Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сельскохозяйственной продукции и продовольствия




 

На первом уровне национальными органами управления реализуются государственные программы поддержки экспорта, координируется деятельность всех участников внешнеэкономической деятельности. На втором уровне государственными финансовыми учреждениями осуществляется финансирование и страхование экспорта. На третьем уровне –оказание консультационной, информационной, юридической и другой помощи со стороны негосударственных органов (объединения/ассоциации экспортеров).

Таким образом, в современных сложных социально-экономических и политических условиях эффективное государственное регулирование и поддержка внешнеэкономической деятельности АПК будет способствовать продвижению российской аграрной и продовольственной продукции на мировом глобальном рынке в условиях жесткой конкуренции. Использование современных методов регулирования экспортных процессов будет содействовать формированию доверия к качеству российской продукции и к деловой репутации производителей, что, в сою очередь, обеспечит новые рынки сбыта для сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.

 

Совершенствование структуры механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в АПК

Важнейшей составляющей государственной политики на рынках сельскохозяйственной продукции является обеспечение расширенного воспроизводства сельского хозяйства, реализация направлений сбалансированного и всестороннего его возрождения, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров на мировом рынке. Это предполагает совершенствование совокупности инструментов (механизма) государственного регулирования внешнеэкономической деятельности аграрного сектора, который складывается из нескольких структурных элементов (см. рис.2)

Рис.2. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Целеполагание представляет собой концептуальную основу развития внешнеэкономической деятельности АПК и связывает общегосударственные, корпоративные и частные интересы. Его задачей является определение направлений государственного воздействия на развитие ВЭД и ожидаемый результат [6]. В условиях сложившегося международного разделения труда, торговых войн, кризисных процессов в экономике основной целью развития экономики России стало импортозамещение машинотехнической и сельскохозяйственной продукции, ранее импортировавшейся в страну, повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

Экономический механизм регулирования ВЭД в АПК включает различные инструменты. Эффективность его реализации зависит от многих факторов:

-макроэкономических условий;

-платежеспособного спроса населения;

-волатильности внешнего рынка;

-интеграционных процессов в аграрном секторе экономики;

-правил ВТО;

-функционирования общего аграрного рынка ЕАЭС.

На воспроизводственные процессы в АПК оказывают влияние инновационное развитие АПК,факторы организации и управления,конъюнктура рынка,уровень квалификации работников, их мобильность,экспортный потенциал, программы развития депрессивных аграрных регионов [8].

В сельском хозяйстве России необходимо реализовать модель опережающего развития, технологической модернизации АПК, используя следующие факторы и условия:

-наличие значительныхплощадейпашни, что способствует внедрению специализированных севооборотов и применению новых агротехнологий;

-строительство современных хранилищ и цехов переработки сельхозпродукции из быстровозводимых металлоконструкций;

-развитие специализированного автомобильного и железнодорожного транспорта для круглогодичной перевозки сельхозпродукции в страны общего аграрного рынка ЕАЭС с целью снижения транспортных издержек;

-увеличениебюджетныхассигнований[1]. Несмотря на бюджетные ограниченияобъем финансовых средств на поддержку аграрной сферы страны в 2018 г. ожидается в размере 142,1 млрд рублей. Однако удельный вес консолидированной государственной поддержки в валовом объеме производства корпоративного сектора должен снизиться с 13% в 2016г. до 9% в среднесрочный период за счет использования инновационных технологий и более совершенных методов земледелия. Производство продукции растениеводства в текущем периоде должно возрасти на 22,6% по отношению к 2016г.

-снижение тарифов на перевозку (понижающий коэффициент 0,33 при перевозках зерна на расстояния свыше 2000 км) создаст дополнительные преимущества для развития зернового рынка, позволит улучшить условия перевозок зерна для производителей регионов зерновой специализации, удаленных от рынков сбыта. Это значительно сократит разрыв в стоимости перевозок относительно их дальности, обеспечивая сопоставимый уровень затрат при транспортировке продукции;

-государственная поддержка процессов модернизации внутренней и экспортной инфраструктуры. В частности, рост производства продукции свиноводства в долгосрочном периоде находится в прямой зависимости от господдержки. Доля импорта свинины в Россию в 2018 г. может составить 20% против 25,8% в 2015 г., птицы –8% против 12,7%. В рамках Госпрограммы практикуются инструменты государственной поддержки отрасли молочного животноводства в виде субсидирования на 1 литр товарного молока первого и высшего сорта. С 2015 г. данная мера распространяется только на производителей молока высшего сорта, что должно стать стимулом для других производителей повышать качество молока и молочной продукции посредством использования интенсивных технологий [3].

