Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ответьте на вопросы тестов и проанализируйте результаты.
Тест «Групповые роли»
Ин с т р у к ц и я . В каждом вопросе распределите сумму в 10 балловмежду утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуютваше поведение. Эти баллы можно либо распределить междунесколькими утверждениями, либо в редких случаях все 10 баллов отдатькакому-то одному. Занесите баллы в прилагаемую ниже таблицу.
1. Что, по вашему мнению, я могу привнести в групповую работу: а) я быстро нахожу новые возможности; б) я могу работать хорошо со множеством людей; в) у меня хорошо получается выдвигать новые идеи; г) у меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи; д) я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивнаяработа; е) я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошимрезультатам; ж) в привычной обстановке я работаю быстро; з) у меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативномудействию. 2. У меня есть недостатки в групповой работе. Возможно, это то, что: а) я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано,не проведено; б) я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаюобоснованной; в) у меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группене появляются новые идеи; г) мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделятьэнтузиазм коллег; д) если мне нужно что-то достичь, я бываю авторитарен; е) мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсьразрушить атмосферу сотрудничества в группе; ж) я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящегов группе; з) мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественныхдеталях и переживаю, что ничего не получится. 3. Когда я включен в работу с другими: а) я влияю на людей, не подавляя их; б) я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть неможет; в) я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять времяи не упустить из виду главную цель; г) у меня всегда есть оригинальные цели; д) я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах; е) я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям; ж) окружающим нравится моя холодная рассудительность; з) мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа былавыполнена. 4. В групповой работе для меня характерно то, что: а) я очень заинтересован хорошо знать своих коллег; б) я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсьвзглядов меньшинства; в) у меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнутьошибочные предложения; г) я думаю, что у меня есть дар выполнить работу по плану; д) я склонен избегать очевидного, предлагать что-то неожиданное; е) все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства; ж) я готов устанавливать контакты и вне группы; з) хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принятьрешение собственное, если это необходимо. 5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что: а) мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор; б) мне нравится находить практические решения проблемы; в) мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хорошихвзаимоотношений; г) мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений; д) у меня есть возможность встречаться с людьми, которые могутпредложить что-то новое; е) я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы; ж) мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнениипоставленных задач; з) мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображениеи творческие способности. 6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнитьв ограниченное время и с незнакомыми людьми: а) я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход изтупика и не выработаю свою линию поведения; б) я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, дажеесли он мне не симпатичен; в) я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить начасти это задание, таким образом уменьшив объем работы; г) мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика; д) я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идтипрямо к цели; е) я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительнымситуациям; ж) я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группане справляется; з) я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказыватьновые идеи и искать возможности продвижения к цели. 7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе: а) я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс; б) некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичени мне не хватает интуиции; в) мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство; г) мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только па одного-двухчеловек, которые могут воодушевить меня; д) мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели; е) иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложныевещи, которые приходят мне на ум; ж) я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать немогу; з) если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудночетко изложить свою точку зрения. Обработка результатов
Таблица ответов
1. Прочитайте и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I — председатель; II — формирователь; III — генераторидей; IV — оценщик идей; V — организатор работы; VI — организаторгруппы; VII — исследователь ресурсов; VIII — завершитель. 2. Заполните таблицу в соответствии с приведенной в начале текста инструкцией,вписывая по каждому вопросу то количество баллов, которое, вы дали этому варианту ответа. 3. Найдите сумму баллов по каждому из I - VIII столбцов. Выделите тестолбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чащевсего выполняете в группе. Функции ролей Председатель — впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный, нуждается в высоко мотивированной группе. Формирователь — лидер, соединяет усилия членов группы в единоецелое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующийэкстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе. Генератор идей — источник идей; свойства: умен, богатое воображение,креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированномокружении, которое будет воспринимать его идеи. Оценщик идей (критик) — анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный волевой, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей. Организатор работы — преобразование идей в конкретные задания иорганизация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой, нуждается в предложениях и идеях группы. Организатор группы — способствует согласию группы, улаживает разногласия,знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность,дипломатичность, доброта, коммуникабельность; тип: эмпативный и коммуникативный, нуждается в постоянном контакте со всемичленами группы. Исследователь ресурсов — связующее звено с внешней средой; свойства:общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип:напористый экстраверт, нуждается в свободе действий. Завершитель — побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный, нуждается в групповой ответственности, обязательности.
Интерактивное упражнение На групповом занятии по описанным характеристикам разыграйте следующие роли участников дискуссии. «Инициативный» — его задача с самого начала дискуссии захватить инициативу, с помощью аргументов и эмоционального напора склонить остальных участников к поддержке его позиции. «Спорщик» — встречает в штыки любое предложение. Выдвигает свое, но обязательно противоположное тому, какое выдвинули остальные. Его девиз: «Я спорю потому, что я спорю». «Соглашатель» — соглашается с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания. «Оригинал» — до поры до времени не вступает в дискуссию, но если взял слово, то выдвигает какое-либо неожиданное решение. «Организатор» — его роль состоит в том, чтобы обеспечить выявление позиций, он задает уточняющие вопросы, подводит промежуточный итог, определяет свою собственную позицию. Роли распределяются индивидуально, с учетом пожеланий участников дискуссии. Тема дискуссии, например, «Молодежь и образование», «Здоровье и наркотики», «Детская беспризорность и угрозы обществу» и т.д. Остальные участники игры начинают дискуссию, высказывая свое мнение по проблеме в соответствии с выбранными ролями.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |