Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление агропромышленным комплексом в России. Состояние предприятий АПК на современном этапе




Государство, в лице своих уполномоченных органов, регулирует АПК на основе специализированных нормативно-правовых актов (в том числе Земельного кодекса РФ).

Большое значение АПК объясняет необходимость регулирования аграрного сектора со стороны уполномоченных органов: Министерства сельского хозяйства, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.

Итак, Министерство сельского хозяйства РФ — федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет следующие функции:

1. выработка государственной политики и правовое регулирование в сфере АПК;

2. оказание государственных услуг, в рамках своих полномочий;

3. управление имуществом государства в подведомственных учреждениях.

Зона ответственности Министерства сельского хозяйства РФ ограничивается следующими полномочиями:

1. разработка проектов нормативно-правовых документов, относящихся к сфере АПК;

2. самостоятельная правовая деятельность по вопросам, определённым в постановлении о Минсельхозе России;

3. размещение заказов и заключение государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых соглашений для государственных нужд в сфере АПК;

4. осуществление реализации целевых программ в аграрном секторе;

5. и некоторые другие, предусмотренные в постановлении Правительства «О Министерстве сельского хозяйства РФ».

Россельхознадзор также является федеральным органом исполнительной власти РФ. Он выполняет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, координирует вопросы, касающиеся обеспечения плодородия почв, качества и безопасности зерна, комбикормов и так далее.

Его полномочия заключаются в осуществлении надзора (земельного, ветеринарного, фитосанитарного, в области семеноводства) и мероприятий по контролю, направленных на обеспечение охраны РФ от вредителей растений и сорняков карантинного значения.

Существует несколько методов государственного регулирования АПК. Среди них главенствующее место занимают экономические (косвенные) и административные (прямые) способы воздействия на аграрные правоотношения.

Административные методы представляют собой прямые предписания и запреты, исходящие от государства и применяемые к субъектам. Экономические методы предусматривают воздействие на сферу АПК путем использования механизмов налогообложения, финансирования, ценообразования, кредитования и страхования. Эти два способа не исключают друг друга, а напротив дополняют.

В настоящее время теория постиндустриального общества стала единственной социологической концепцией, подтвержденной исторической практикой. Как и предсказывали его создатели, массовое потребительское общество создало экономику обслуживания с развитым сектором услуг. Западные общества, и в частности Соединенные Штаты, в то время формируют основы этой концепции в глубоком кризисе, снова пытаясь вновь обрести свой статус мировых лидеров в развитии.

В то же время, как отмечают А.В. Саяпин и Т.А. Перевертова, постиндустриальная концепция не является полной, поскольку продолжается формирование контуров постиндустриального общества и его современных модификаций, обусловленных конкретным развитием стран. Кроме того, для многих стран, из-за исторического развития, ориентиры промышленно развитых компаний остаются актуальны [1].

Одним из направлений реформы российской экономики является повышение эффективности сельскохозяйственного производства как стратегически важного направления деятельности. В этом случае глобальная практика показывает, что наибольший успех в достижении этих стран, регионов и отдельных компаний, которые опираются на маркетинговые и маркетинговые технологии в организации и управлении бизнес-процессами. [2]

В этом отношении позиция России как государства с высокоразвитой инновационной экономикой характеризуется рядом противоречивых тенденций. Например, накопленная масштабная высокотехнологичная база, которая не соответствует фактическому уровню достижения результатов потребителя, является одной из причин, по которой срочно необходимы качественные изменения информированности общественности, которая априори присуща эволюции, которая отражает результаты эффекта национального и глобального процесса [3].

Ключевым сектором экономики в постиндустриальном обществе, несмотря на относительно небольшую долю, является сельское хозяйство, уровень которого зависит от всей национальной экономики. Именно сельское хозяйство является одним из главных факторов развития общественного производства. Расчеты показывают, что на один процент больше сельскохозяйственной продукции в нашей стране наблюдается увеличение производства промышленной инфраструктуры на 2,5%, перерабатывающей промышленности - на 1,4%, транспортных услуг - на 0,33%, торговли - на 2,7% [4].

Развитие сельского хозяйства в основном определяется уровнем конкурентоспособности и эффективности сельскохозяйственных предприятий перерабатывающей промышленности и во многом зависит от имеющихся в стране ресурсов.

Ориентация на уровень международных стандартов и качества жизни невозможна без устойчивого и конкурентного роста агропродовольственного комплекса на основе инноваций, повышения степени удовлетворения потребностей в продовольствии и развития человека. [5]

В контексте модернизации экономической системы необходимо стимулировать субъектов аграрного рынка, чтобы «заставить» использовать инновации. В рамках модернизации институтов необходимо изучить, разработать и внедрить систему мер и механизмов поддержки конкурентоспособности сельскохозяйственного производства в России [6].

Постоянная цена неэквивалентности товаров между агропромышленным комплексом (АПК), отсутствие продовольственных рынков для сельскохозяйственных производителей, растущее число обанкротившихся компаний, ненадлежащий и неконтролируемый импорт продуктов питания - все это приводит к пищевой зависимости, что еще больше ослабит экономику сельскохозяйственных предприятий и их промышленную и социальнуюинфраструктуры. Вот почему предотвращение кризисных процессов в сельском хозяйстве и устойчивая продовольственная самообеспеченность на основе развития агробизнеса могут быть достигнуты только на основе эффективной сельскохозяйственной политики [7].

Сегодня еда становится редкостью и все более ценится. Перспективы увеличения площади в большинстве районов мира непроходимы, население ежегодно увеличивается на 80 миллионов человек, производство биотоплива увеличивается. В таких условиях сельскохозяйственный потенциал выступает в качестве конкурентного преимущества, что позволяет получить хорошую прибыль при производстве сельскохозяйственной продукции.

Сегодня российская АПК продолжает оставаться проблемным сектором экономики и переживает сложный период реформ. Самой острой проблемой является глобальный технический и технологический разрыв развитых стран на мировом продовольственном рынке, которій составляет 20-30 лет. В наследии прошлого современные российские аграрии и скотоводы получили дорогостоящие технологии [2]. В то же время глобальное сельское хозяйство выходит на новый этап своего развития: увеличение урожайности и производительности требует использования био и нанотехнологий. Именно это характеризует новую технологическую структуру, сложившуюся в последние годы в сельском хозяйстве в развитых странах. Российское сельское хозяйство далеко позади, опирается главным образом на доиндустриальный способ, который не позволяет фермерам конкурировать на мировом рынке, особенно после присоединения России к ВТО. [8]

В современных условиях необходимо создать уникальную концепцию регулирования системы экономического развития, которая поможет увязать теорию экономического развития с существующими моделями региональной динамики и разработать институциональный механизм регулирования состояния сельскохозяйственного сектора, как универсальная модель, отражающая различные компоненты взаимодействия между государством и субъектами сельскохозяйственного сектора [6].

Следует отметить, что в последние годы в сельскохозяйственном секторе экономики усилилась горизонтальная и вертикальная интеграция, для создания крупнейшего комплекса кооперативных ассоциаций малых форм агробизнеса. Они несут основную нагрузку на производство сельскохозяйственной продукции [9]. Например, большинство вертикально интегрированных частных ферм - это крупные предприятия. Российские частные агрохозяйства имеют сложную структуру, которая не только имееет горизонтальную структуру, но и глубокую вертикальную интеграцию и диверсификацию. Несмотря на недостатки, за несколько лет фермерам удалось стать крупным игроком в сельскохозяйственном секторе, на который приходится 15-20% всех продуктов питания, но они не определяют направление развития российского сельского хозяйства [8].

Основой аграрного сектора России сегодня являются личные подсобные хозяйства граждан, где производится более половины всей продовольственной продукции. На самом деле небольшие личные хозяйства существуют только из-за низкого дохода и низкого уровня занятости сельского населения.

Но основной структурной проблемой сельского хозяйства в России является то, что форма продовольственного рынка отстающей экономики на грани банкротства и доля в добыче нефти около 10%. Они преобладают численно и контролируют большинство сельскохозяйственных угодий, дорог и коммуникаций.

Рыночный подход к решению стратегических и текущих вопросов позволяет компаниям АПК быстро маневрировать материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, обеспечивая конкурентоспособность своих товаров. Рыночные условия превращают организационные и экономические основы управления бизнесом в сложную систему, а управление рыночными процессами является важной частью этой системы.

В условиях растущего геополитического давления со стороны наРоссию, перестройки глобальных экономических отношений и растущей зависимости экономики от глобальных экономических процессов становится все труднее решать социально-экономическую проблему продовольственной безопасности.

В то же время сейчас зафиксированна одна из наиболее высоких за последние годы урожайность зерновых и бобовых, произведенных в России в 2016 году - 104,9 млн. тонн , для сравнения, в 2013 году страна получила 91,3 млн. тонн злаков. Урожай обеспечил внутренний спрос (около 70 млн.) и сохранил статус России как одного из ведущих экспортеров пшеницы. В 2016 году экспорт растительной продукции, включая переработанные продукты, увеличился на 27% до 10,7 млрд. долл., в 2013 году - 8,4 млрд. долл.Экспорт зерна составил 23,9%. млн. тонн, включая пшеницу. - 18,7 млн т, что на 34,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года [10].

Экономическая стабильность сельскохозяйственного предприятия в России напрямую зависит от инструментов поддержки правительства. В противном случае, во время периода неурожая, многие компании не будут прибыльными. Зависимость сельского хозяйства от бюджетов субсидий всех уровней - очень тревожная цифра. Это означает, что само сельское хозяйство без поддержки правительства становится неспособным получать прибыль. Субсидии крайне неравномерно распределены между регионами и между секторами и фирмами. В 2015 году компании, получившие государственную поддержку, имели от 28 до 30% прибыли без государственной поддержки - 6-7% [10].

Низкая платежеспособность населения не позволяет увеличить емкость продовольственного рынка, что также препятствует производству сельскохозяйственной продукции на уровне самодостаточности ее регионов. В этой связи предотвращение кризисных процессов в сельском хозяйстве и устойчивая продовольственная самообеспеченность на основе развития АПК могут быть достигнуты только на основе эффективных сельскохозяйственных и сельскохозяйственных продуктов, особенно агропродовольственной политики [11].

Концептуально главной задачей государственной продовольственной политики является создание эффективной системы производства, распределения и обмена, потребления, которая направлена на обеспечение населения высококачественными пищевыми продуктами, а отрасль - соответствующее сырье в объемах, необходимых для экономической рост, улучшение демографической ситуации, социально-экономическое развитие.

Восстановление продовольственного потенциала Российской Федерации и ее развитие возможно только за счет более активного развития регионов в рамках инновационного прогресса, улучшения форм и методов управления, взаимосвязи между темами питания и рынками сырья, повышения эффективности, улучшить качество работы и продуктов.

Таким образом, основная цель АПК заключается в максимизации степени удовлетворения потребностей общества в сельскохозяйственной продукции и переработанных продуктах, одновременно повышая эффективность общественного производства.

В контексте функционирования агропромышленного комплекса как многофункционального источника питания существует возможность обучения и контроля ценового паритета: продажа промышленной продукции и услуг, связанных с сельским хозяйством, по цене на сельскохозяйственную продукцию.

Экономическое развитие сельского хозяйства, конкурентоспособность и устойчивость в связи с повышением эффективности отрасли отдельных субъектов, реальная ценность которых указывает на значительные различия и дифференциацию их вклада в достижение высокого уровня социально-экономического развития регионов и национальной экономики в целом.

Главной из причин этого является недостаточное использование различных конкурентных преимуществ регионов страны в практике хозяйствования и управления предприятий отрасли. В связи с этим, сельскохозяйственные предприятияроссийских регионов могут быть конкурентоспособными только в тех направлениях своего развития, для реализации которых наиболее полно используется экономический потенциал производственной и предпринимательской среды того или иного региона.

Переход российской экономики к стратегии инновационного и устойчивого развития обусловил интенсификацию конкурентных процессов в перерабатывающей промышленности АПК на всех уровнях ее иерархии [12]. В связи с нарастающей глобализацией в современном мировом экономическом пространстве конкуренция и устойчивое развитие, как неотъемлемые составляющие экономических отношений, проявляются не только на микроэкономическом уровне, но и на макроуровне.

При формировании стратегии развития перерабатывающей промышленности АПК необходимо принимать во внимание размеры территории России, а также степень дифференциации по уровню сбалансированности отраслевой структуры АПК регионов, то есть в процессах управления невозможно абстрагироваться от территориальных факторов эффективности экономики.

Значимость проблемы конкурентоспособности и устойчивого развития подчеркивается и в государственных социально-экономических программах РФ, где в качестве определяющего момента устойчивого экономического развития обозначено повышение конкурентоспособности агропромышленных формирований регионов, а, следовательно, и всего АПК страны в целом.

Сущность стратегии социально-экономического устойчивого развития АПК регионов на современном этапе состоит в обеспечении конкурентоспособности и создания на этой основе предпосылок для устойчивого долговременного роста и развития региональной экономики, в обеспечении продовольственной безопасности, в достижении максимально высоких темпов повышения реальных доходов и повышении качества жизни населения регионов [13].

Успешная же реализация этой стратегии возможна при соблюдении следующих требований:

- во-первых, она должна иметь инновационно-инвестиционную направленность и ориентироваться на максимальную мобилизацию внутренних резервов хозяйствования АПК регионов;

- во-вторых, важнейшим требованием к стратегии развития агропродовольственных систем регионов должно быть устойчивое повышение эффективности и конкурентоспособности;

- в-третьих, разработка и реализация стратегии развития АПК регионов должна предусматривать сочетание государственного регулирования сельского хозяйства и создание условий для инновационной деятельности частного бизнеса;

- в-четвертых, требованием к стратегии регионального развития АПК является комплексное и системное решение научно-технических, экономических и социально-экологических проблем регионов, обеспечивающих продовольственную независимость и безопасность [11].

Для устойчивого и эффективного развития АПК регионов наиболее адекватным выбором является стратегия активного формирования конкурентных перерабатывающих кластеров.

Несмотря на то, что кластерный подход в России получает все большее признание, кластеризации российской экономики мешает объективно низкий уровень развития малого предпринимательства. В России государство отдает предпочтение крупному бизнесу, а по отношению к малому предпринимательству все меры носят декларативный характер [14]. Хотя более высокая инновационная активность делает именно малый бизнес наиболее мобильным сектором экономики, быстрее всех приспосабливающимся к изменяющимся условиям рынка. В развитых странах малый бизнес составляет основу экономики - он формирует 5080 % ВВП. В России - всего 12 % [15].

В этой связи кластерный подход рассматривается как институт развития АПК региональной экономики, как новый инструмент регионального управления процессами обеспечения продовольственной безопасности на основе использования формирующихся принципов эффективной агропромышленной, научно-технической и инновационной региональной политики [13]. Экономическая стратегия развития АПК, основанная на кластерном подходе, должна быть направлена на стимулирование развития указанных взаимосвязей в целях конкурентного регионального развития сельского хозяйства. Государственная стратегия развития кластеров заключается в создании условий для их эффективной работы, а роль региональных властей должна сводиться к созданию системы стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, формирование инновационного ядра кластера.

Несбалансированное повышение эффективности агропромышленного производства приводит к тому, что сберегаемые в эффективно функционирующих отраслях ресурсы поступают в ходе расширенного воспроизводства в другие, использующие их с уровнем эффективности ниже общественно необходимого.