Активизация инвестиционных процессов в отраслях агропромышленного комплекса является основным фактором стратегического восстановления и развития эффективного воспроизводственного процесса, что предполагает постепенную переориентацию капитальных вложений на полный цикл производства экспортноориентированной продукции на основе использования отечественных агротехнологий. Например, на развитие отечественного свеклосахарного комплекса оказывают давление изменения в государственномфинансировании отрасли в условиях вступления России в ВТО, удорожание ресурсов, депрессивное состояние мирового рынка сахара. В 2010-2012 гг. была осуществлена модернизация и реконструкция сахарных заводов (затраты превысили 50 млрд рублей), что позволилоувеличить мощность действующих в России сахарных заводов и повысить эффективность их работы. Однако на фоне снижения господдержки производство сахарной свеклы стало непривлекательным для инвесторов и аграриев, привело к многочисленным отказам от ее возделывания (снижение посевных площадей в 2015 г. относительно 2012г. на 20%). Уровень ставок импортных пошлин на сахар

-сырец с учетом резкого снижения цен на мировом рынке сахара не позволяет обеспечивать конкурентоспособность цен на внутреннем рынке, компенсировать рост затрат на сахарную свеклу. Низкая доходность производства сахарной свеклы, снижение объема потребления в связи с более широким применением альтернативных химических и натуральных подсластителейстали причиной резкого сокращения инвестиций и кредитов в отрасль и реконструкцию сахарных заводов со стороны коммерческих банков. Введение налога на «вредную продукцию», к которой правительственные структуры относят сахар, ещебольше осложнит ситуацию в отрасли.

После вступления России в ВТО в августе 2012 г. на государственном уровне стали разрабатываться новые инструменты защиты национального аграрного рынка от иностранных товаропроизводителей с учетом требований ВТО. По прогнозам специалистов, потери экономики России за счет вытеснения отечественных производителей импортной продукцией к 2020 г. могут составить 4 трлн руб. В 2020 г. 1,6 млн занятых в сельском хозяйстве и пищевой промышленности должны будут поменять профессию. За этот период объемы производства ряда отраслей агропромышленного комплекса, по прогнозам отдельных исследователей, могут сократиться на 40%. К нежелательным последствиям вступления в ВТО целесообразно отнести различные уровни государственной поддержки аграрной сферы по странам. Например, разрешенное государственное финансирование сельскохозяйственного производства в России –4,5 млрд долл., а в Швейцарии –5,8 млрд долл. США. В настоящее время в странах ЕС, США и Канады уровень господдержки аграрного сектора в 3-7 раз выше, чем в России. В Европе только крупные страны, такие как Германия и Франция, выигрывают от расширения ВТО, а в России, странах ЦВЕ, Армении, Грузии в результате вступления в ВТО могут быть выведены из оборота сотни тысяч гектаров плодороднейших почв [5]. Политика импортозамещения призвана снизить данные негативныепоследствия.

Важным механизмом госрегулирования АПК в сфере ВЭД является правовой механизм, который определяет деятельность институтов, нацеленных на защиту интересов национальных производителей и потребителей посредством законодательно-правовых инструментов [4]. Переход России к единым торговым правилам ВТО определил объективную необходимость пересмотра значительного количества положений государственной поддержки АПК и разработки совокупности мероприятий, направленных на снижение отрицательных последствий развития рынков агропродовольственной продукции и сырья, особенно уязвимых товарных групп (молочная продукция, свинина, колбасные изделия, рис). В таблице 2 отражены отдельные меры государственного регулирования и правовой

поддержки развития аграрной сферы России.

Таблица 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...