработать специальные программы экологизации сельского хозяйства и разработки «зеленых агротехнологий»;

-шире использовать меры«зелёной корзины» для модернизации отраслей АПК;

-расширить систему мер государственной поддержки для стимулирования роста поголовья КРС;

-стимулировать развитие сельскохозяйственной кооперации, включаяпредоставление субсидий членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов на пополнение фонда финансовой взаимопомощи;

-разработать систему мер дляобеспечениядоходности сельскохозяйственного производства с целью повышения его инвестиционной привлекательности.

Реализация данных направлений объективноможет снизить риски АПК России от вступления в ВТО, максимизировать положительные аспекты либерализации внешнеэкономической деятельности, а также эффективно проводить политику импортозамещения, сохраняя основные направления ВЭД в аграрном секторе страны.

Позиционирование России в качестве страны с хорошими и чистыми землями для производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, благоприятной экологической обстановкой во многих аграрных регионах будет способствоватьулучшению инвестиционного климатав аграрной сфере. Придание экологизации сельского хозяйства статуса приоритетного направления развития страны позволит решить проблемы увеличения плодородия почв, сохранить биоразнообразие растений, животных, обеспечить устойчивость экономического роста.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...