Сбалансированное развитие региональных агропромышленных систем должно быть направлено на максимальное использование благоприятного и минимизацию негативного влияния территориальных факторов, на конкурентоспособность и продовольственную безопасность.

Требования по ускорению инновационного социально-экономического развития в агропромышленной сфере страны обусловливают необходимость поиска эффективной системы хозяйственного механизма, организационной структуры, функций и методов управления. Основными принципами такой системы является система активного проблемно-ориентированного проектного управления (САПОПУ) которая, может включать следующие контуры [16]:

- инновационно-инвестиционное обновление пищевого комплекса региональных агропродовольственных систем РФ;

- инновационно-инвестиционное обновление отраслей агропродовольственной системы регионов, снабжающих сельскохозяйственным сырьем перерабатывающие предприятия;

- внешние связи (повышение конкурентоспособности и импортозамещение, привлечение инвестиций);

- социально-экологический и организационно-управленческий (улучшение социальных условий и экологической обстановки, совершенствование законодательной базы, организации управления проектами, финансового, научного, кадрового, информационно-консультативного и аутсорсингового обеспечения, экспертизы, отбора и приемки проектов).

Обоснована и значимость адаптации региональных пропорций АПК к рыночным условиям и открытости, что в свою очередь является важным условием повышения конкурентоспособности.

Таким образом, эффективная работа предприятий агропродовольственных систем должна определяться правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал этой сферы. Эта стратегия должна обеспечить устойчивый экономический рост и развитие предприятий пищевого комплекса, а также повышение конкурентоспособности, производимой им продукции.

Современные условия диктуют необходимость рассматривать конкурентоспособность, устойчивое развитие и ресурсосбережение как глобальный процесс, что требуется для выявления общих тенденций и закономерностей этих процессов на мировом уровне. Глобальный подход к этим проблемам необходим для того, чтобы сделать правильный вывод и прогноз о будущем развитии этих процессов, об общих и специфических чертах конкурентоспособности, устойчивого развития и ресурсосбережения для различных регионов страны и их природно-климатических зон, о выявлении соответствующих стратегических резервов и факторов.

Что же тормозит развитие сельского хозяйства в России?

Во-первых, состояние транспортной инфраструктуры, в первую очередь дорог. Так, например, погрузка продовольственных грузов в отечественный транспорт отнимает в два с половиной раза больше времени, чем требуется на аналогичные операции при использовании импортных машин и технологий.

Во-вторых, состояние сервисной инфраструктуры. Если за рубежом около 80 % АПК представлено обслуживающими предприятиями (транспортировка, переработка, хранение, складские услуги), то у нас доминирует сельхозпроизводство, что приводит к большим потерям урожая [6].

В-третьих, кадровая проблема, заключающаяся в том, что для эффективного сельхозпроизводства количество работников избыточно, а в дефиците - управленцы среднего и высшего уровня, способные организовать эффективную хозяйственную и финансовую деятельность. Соответственно существует проблема трудоустройства излишней рабочей силы низкой квалификации.

В-четвертых, сложный доступ сельхозпроизводителей к дешевым кредитам. Сельское хозяйство отличается длительным производственным циклом, когда вложение оборотных средств и получение прибыли разделяет более полугода. Большинство сельхозпроизводителей сталкиваются с высокими процентными ставками, так как для банков сельское хозяйство - рисковый бизнес: размер заемщиков невелик, бизнес труднопредсказуем из-за сезонного фактора и природных бедствий.

В-пятых, отсутствие рынка аренды и купли-продажи земли. Земля, не являясь объектом свободной купли-продажи, не может быть полноценным залогом для получения банковских кредитов. Оформление земли является исключительно сложным процессом с большими издержками и необходимостью месяцами бегать по многочисленным организациям, и даже судам. Более 80 % российских сельхозугодий находится в долевой собственности, т. е. по сути, не имеет владельца.

В-шестых, зависимость от импортного сырья, зарубежной генетики и технологий выращивания. Курс на продовольственную безопасность подразумевает большие вложения со стороны государства в аграрную науку и селекционную работу [17].

В-седьмых, низкий платежеспособный спрос населения.

Увеличение производства аграрной продукции, повышение экспортного продовольственного потенциала является важнейшей «точкой роста», от которой зависят не только темпы развития экономики, но и экономическая и продовольственная безопасность, как страны, так и ее регионов. Так, например, импорт продовольствия в Тамбовскую область составляет 35 %, что совершенно недопустимо с точки зрения ее продовольственной безопасности [18].

Регулирование продовольственного рынка -достаточно тонкая и кропотливая работа. Преградив таможенными тарифами и санкциями путь более дешевому импорту, мы, конечно, помогаем отечественному сельскому хозяйству, но при этом, цены на продовольствие внутри страны начинают расти - производители хотят заработать маржу. Конкуренция между производителями сегодня идет не столько по линии снижения цен, сколько по линии частых изменений ассортимента и качества продукции, огромных торговых и рекламных расходов. Происходит увеличение издержек вообще и издержек обращения в особенности. Этому способствует дифференциация продукта в условиях конкурентного приспособления производителя к потребностям потребителя, широкое развитие посреднических структур, растущая роль упаковки, рекламы, маркетинговых изысков [19]. А это рано или поздно приведет к снижению спроса на продукты питания.

В краткосрочной и среднесрочной перспективах рост цен на продовольствие продолжится. Продовольственная инфляция переходит в разряд психологического по своей природе явления, сопряженного с культурно-исторической памятью народа и обусловленного общими мировыми тенденциями, в том числе спекулятивным манипулированием, и исчерпаемостью ресурсов [20]. В то же время проблема распределения продовольствия обрела и новое содержание, которое выражается в том, что если раньше причиной дефицита продовольствия были природные факторы и редкость, то сегодня во многих странах еды достаточно, но она дорогая, и люди не могут ее купить.

Если глобальное распределение ресурсов и доходов будут определять только рыночные силы, то неравенство в международном масштабе будет усиливаться. Страны, которые предоставят новые ресурсосберегающие технологии, будут контролировать будущее в мире с ограниченными ресурсами. Глобальная экономическая система, основанная только на рыночных отношениях и не имеющая других механизмов регулирования, не может обеспечить гармонию в мировых отношениях [21].

Сегодня не существует совершенный и не зависящий от субъективных устремлений механизм определения приоритетов структурной перестройки экономики. Как нет совершенного рынка, обеспечивающего оптимальную аллокацию ресурсов, так нет и идеального, «научно обоснованного» государственного механизма выявления потребностей общества в той или иной структуре экономики. Однако, чем демократичнее общество, тем при прочих равных условиях быстрее будет замечена ошибка в расстановке приоритетов. Как показывает исторический опыт, присущий любому обществу, социальный иммунитет гораздо быстрее «срабатывает» при демократическом порядке правления, чем при авторитарном, более эффективно сигнализирует о необходимости модификации установленной иерархии целеустановок [22].

Таким образом, эффективная работа предприятий АПК должна определяться правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих эффективно реализовать потенциал этой сферы. Стратегия должна обеспечить устойчивый экономический рост и развитие АПК, а также повышение конкурентоспособности, производимой им продукции [13].

Модернизация сельского хозяйства не может осуществляться на базе зарубежной техники и технологий, они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Российская аграрная наука накопила немало практических решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей [7].

Сегодня необходимо создать условия для широкомасштабного перехода на новые технологии. И институты гражданского общества должны внести свой вклад в разработку того комплекса мер, который позволит нашему сельскому хозяйству стать высокотехнологичным, рентабельным и конкурентоспособным [23].

Это создаст предпосылки для производства отечественной сельхозпродукции и обеспечения продовольственной безопасности страны, расширения внутреннего продовольственного рынка ина этой основе сокращения импорта, повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...