Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Беларусь и Республикой Казахстан)
*Индексы физического объема в целом по экспорту и по товарным группам исчислены ФТС
Основным аграрным экспортным товаром в настоящее время являются зерновые культуры, их доля в общем объеме сельскохозяйственного экспорта составляет порядка 35 %. Благодаря снижению экспортных пошлин на зерновые в 2015 г. отмечается увеличение экспорта пшеницы на 32,3 %. Кроме того, низкий курс рубля к доллару сделал более привлекательной российскую продукцию для зарубежных покупателей. По этой же причине поставки экспорта птицы возросли в 2,2раза [1]. Перспективным направлением, по мнению ряда экономистов, является развитие экспорта продуктов переработки зерна, таких как отруби, мука, крупяные изделия, хлопья. Так, в 2015 г. экспорт мукипшеничной и пшенично-ржаной увеличился по сравнению с 2014 г. на 112,9 %. Увеличился объем экспорта соевых бобов (в 3,8 раза в физическом весе), овощных культур (томатов, огурцов, лука репчатого, капусты, моркови, репы, свеклы), пищевых продуктов (на 79,2 % в физическом весе). Кроме того, наметились перспективы экспорта муки, свинины, мяса птицы, говядины. Так, агрохолдинг «Мираторг» получил аттестацию на поставки мяса птицы, свинины и говядины во Вьетнам [4]. Однако политические отношения между государствами продолжают оставаться сложными, существует определенная настороженность и недоверие к более тесной интеграции, все это сказывается на международных торгово-экономических отношениях. Для членов СНГ и Евразийского экономического союза остается высокая зависимость агропродовольственных рынков от импорта отдельных видов сельскохозяйственного сырья, удобрений, семян, технических средств, продовольственных продуктов. По-прежнему существуют различные административные барьеры для отечественного аграрного бизнеса, препятствующие осуществлению экспортных поставок. В такой ситуации особенно важно совершенствовать систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности по аграрным вопросам. Изучение данного вопроса позволило сформулировать основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью [5, 6]: · равенство участников внешнеэкономической деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; · защита прав участников внешнеэкономической деятельности, российских производителей и потребителей товаров и услуг; · взаимовыгодные отношения с другими государствами; · обеспечение выполнения обязательств и прав по международным договорам со стороны государства; · обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; · гласность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; · исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеэкономическую деятельность и нанесения ущерба ее участникам; · обеспечение обороны страны и безопасности государства; · единство системы и методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; · обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника ВЭД. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России опирается на широкую нормативно-правовую базу и осуществляется посредством различных методов: таможенно-тарифным регулированием; нетарифным регулированием; запретом и ограничением внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мерами экономического и административного характера, способствующие развитию внешней торговли. Функции по предоставлению различных видов государственной поддержки экспорта распределены между разными ведомствами и организациями (Минпромторгом России, Минфином России, Минэкономразвития России, банками -агентами Правительства РФ в лице Росэксимбанка иВнешэкономбанка), что создает дополнительные трудности для экспортеров. Отраслевой федеральный орган исполнительной власти в области сельского хозяйства (МСХ России) не наделен полномочиями по поддержке экспорта, поэтому все проблемы сельскохозяйственногоэкспорта решаются через межведомственную рабочую группу по развитию и поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции. В состав рабочей группы вошли представители Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, МИД России, Россельхознадзора, ФАС России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», АО «Российский экспортно-импортный банк», АО «Российский экспортный центр». Необходимо совершенствовать координацию ведомств, осуществляющих предоставление комплекснойгосударственной финансовой поддержки российским экспортерам. Одной из проблем регулирования внешнеэкономической деятельности является неукомплектованность торговых представительств специалистами в сфере сельского хозяйства. В мировой практике меры содействия отечественным экспортерам начинают работать на стадии создания экспортных товаров и услуг и продолжаются вплоть до стадии послепродажного гарантийного обслуживания, т.е. внедрены в весь жизненный цикл продукции. ВТО разрешает осуществлять финансовую поддержку экспорта уже произведенных товаров только с помощью государственного экспортного кредитования, которое включает: Ø страхование и гарантирование экспортных кредитов; Ø прямое финансирование экспортных кредитов; Ø субсидирование процентных ставок со стороны государственных или действующих от имени государства организаций. Для повышения роли России на международном экономическом пространстве необходима организация развитой инфраструктуры агропродовольственного рынка стран-участниц ВЭД. Основной целью государственной поддержки экспорта является усиление конкурентных позиций российских экспортеров агропродовольственной продукции на внешнем рынке. Для стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции требуется проведение следующих мероприятий [6, 7, 8, 9]: · создание системы государственного гарантирования политических и коммерческих рисков при экспорте продукции; · расширение долгосрочного экспортного кредитования; · совершенствование системы поддержки экспортеров продовольственной и сельскохозяйственной продукции; · создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам; · переориентирование системы господдержки с прямой поддержкой самого экспорта на поддержку экспортоориентированных производств; · создание системы льготных кредитов, предоставляемых на развитие экспортного производства; · создание централизованного прозрачного механизма финансовой поддержки экспортеров; · проведение исследования государственного уровня по выявлению наиболее конкурентоспособных видов продукции, обладающих преимуществами на мировом рынке; · развитие выставочно-ярмарочной деятельности на территории российских посольств и торговых представительств в зарубежных странах, для формирования положительного имиджа продукции российского АПК; · развитие механизма международного факторинга; · реализация проектов, связанных с выходом на международный рынок предприятий малого и среднего бизнеса; · увеличение объемов гуманитарной помощи другим странам; · развитие и поддержка экспортных кооперативов; · использование принципов государственно-частного партнерства для создания логистических центров для экспорта продукции АПК; · привлечение заинтересованных компаний с целью продвижения продукциик участию в межправительственных комиссиях по торгово-экономическому сотрудничеству. Для эффективной организации деятельности по регулированию экспортной деятельности предприятий АПК целесообразно использовать три уровня поддержки (рисунок 1).
Рис. 1. Концептуальная схема организации поддержки экспорта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |