Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Беларусь и Республикой Казахстан)




Наименование товара

2014 г.

2015 г

Темпы

роста

физическ

ого

объема, %

млн. долл.   в % к итогу   млн. долл.   в % к итогу  
Всего 497834 100 343427 100 106,9
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 18 981 3,8 16 181 4,7 94,2
Топливно-энергетические товары 346 119 69,5 216 101 62,9 108,0
Продукция химической промышленности, каучук 29 209 5,9 25 338 7,4 105,8
Древесина и целлюлозно- бумажные изделия 11 652 2,3 9 832 2,9 109,5
Металлы и изделия из них 40 429 8,1 33 014 9,6 103,0
Машины, оборудование и транспортные средства 26 411 5,3 25 386 7,4 108,4
Другие товары 25 032 5,0 17 575 5,1 н/д

*Индексы физического объема в целом по экспорту и по товарным группам исчислены ФТС

 

Основным аграрным экспортным товаром в настоящее время являются зерновые культуры, их доля в общем объеме сельскохозяйственного экспорта составляет порядка 35 %. Благодаря снижению экспортных пошлин на зерновые в 2015 г. отмечается увеличение экспорта пшеницы на 32,3 %. Кроме того, низкий курс рубля к доллару сделал более привлекательной российскую продукцию для зарубежных покупателей.

По этой же причине поставки экспорта птицы возросли в 2,2раза [1].

Перспективным направлением, по мнению ряда экономистов, является развитие экспорта продуктов переработки зерна, таких как отруби, мука, крупяные изделия, хлопья. Так, в 2015 г. экспорт мукипшеничной и пшенично-ржаной увеличился по сравнению с 2014 г. на 112,9 %. Увеличился объем экспорта соевых бобов (в 3,8 раза в физическом весе), овощных культур (томатов, огурцов, лука репчатого, капусты, моркови, репы, свеклы), пищевых продуктов (на 79,2 % в физическом весе). Кроме того, наметились перспективы экспорта муки, свинины, мяса птицы, говядины. Так, агрохолдинг «Мираторг» получил аттестацию на поставки мяса птицы, свинины и говядины во Вьетнам [4].

Однако политические отношения между государствами продолжают оставаться сложными, существует определенная настороженность и недоверие к более тесной интеграции, все это сказывается на международных торгово-экономических отношениях. Для членов СНГ и Евразийского экономического союза остается высокая зависимость агропродовольственных рынков от импорта отдельных видов сельскохозяйственного сырья, удобрений, семян, технических средств, продовольственных продуктов. По-прежнему существуют различные административные барьеры для отечественного аграрного бизнеса, препятствующие осуществлению экспортных поставок. В такой ситуации особенно важно совершенствовать систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности по аграрным вопросам.

Изучение данного вопроса позволило сформулировать основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью [5, 6]:

· равенство участников внешнеэкономической деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

· защита прав участников внешнеэкономической деятельности, российских производителей и потребителей товаров и услуг;

· взаимовыгодные отношения с другими государствами;

· обеспечение выполнения обязательств и прав по международным договорам со стороны государства;

· обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

· гласность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

· исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеэкономическую деятельность и нанесения ущерба ее участникам;

· обеспечение обороны страны и безопасности государства;

· единство системы и методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

· обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника ВЭД.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в

России опирается на широкую нормативно-правовую базу и осуществляется

посредством различных методов: таможенно-тарифным регулированием; нетарифным регулированием; запретом и ограничением внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мерами экономического и административного характера, способствующие развитию внешней торговли.

Функции по предоставлению различных видов государственной поддержки экспорта распределены между разными ведомствами и организациями (Минпромторгом России, Минфином России, Минэкономразвития России, банками -агентами Правительства РФ в лице Росэксимбанка иВнешэкономбанка), что создает дополнительные трудности для экспортеров. Отраслевой федеральный орган исполнительной власти в области сельского хозяйства (МСХ России) не наделен полномочиями по поддержке экспорта, поэтому все проблемы сельскохозяйственногоэкспорта решаются через межведомственную рабочую группу по развитию и поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции. В состав рабочей группы вошли представители Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, МИД России, Россельхознадзора, ФАС России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», АО «Российский экспортно-импортный банк», АО «Российский экспортный центр».

Необходимо совершенствовать координацию ведомств, осуществляющих предоставление комплекснойгосударственной финансовой поддержки российским экспортерам. Одной из проблем регулирования внешнеэкономической деятельности является неукомплектованность торговых представительств специалистами в сфере сельского хозяйства.

В мировой практике меры содействия отечественным экспортерам начинают работать на стадии создания экспортных товаров и услуг и продолжаются вплоть до стадии послепродажного гарантийного обслуживания, т.е. внедрены в весь жизненный цикл продукции. ВТО разрешает осуществлять финансовую поддержку экспорта уже произведенных товаров только с помощью государственного экспортного кредитования, которое включает:

Ø страхование и гарантирование экспортных кредитов;

Ø прямое финансирование экспортных кредитов;

Ø субсидирование процентных ставок со стороны государственных или действующих от имени государства организаций.

Для повышения роли России на международном экономическом пространстве необходима организация развитой инфраструктуры агропродовольственного рынка стран-участниц ВЭД. Основной целью государственной поддержки экспорта является усиление конкурентных позиций российских экспортеров агропродовольственной продукции на внешнем рынке.

Для стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции требуется проведение следующих мероприятий [6, 7, 8, 9]:

· создание системы государственного гарантирования политических и коммерческих рисков при экспорте продукции;

· расширение долгосрочного экспортного кредитования;

· совершенствование системы поддержки экспортеров продовольственной и сельскохозяйственной продукции;

· создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам;

· переориентирование системы господдержки с прямой поддержкой самого экспорта на поддержку экспортоориентированных производств;

· создание системы льготных кредитов, предоставляемых на развитие экспортного производства;

· создание централизованного прозрачного механизма финансовой поддержки экспортеров;

· проведение исследования государственного уровня по выявлению наиболее конкурентоспособных видов продукции, обладающих преимуществами на мировом рынке;

· развитие выставочно-ярмарочной деятельности на территории российских посольств и торговых представительств в зарубежных странах, для формирования положительного имиджа продукции российского АПК;

· развитие механизма международного факторинга;

· реализация проектов, связанных с выходом на международный рынок предприятий малого и среднего бизнеса;

· увеличение объемов гуманитарной помощи другим странам;

· развитие и поддержка экспортных кооперативов;

· использование принципов государственно-частного партнерства для создания логистических центров для экспорта продукции АПК;

· привлечение заинтересованных компаний с целью продвижения продукциик участию в межправительственных комиссиях по торгово-экономическому сотрудничеству.

Для эффективной организации деятельности по регулированию экспортной деятельности предприятий АПК целесообразно использовать три

уровня поддержки (рисунок 1).

Рис. 1. Концептуальная схема организации поддержки экспорта










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...